Мужской клуб. Как женщина-оператор смогла добиться успеха в Голливуде

Шерил Робинсон Forbes Contributor
Николь Уитакер выстраивает кадр. Фото American Society of Cinematographers
В кинопроизводстве Голливуда занято поразительно мало женщин. Поэтому Николь Уитакер, страстно желавшей стать оператором-постановщиком, даже не с кого было брать пример. Теперь она cнимает сериалы для Amazon и сама служит примером для начинающих профессионалов

В 2019 году все женщины в Голливуде как никогда усердно борются за равноправие. Тревожные статистические данные свидетельствуют о том, что в создании 100 самых кассовых фильмов 2018 года женщин участвовало чрезвычайно мало: лишь 4% режиссеров-женщин, 15% — сценаристов, 3% — операторов-постановщиков. Тем не менее в Голливуде все же есть женщины, которые добиваются больших успехов в своей отрасли и готовят почву для следующего поколения талантливых кинематографисток.

Оператор-постановщик Николь Уитакер знает, каково это — не иметь женщин-наставниц, которые могли бы помочь в продвижении по карьерной лестнице. Она прилагает все усилия, чтобы изменить систему наставничества в Голливуде и стать положительным примером для подражания. За 20 с лишним лет работы на съемочной площадке она научилась быстро переключаться между проектами, чтобы оставаться востребованным специалистом.

Николь Уитакер училась кинематографии в Нью-Йоркском университете. Во время учебы она прошла стажировку у режиссера, который был владельцем компании по производству музыкальных клипов и работал над различными проектами в крупной продюсерской компании. «Для меня как для студентки киношколы это был невероятный опыт, ведь мне удалось попасть на съемочную площадку. Съемки иногда проходили даже на вертолетной площадке, расположенной на крыше одного из нью-йоркских небоскребов. Я многому научилась, наблюдая за работой режиссера, у которого я проходила стажировку, хотя мне не разрешали ничего трогать из-за правил профсоюзов, действующих в то время. Так что я просто наблюдала за режиссером, помогала ему и делала то, о чем я, вероятно, не должна говорить», — вспоминает оператор-постановщик.

После стажировки Николь Уитакер устроилась на работу в качестве ассистентки продюсера и быстро продвинулась по карьерной лестнице. В 22 года она уже работала продюсером на полную ставку. «В то время в кинопроизводстве было занято мало женщин. У меня не было наставниц, которые поддержали бы меня и убедили в том, что я действительно могу стать оператором-постановщиком. Среди всех выпускников Нью-Йоркского университета по моей специальности было только две или три женщины. Большинство преподавателей и профессоров не советовали мне начинать карьеру в киноиндустрии. Думаю, они немного запугали меня. Если вкратце, я застряла в той продюсерской компании где-то на 10 лет», — объясняет Уитакер.

За эти 10 лет ей удалось побывать на съемках в Европе, Южной Америке и Австралии. Благодаря практическим кинематографическим навыкам она смогла работать во второй съемочной группе и создать портфолио своих лучших работ. Ближе к 30 годам Уитакер постепенно перестала заниматься продюсированием и сосредоточилась на кинопроизводстве.

«Я была на пике своей продюсерской карьеры и работала с лучшими режиссерами, снимающими высокобюджетные рекламные ролики и музыкальные клипы. Это больше не доставляло мне удовольствия. Я хотела заниматься непростой, но интересной работой, как это было в самом начале моей карьеры. Поверьте, все, с кем бы я ни говорила, утверждали, что в истории еще не было продюсера, которому бы удалось перейти в кинопроизводство», — рассказывает Николь Уитакер. По ее словам, все твердили ей: «Мы знаем парочку людей, которые пытались сделать это. Но в киноиндустрии бывших продюсеров не рассматривают в качестве операторов-постановщиков. Этого никогда не случится. Это невозможно». Тем не менее она все же решила попробовать. «Я только что вышла замуж и была беременна. Мне нечего было терять. Я могла уйти в небольшой декретный отпуск, чтобы провести время со своим ребенком, или продолжить работу над небольшими проектами в качестве продюсера», — вспоминает она.

Николь Уитакер позвонила всем своим знакомым агентам. Наконец один из них согласился представлять ее интересы. Изначально Уитакер думала, что ей потребуется некоторое время, чтобы найти первую работу. Тем не менее новый агент предложил ей стать оператором-постановщиком нескольких рекламных роликов, когда ее сыну было всего три месяца.

«Мне с легкостью удалось сменить профессию и стать оператором-постановщиком, потому что я понимала, что происходит на съемочной площадке. Я была более терпеливой и шла на уступки, потому что знала, что никто не заинтересован в том, чтобы чинить мне неприятности. Я думаю, многие просто не понимают, как все устроено. Раньше мне приходилось иметь дело с бюджетом, с руководителями компаний и со съемочными группами. Я знала все детали», — объясняет она с улыбкой.

Николь Уитакер удалось не только сменить карьеру и стать оператором-постановщиком, но и перейти от съемки рекламных роликов к съемке фильмов и телепрограмм. Она была оператором-постановщиком двух эпизодов телесериала «Патриот» (Patriot) от Amazon Studios и документального фильма режиссера Ричарда Роббинса «Женское восхождение» (Girl Rising), благодаря которому ее номинировали на премию «Эмми» в категории «Выдающаяся операторская работа».

Когда Николь Уитакер решила сменить профессию, она руководствовалась следующими принципами:

— Прекратите работать над старыми проектами. Нужно сосредоточить все внимание на новой работе.
— Будьте уверены в том, что делаете. Если всем будет казаться, что вы знаете, что делаете, все вам поверят. У всех сложится впечатление, что вы готовы.
— Получите как можно больше опыта, даже если поначалу вам придется работать бесплатно.

«Можно рассказать историю за 30 секунд. Однако я бесконечно рада тому, что теперь имею возможность рассказать историю за 90 минут, 120 минут или же за 10 часов», — подчеркивает Николь Уитакер.

Перевод Полины Шеноевой

Новости партнеров