К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Женщина на борту. Что нужно для того, чтобы стать капитаном корабля

Фото DR
Фото DR
Как две главные женщины у руля круизной компании лавируют сквозь гендерные барьеры

Кейт МакКью, первая американка, ставшая капитаном круизного лайнера, и Лиза Лютофф-Перло, единственная женщина, возглавляющая круизную компанию, рассказали Forbes Woman, как изменяют одну из самых мужских индустрий

Зовите меня капитан

«Здравствуйте! Это капитан Кейт, но вы можете называть меня просто капитаном, потому что мне потребовалось 19 лет, чтобы заслужить этот титул», — так приветствует своих пассажиров Кейт МакКью. При первом взгляде на эту миниатюрную улыбчивую брюнетку сложно поверить, что именно она управляет кораблем вместимостью почти 3000 человек.  «Многие пассажиры при личной встрече признаются, что ожидали, что я намного выше. Думаю, их фантазия рисует образ амазонки, поскольку только она смогла бы проворачивать скрипящий штурвал корабля Христофора Колумба», — отмечает МакКью, Девушка объясняет, что в наше время штурвал меньше, чем руль в автомобиля. Однако, сказать то же самое о размерах кораблей нельзя. Например, лайнер Celebrity Edge, руководство которым будет передано Кейт в сентябре этого года, имеет длину 306 метров и водоизмещение 130 тысяч 818 тонн.  Ее предыдущий корабль, Celebrity Equinox, был примерно такого же размера.

МакКью управляет не только лайнером, но и двумя разными подразделениями: морским и гостиничным (на корабле 1467 кают уровня номеров пятизвездочного отеля, включая 1500 люксов). Капитан шутит, что «теоретически похожа на генерального директора корабля и руководит судном как малым бизнесом. «Все на борту касается капитана, даже холодная пицца — это моя проблема. К счастью, такое бывает не часто. Кроме того, в компании действует политика открытых дверей, поэтому любой член экипажа может обсудить со мной абсолютно любые вопросы», — говорит она. Помогает их решать четкая субординация, которой следуют все на борту. Такая тесная коммуникация с коллегами, как и любые погодные условия, женщину-капитана не пугают. Она вспоминает недавний случай, когда во время круиза в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико дождевые потоки обрушились на корабль, а порывы ветра достигали 39 узлов. «Когда попадаешь в ситуацию, с которой раньше не сталкивался — а у меня не было опыта работы в таких условиях — то необходимо предельно сконцентрироваться и выйти из зоны комфорта. После того, как погода стабилизировалась, я спустилась с капитанского мостика, позвонила родителям и сказала, что стала сегодня лучшим капитаном, чем была вчера. Ситуация была, безусловно, стрессовой, но благодаря ей я получила бесценный опыт, смогла понять, на что способен не только лайнер, команда, но и я сама», — говорит Кейт.

 
Лиза Лютофф-Перло
Лиза Лютофф-Перло·DR

Самая сложная часть работы для нее и самая благодарная — каждый день не похож на предыдущий: лайнер посещает новые места, на борт приходят новые люди, даже погода никогда не бывает одинаковой два дня подряд.  «Это помогает тебе постоянно оставаться в тонусе. Именно поэтому я бы не могла работать в офисе с девяти до пяти: я люблю вдохновение, ощущение того, что все постоянно меняется и при этом какие-то вещи остаются неизменными: здесь обо мне заботятся, я окружена 1200 членами семьи. Реальный мир — пугающее место, где нужно стоять в пробках, ходить в магазин за продуктами и платить cчета за электричество», — говорит капитан. Корабль она называет своим «пузырем», в котором происходит только хорошее. Кейт признается, что если бы ей сказали, что ближайшие пять лет ей придется провести на лайнере и не выходить на сушу, она была бы не против.

Навстречу мечте

Решение стать капитаном она приняла в возрасте 12 лет после небольшого круиза с семьей. «Я сказал отцу, что собираюсь работать на лайнере и хотела бы работать там круизным директором. Папа ответил, что я могу быть круизным директором или капитаном, или вообще кем захочу», — вспоминает она. Для осуществления этой мечты Кейт поступила в морскую академию, а затем, будучи курсантом, работала на судах, которые перевозили бананы между Калифорнией и Эквадором. Параллельно будущая капитан рассылала резюме во все круизные компании. Не получив ответа, она даже пробовалась на позицию бармена в Disney Cruises. «Скорее всего, поскольку я никогда не стояла за стойкой и была слишком квалифицирована для такой работы, мое резюме передали в другой отдел и предложили должность третьего помощника капитана на корабле», — рассказывает Кейт. С 2003 по 2015 год она прошла по карьерной лестнице от этой самой низкой позиции до штаб-капитана. Именно поэтому сегодня Кейт немного раздражает, когда  пассажиры, видя ее на палубе, спрашивают, почему она не на капитанском мостике. «На протяжении многих лет я стояла на вахте по восемь часов в сутки и заслужила возможность походить по кораблю и насладиться тем, что на нем есть», — объясняет капитан. Она действительно предпочитает не дистанцироваться от пассажиров и членов экипажа, а, наоборот, общаться с ними  как можно больше. В конце концов, какая-нибудь маленькая девочка может увидеть ее прогуливающейся по кораблю и подумать: «Я хочу быть похожей на нее, когда вырасту!»

 

По мнению Кейт, одна из причин дисбаланса в морских профессиях связана с тем, что до недавнего времени они не были заметны среди тех, что открыты для женщин, а капитан ассоциировался прежде всего с Мэррилом Стюбингом из американского телесериала 80-х «Лодка любви». С целью привлечения внимания к возможностям женщин, мечтающих связать свою жизнь с океаном, она активно ведет аккаунт в инстаграм, в котором развенчивает стереотипы о своей профессии и показывает, что жизнь на борту состоит из ярких мгновений. За ее профилем следят почти 75 тысяч человек, а 25,6 тысяч следят за профилем ее кошки Bug Naked, которая сопровождает Кейт во всех ее поездках.

Кейт также на своем примере доказывает, что профессия капитана совместима с личной жизнью. Ее муж Никола Петрович работает главным инженером на корабле в Испании. Оба супруга проводят в море по три месяца, после которых получают по три месяца отпуска, во время которого обычно путешествуют. «Мир с каждым годом становится все меньше, опять-таки благодаря новым медиа. Помню, когда начинала плавать 20 лет назад, стоило прибыть в порт, как все члены экипажа бежали к ближайшей телефонной будке и у каждого было 20 минут максимум, чтобы позвонить домой, а дальше тебе уже стучали в стекло со словами: «Торопись, моя очередь!» Сейчас я постоянно на связи с родителями и мужем, мы общаемся и видимся дважды в день по скайпу. Кроме того, моя семья может путешествовать вместе со мной на корабле, когда хочет, — говорит Кейт — Мне не нравятся стереотипы, но я люблю их разбивать и хочу наглядно показать, что для достижения успеха в нашей профессии не обязательно соответствовать какому-то конкретному стереотипу или быть определенного пола».

Женщины за бортом

История МакКью скорее не исключение из правил, а доказательство постепенной смены парадигмы в индустрии, которая долгое время считалась исключительно мужской. Наличие представительницы прекрасного пола на мостике корабля на протяжении многих столетий было под строжайшим запретом. Ситуация усугублялась мифами и легендами, в которых девушки всегда представлялись в образах сирен и русалок, призванных отвлекать моряков от верного курса и разбивать корабли о скалы. В XIX веке на кораблях можно было встретить только одну «женщину» — кариатиду, которая должна была защитить мореплавателей от штормов и принести им удачу. В профессиональные морские академии женщин не принимали женщин до последней четверти века.

 
DR

Внесение изменений в отрасль, в которой долгое время доминировали мужчины, было немалым подвигом, не даром ролевой моделью для Кейт МакКью до сих пор остается генеральный директор компании Celebrity Cruises Лиза Лютофф-Перло, которая подобно Кейт начинала свое восхождение по карьерной лестницы всего лишь с позиции торгового представителя компании Royal Caribbean в Бостоне 35 лет назад.

В 2014 году она стала первой женщиной, возглавившей круизную компанию, чьи акции торгуются на Нью-йоркской фондовой бирже. Своей миссией она сделала привлечение большего количество девушек из морских академий для работы в компании. Назначение Кейт г-жа Лютофф-Перло считает одним из самых важных моментов в своей карьере. «Несмотря на то, что женщины по статистике принимают львиную долю решений по поводу путешествий, в нашей индустрии долгое время сохранялся огромный дисбаланс по половому признаку. При этом множеством исследований доказано, что наличие равного количества женщин и мужчин создает благоприятную атмосферу на работе и положительно сказывается на бизнес-показателях организации. Успешная карьера Кейт была первой возможностью внести в компанию существенные изменения, связанные с гендерным равенством», — сообщила Forbes Лиза Лютофф-Перло. Сегодня в Celebrity Cruises уже четыре капитана-женщины и пять женщин на позиции директоров по размещению. «Когда я начинала работать в 2015 году, только 3% людей на капитанском мостике были женщинами. За три года мы увеличили эти показатели до 22%», — констатирует Кейт Маккью.

Вышеупомянутый корабль Celebrity Edge  — первый проект Лютофф-Перло, названный лучшим новым лайнером по версии авторитетного отраслевого онлайн-ресурса Сruise Critic, также подтверждает выбранный ею курс. В работе над лайнером стоимостью $ 1 млрд. наравне с создателем отеля-паруса Burj Al Arab, американским архитектором Томом Райтом и любимым дизайнером Опры Уинфри Нейтом Беркусом принимали участие и выдающиеся женщины современности: Келли Хоппен, считающаяся одной из самых влиятельных женщин-дизайнеров Великобритании, звезда испанского дизайна Патриция Уркиола и другие. Крестной матерью Celebrity Edge стала лауреат Нобелевской премии мира, пакистанская правозащитница, выступающая за доступность образования для женщин во всем мире, Малала Юсуфзай.  30% экипажа корабля составляют женщины,  что в половину больше, чем в среднем по всей круизной индустрии. Однако Лиза Лютофф-Перло не намерена останавливаться на достигнутом. Cпущенный на воду в конце мая лайнер Celebrity Flora отправится в свой первый круиз по Галапагосским островам в соотношении 50 на 50 на капитанском мостике.

Ожидается, что число женщин в круизной индустрии будет только увеличиваться, особенно с учетом того, что в 2019 году индустрия морских круизов пополнится 24 новыми лайнерами, и все больше компаний обращаются в сторону гендерного равенства. Рецепт успеха от Кейт МакКью и Лизы Лутофф-Перло достаточно прост — идти вперед к намеченной цели, не оглядываясь назад, и ни в коем случае не отступать, только потому что на начальном этапе тебе отказали. «Мы живем в отличное время, открывающее прекрасные возможности для женщин, поэтому надо продолжать заявлять о себе и задавать вопросы, пока кто-нибудь не скажет тебе «да», — резюмирует Лиза Лутофф-Перло.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости