К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Материальный успех — вещь химерическая». Правила бизнеса Натальи Касперской

Фото DR
Фото DR
Запуская бизнес вместе с мужем Евгением Касперским в 1997-м, Наталья Касперская рассчитывала «заработать немного денег для семьи». В 2018 году Forbes оценил ее состояние в $270 млн, в рейтинге «Богатейших женщин России» она занимает 13-е место

Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch, регулярно попадает в управленческие и предпринимательские рейтинги, при этом подчеркивает, что «никакой карьеры никогда не делала». Ее пример показывает, что стремление обеспечить семью — неплохой мотиватор: компания «Лаборатория Касперского», которую она создала вместе с бывшим мужем и которой руководила на протяжении 10 лет, сегодня входит в число крупнейших компаний в России, в 2018-м году ее выручка составила 45,5 млрд рублей.

В 2007 году Наталья Касперская возглавила компанию InfoWatch — «дочка» «Лаборатории Касперского» досталась ей в результате раздела бизнеса при разводе. С 2007 года под ее руководством объем продаж вырос с 67 млн руб. до более чем 1 млрд руб. в 2018 году. 
 
О том, какую роль в работе компаний играют внешние обстоятельства и почему деньгами нельзя измерить успех, Касперская рассказала ForbesWoman.

О том, как успех бизнеса определяет случай

 

Я никакой карьеры никогда не делала. Не было у меня плана делать карьеру. Было желание заработать немного денег для семьи. Результатом этого желания стало создание компании «Лаборатория Касперского». По опыту этой компании, а также по опыту другого своего бизнеса – InfoWatch — поняла, что, к сожалению, львиную долю успеха компании определяют внешние обстоятельства. 
 
Возьмем, например, всем известную компанию Microsoft. Конечно, нельзя отрицать гениальность Билла Гейтса, но значительная часть его успеха определилась тем, что именно в это время мировой рынок оказался готов к появлению персональных компьютеров. Заметим, что эту потребность заметил также Стив Джобс — ровесник Гейтса. Просто Гейтс сфокусировался на разработке операционной системы, а Джобс стал разрабатывать компьютер со всей инфраструктурой. И к середине 90-х они поделили рынок, созданный, к слову сказать, не ими, а компанией IBM.  Этот и другие примеры, а также собственный опыт, привели меня к мысли, что нахождение в правильном месте в правильное время в значительной степени определяет успех бизнеса.
 
О главных качествах хорошего сотрудника
 
Есть базовые вещи, которые нужны любому сотруднику. Это профессионализм и умение работать в коллективе. Если человек прекрасно разбирается в своей области, он будет востребован всегда и везде, независимо ни от чего. А если он при этом хорошо выстраивает отношения и умеет доводить свои начинания до конкретного результата, то такому человеку вообще цены не будет. 
 
Дальше все зависит от конкретной области деятельности. Но результативность нужна в любом случае. Программист у нас, например, должен уметь в сжатые сроки выдать приличный код. Выстроить отношения в команде, так как  разработка программного продукта — всегда командная работа. И, конечно, он должен уметь программировать на конкретных языках. Когда эти языки меняются, программист должен суметь быстро обучиться. 
 
О выходе из зоны комфорта
 
Я не знаю, что такое зона комфорта. Это когда я сижу в тихом уголке, а у меня все работает? Может быть, у кого-то так бывает. У меня в основном стрессы и постоянная борьба с очередными проблемами. Человек, который чем-то руководит, постоянно решает проблемы. Особенно, если возглавляет большую и сложную область деятельности. Постоянно что-то идет не так. И тебе все время нужно это корректировать. 
 
Понятно, что надо создавать стратегию, планировать работу, развивать персонал. И совершенно  непонятно, с какого же момента и когда  начнется зона комфорта. Ну и, кстати, что это такое вообще?  Если я, например, еду в какое-то тихое место отдыхать, то мне на второй день становится некомфортно. У меня начинает свербеть, мне надо куда-то мчаться, что-то решать, делать. Но что в таком случае называть зоной комфорта? Видимо, у каждого она разная.
 
О главных уроках в профессиональной жизни
 
У каждого свои главные уроки. Мои уроки наверняка не всем полезны. Например, занимаясь инвестиционной деятельностью, я поняла, что нужно инвестировать только в то, в чем хорошо разбираешься. В свою область. Как только ты пытаешься инвестировать в проект, который выглядит крайне привлекательно, но ты в нем  не очень понимаешь, проект почему-то становится убыточным. И все  оказывается не так, как тебе рассказывали. Вообще, заниматься и управлять нужно только тем, в чем ты разбираешься. 
 
Сейчас у меня очень много разных видов деятельности, которые накопились за многие годы. Всеми приходится заниматься. И получается, как со  шкуркой, которую надо поделить, чтобы сшить 15 шапок. Шапочки, конечно, получаются, но очень маленькие. Поэтому второй урок — уметь отсекать лишнее. Это важное умение, которое мне дается очень сложно. Опыт отсекания для меня всегда мучителен. Мы заводим проект, в какой-то момент становится ясно, что проект не будет прибыльным, или он слишком сложный, или требует слишком много усилий. Но отказаться уже жалко. И вот мы тащим этот «чемодан без ручки», он поедает деньги, ресурсы, время, силы, жизненную энергию. А мы все надеемся, что еще чуть-чуть – и выстрелит. Умение избавляться от неудачных проектов — очень важный навык. 
 
О том, почему деньги — не мерило успеха

В последнее время мерилом успеха у нас принято считать деньги. Но, строго говоря, деньги не являются мерилом. Они не измеряют ничего. Оглядываясь назад, ты понимаешь, что деньги — это просто средство обмена. Обмена либо на материальные ценности, либо на новые виды деятельности. Само по себе желание заработать много денег — тупиковое.  Заработок может быть только промежуточной целью. Но должна быть и какая-то более высокая цель, то, для чего ты это  делаешь. Это может быть интерес, желание построить большую компанию. Стремление произвести прорыв в науке или искусстве, изобрести что-то новое. Стать героем.

 

Школа в советское время воспитывала детей больше в духе заботы о своей стране. Умереть за Родину, как Александр Матросов, считалось верхом достижений. И с точки зрения того, что Матросов попал во все учебники, это, безусловно, успешный человек. При том, что он лег грудью на амбразуру. Он выбрал для себя такой способ успеха. И я считаю, что это герой и состоявшаяся личность. Но надо ли, чтобы дети ложились грудью на амбразуру? Или надо, чтобы они бежали в ужасе при виде первой опасности?

Еще надо понимать, что материальный успех — вещь химерическая. Потому что сегодня ты успешный, а завтра твои деньги куда-то делись. Например, их накрыл кризис, или ты сделал неуспешную инвестицию. Или у тебя их отняли мошенники. И ты опять стал  бедным. Это плохой или хороший опыт? Это опыт полезный. Особенно для людей, которые не очень умеют управлять большими деньгами, — а большое богатство в нашей стране, как правило, сваливается достаточно неожиданно. Поэтому такой опыт закаляет человека и начинает показывать его настоящую ценность.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+