К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Женщины против женщин: как молодые девушки включаются в поддержание патриархата

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Социологи Елизавета Захарова и Ольга Савинская из НИУ ВШЭ об устойчивости гендерных стереотипов в женской среде и формировании мизогинистских установок среди молодых женщин.

Общество стремительно набирает обороты в переходе к новой технологической реальности: меняются быт, профессии, досуг. Вместе с тем гендерные отношения остаются консервативными, закрепляя за женщинами традиционные роли и формируя барьеры для их выхода из этого узкого круга. Одним из механизмов сдерживания женского потенциала оказывается внутренняя мизогиния — принижение значимости женщин и женского в общественном пространстве, которое создается и транслируется самими женщинами.

Обращение к этой проблеме в обществознании началось еще в первой половине XX века, когда широко распространились рассуждения французской феминистки Симоны де Бовуар о проблеме замалчивания женщинами своей половой принадлежности как общественно постыдной. За прошедшие почти сто лет прошли волны феминистских движений и сексуальная революция, однако предвзятое и стереотипное отношение к проявлению женственности и оправдание гендерных стереотипов сохраняются.

Консерватизм пронизывает все сферы жизни: от внешнего вида и характерных особенностей женщин до отведенных им социальных ролей. Общественная поддержка сексистских практик, традиционно реализуемых мужчинами, приводит к возникновению проблемы самопозиционирования среди женщин: представительницы слабого пола стремятся быть частью привилегированного класса мужчин, порицая существование женского. Социализируясь в таких условиях, женщины проявляют мизогинию (женоненавистничество) и сами. Такая форма мизогинии получила название усвоенной, или внутренней (internalized misogyny): обесценивание женских ролей в обществе порождает своего рода страх проявления женственности и женской натуры.

 

В своем исследовании мы применили стратегию смешивания методов: на первом этапе провели личные интервью с 10 женщинами – представительницами поколения миллениалов (21-26 лет) из Москвы и Московской области, на втором – соответствующий онлайн-опрос.

Интервью предполагали просмотр отрывков из заранее отобранных фильмов («Эрин Брокович», «Улыбка Моны Лизы», «Суфражистка»), которые демонстрировали проявление дискриминации женщин, поддержку гендерных стереотипов и другие подобные явления. Затем проводилось обсуждение увиденного.

 

Постыдная гонка

Наиболее ярко выраженная составляющая усвоенной мизогинии у женщин – это осуждение проявления сексуальной привлекательности. Демонстрацию привлекательности связывают, во-первых, с низкими интеллектуальными способностями таких девушек, во-вторых, с их несамостоятельностью в вопросах жизненных достижений, и наконец, со стремлением найти пассию – или, как вариант, получить некоторые предметы роскоши:

  • «Ты приходишь в спортзал — там, значит, бегают девочки в коротеньких шортиках и топиках, они ведь явно пришли не заниматься». (одна из участниц, 21 год)
  • «Для женщин, которые малюются, покороче себе все наденут и пойдут глазами стрелять, для них это [отсутствие умственных способностей – прим. авторов] не проблема. Там мозгов особо не надо, и как ни странно, это устраивает их». (24 года)
  • «Я, когда вижу женщин на крутых машинах, Porsche Cayenne там, сразу понимаю, откуда она взяла этот Cayenne. Конечно, она не могла на него заработать, будучи молодой девушкой, которая там сидит за рулем». (23 года)

Рассуждая о демонстрации сексуальной привлекательности, женщины подчеркивают, что для них это неприемлемо:

 
  • «Ну я бы, конечно, себя неполноценно чувствовала в таком образе, у меня все-таки есть нормальные цели в жизни». (23 года)

Интересно, с другой стороны, что респондентки спешат подчеркнуть важность того, как ты выглядишь:

  • «Женщина должна за собой следить, должна радовать мужа своим внешним видом». (23 года)

Получается, что главное правило гонки за «мифом о красоте» – не демонстрировать явно свое в ней участие: привлекательный внешний вид – составляющая современного гендерного контракта, но существуют и другие предписанные обществом женские обязанности, которые не должны игнорироваться «во имя красоты».

При этом некоторые девушки признавали, что им приятно осознавать, что они выглядят лучше окружающих, а другие подчеркивали, что желание изменить свое тело – естественное и нормальное:

  • «Какая девушка не хочет иметь другое тело? Более тонкие ноги, талию, большую грудь? Конечно, все этого хотят» (23 года).

Слабый пол

Патриархальное восприятие женщин как несамостоятельных и нуждающихся в мужском покровительстве в ходе интервью также получило подтверждение в высказываниях респонденток:

 
  • «Многим женщинам не везет, у них мужья не работают, и им вот приходится сидеть на работе и печалиться». (31 год)
  • «Женщина — больше там уют, очаг, чистота, дети, помытые и одетые. А мужчина — это вещи, связанные с силой, там забить гвоздь, на рынок съездить». (23 года)
  • «Мужчина должен себя чувствовать кормильцем, женщина унижает его, если приносит в семью больший достаток» (30 лет)

Такие взгляды распространяются как на семейную модель, так и на профессиональную реализацию. Предполагается, что в обеих сферах женщина нуждается в помощи, наставничестве, покровительстве:

  • «Женщины, как правило, такие склочные, все эти бабские коллективы, они не могут сплотить коллектив и чего-то добиться. Хотя женщины-управленцы есть, но это в порядке исключения». (21 год)

В такой системе координат некоторые осознают действующие гендерные правила и используют их для успешной социальной коммуникации:

  • «У меня даже работает такое правило, что если идешь к женщине какой-то, и она должна тебя оценить, то надо убрать волосы подальше и смыть мэйк, сидеть перед ней и не рыпаться». (21 год)

Классификация женоненавистничества

На втором этапе исследования проводился онлайн-опрос 380 женщин с теми же характеристиками возраста и проживания: от 21 до 36 лет, Москва и Московская область. Мы выделили женщин с выраженными женоненавистническими установками — их в выборке 100 человек, то есть больше 26%. На основе их ответов можно ранжировать типы проявления усвоенной мизогинии по частоте возникновения.

 

Чаще всего (42% опрошенных, вошедших в упомянутую группу) в основе внутренней мизогинии лежит идея о том, что главные обязанности женщин — ведение хозяйства и воспитание детей. Их выполнение воспринимается не только как приоритетное, но и как естественное.

На втором месте (по 18% респонденток) – сразу два типа проявлений мизогинии. Первый основан на «мифе о красоте» — стремлении изменить свое тело и восприятии внешней привлекательности как способа добиться успеха в жизни. Второй — на тезисе о том, что женщинам интеллектуальные способности не свойственны и для них не важны.

Далее (10%) идет «двойная нагрузка»: с одной стороны, считается, что женщина должна реализовываться в первую очередь в семье, с другой, для достижения гендерного равенства от нее требуется профессиональная реализация.

Следующая группа (6%) убеждена: равенство между мужчиной и женщиной возможно только через трудовую занятость. Сексуальная привлекательность и ее демонстрация открыто порицаются.

 

Наконец, еще 6% опрошенных рассматривают мужчин как привилегированный класс – женщинам же приписывают низкий интеллект и неспособность реализоваться самостоятельно — и, тем более, быть наравне с мужчиной. Равенство в этом случае достигается только через отказ от «женского» (такого как шопинг, салоны красоты).

Получается, что в современном обществе немалая доля женщин продолжают строить себе «затворнические терема», поддерживая навязываемые консервативным обществом мизогинисткие установки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости