К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Операция «Преемник»: детская решительность и кто ею пользуется

Фото REUTERS / Lucas Jackson
Фото REUTERS / Lucas Jackson
Научить ребенка делать самостоятельный выбор – залог его успешного будущего. Психолог Марина Мелия — о предпочтении некоторых родителей принимать решения за детей и чем это грозит обеим сторонам

Если мы хотим воспитать из своего сына или дочери преемника, который подхватит, продолжит наше дело, то решительность — это то, о чем стоит подумать в первую очередь.

Что такое решительность? Это способность самостоятельно делать выбор, принимать осознанное решение, не откладывать дело в долгий ящик, не метаться потом «слева направо» и «вперед — назад», не бросать начатое на полпути и достигать своей цели.

Решительность — неотъемлемая часть лидерства: решительный человек вселяет веру в других, он, как магнит, притягивает к себе людей, и они следуют за ним.

 

Это качество полезно и в повседневной жизни. И нам, и нашим детям приходится постоянно делать выбор — от элементарного «что сегодня надеть» до судьбоносного «в какой институт поступить». Но принимать решения мы детей не учим — мы все решаем за них. Зачастую они не могут выбрать ни кружок по своему интересу, ни спортивную секцию. Как провести каникулы, тоже решают мама с папой. У детей даже нет возможности выбирать себе друзей — мы лучше знаем, с кем им надо общаться. Их день расписан по минутам, их водят с одного занятия на другое, никакого шатания по улицам, никаких сюрпризов. Все заранее предусмотрено, предопределено. Ребенку уже не приходится выбирать, какую игрушку он хочет больше — ту или эту, уровень достатка в наши дни такой, что мы просто покупаем обе.

Так ребенок привыкает не принимать решения и не нести за него ответственности. В результате у него не формируется вкус к тому, чтобы сделать по-своему и доказать свою правоту, решать и действовать, это отчетливо проявляется уже в подростковом возрасте, когда у детей появляется все больше вариантов выбора. Возникает парадокс: современная взрослая жизнь не так структурирована, как раньше, а решать и действовать подросшие дети не могут.

 

Поэтому надо совершенно сознательно воспитывать в них решительность и формировать соответствующие навыки. Вот чему следует учить детей:

— выбирать осознанно, учитывая последствия;

— действовать, не отступая;

 

— достигать цели и подводить итоги.

Выбирать осознанно, учитывая последствия. Часто мы втягиваемся в какое-то дело неосознанно, на автомате. Мы начинаем действовать, даже не понимая, что уже сделали выбор, приняли решение и это изменит нашу жизнь. Мы не замечаем, что уже начался наш новый путь. Ничего не менять, сохранить статус-кво (не уйти с работы, от жены или мужа, не поменять квартиру) тоже означает принять решение, у которого будут свои последствия. Часто приходится слышать: «А что я мог сделать? У меня не было выбора». Выбор есть всегда, и всегда есть альтернатива тому решению, которое кажется нам единственным.

Решение — это точка в жизненном потоке. Мы остановились, проанализировали, что происходит, как это соотносится с нашей стратегической целью, какие могут быть последствия, и потом сделали шаг. В ситуациях выбора мы всегда что-то теряем. Решение — это неизбежные потери. Именно поэтому нам так трудно принять решение, именно поэтому главное в принятии решения — осознанность. Это то, чему надо учить ребенка.

Он должен научиться принимать решения самостоятельно, не перекладывая ответственность на других, не ссылаясь на обстоятельства, которые подтолкнули его сделать тот или иной выбор. Конечно, полезно выслушать советы или альтернативное мнение, но принимать решение надо самому и в оптимальные сроки. А потом единолично нести за него ответственность.

Как воспитать в детях или развить в себе это качество? Даже самому маленькому ребенку нужно предлагать выбор в определенных границах. Например: какие сапожки (а не туфли, ведь на улице зима) надеть — синие или красные, какую машинку купить (за определенную цену), каким видом спорта заниматься, кого пригласить на день рождения. Делая даже такой простой выбор, ребенок учится оценивать варианты, выстраивать приоритеты. Дети постарше могут выбирать, как им провести каникулы. Но мы всегда должны ставить условия: например, поехать можно только в Европу, сумма на одного человека должна составлять столько-то, а определиться с выбором необходимо в течение недели, потому что позже билеты будут стоить дороже, а из бюджета выходить нельзя.

 

Действовать, не отступая. Мы приняли решение, сделали выбор, значит, надо тут же переходить к действиям, воплощать его в жизнь. Для этого необходима воля. Решительность — это вообще волевое качество. Мы не колеблемся, не причитаем «ой, зачем я это сделал» и не позволяем себе передумать. Повод бросить начатое найдется всегда. Но решительность как раз и проявляется в том, чтобы не поддаться сиюминутному порыву. Даже если решение спорное, надо пройти с ним некоторый путь, извлечь из него все хорошее и прийти к определенному финалу. И не сравнивать минусы того, что получилось, с плюсами того, что было до этого.

Скажем, ребенок выбрал айкидо, начал заниматься, но то ли разочаровался, то ли заленился. Пусть походит в секцию хотя бы год. Польза все равно будет — появятся сила, ловкость, быстрота реакции, умение сосредотачиваться. И, конечно, этот опыт поможет ему делать более осмысленный выбор в следующий раз.

Даже те решения, которые абсолютно соответствуют нашим целям, реализовывать тяжело. Нужно научиться испытывать, как говорят спортсмены, мышечную радость от напряжения и преодоления. Тогда появится мотивация ставить цели, достижение которых требует серьезных усилий.

Достигать цели и подводить итоги. Осознанный выбор предполагает, что, принимая решение, мы видим некую стратегическую цель, к которой нас это решение приближает. Очень важно подводить итоги каждого этапа, анализировать ошибки, оценивать полученный опыт, праздновать достижения. Мы должны поддерживать ребенка, даже если нам его решение кажется не очень правильным. Но главное, обсудить с ним последствия выбора, рассказать о трудностях, настроить, а потом подбадривать на всем пути движения к цели.

 

Дочь моей клиентки выбрала вуз, против которого выступили родители. Когда начались проблемы, родители злорадствовали: «Мы же тебе говорили. Зачем ты туда пошла?» Но я посоветовала девушке не бросать учебу: «Докажи всем, что ты сможешь окончить вуз, а дальше уже будешь думать, что делать». Мы нашли плюсы в этом, может, не совсем удачном выборе. К 21 году девушка получила диплом о высшем образовании, неплохо овладела японским языком, а главное — у нее появился опыт завершения серьезного дела.

Разумеется, принимая ответственное решение, человек может совершить ошибку. Только нерешительный боится осуждения и, сделав неверный выбор, увязает в колее, в которую попал. Иногда надо сказать себе: «Да, я был неправ». Отменить свое решение. И снова сделать осознанный выбор.

Решительность нужно и можно воспитывать с младых ногтей, но не поздно развивать это качество и будучи взрослым. Предложенная схема универсальна. Она подходит всем, независимо от возраста. И, конечно, воспитывая решительность в детях, мы воспитываем ее и в себе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+