Как попасть в международную компанию. 10 советов топ-менеджера Viber

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Недавно стало известно, что глобальную позицию по развитию бизнеса компании Rakuten Viber заняла Анна Знаменская, ранее работавшая топ-менеджером Apple, «Билайн», ivi, «Тинькофф». Это первый случай назначения на международную позицию менеджера из России в истории компании. Анна поделилась с Forbes полезными советами, что необходимо сделать на пути к такой карьере

Работа в крупной международной компании — призрачная мечта или достижимая реальность? Согласно исследованию HeadHunter, 41% молодых россиян, задумывающихся о работе по найму, хотели бы работать в российском подразделении международной компании, причем 88% из этих соискателей готовы перевестись в зарубежный офис этой компании. Энтузиазм молодых специалистов подпитывает пример россиян, уже успешно реализующих себя в глобальных корпорациях. Как же устроиться в международную компанию?

1) Первый совет достаточно банален, но это та база, без которой все остальное теряет смысл. Чтобы уверенно себя чувствовать в глобальной компании, нужен английский, причем на таком уровне, который позволит вам свободно выражать свои мысли в профессиональной области, а также шутить и общаться с коллегами на отвлеченные темы — политика, искусство, путешествия. Об этом стоит позаботиться заранее, и доступных способов здесь великое множество: курсы, занятия с носителем в онлайн-школе, общение с англоговорящими друзьями или новые знакомства на couchsurfing, просмотр фильмов в оригинале. Чем больше практики, тем лучше. Я начинала на курсах 20 лет назад, смотрела фильмы в оригинале и, конечно, практиковалась.

2) Один из самых надежных способов получить работу в международной корпорации — показать релевантный опыт в крупной российской компании. Известный и уважаемый работодатель в резюме станет ощутимым плюсом и продемонстрирует, что вы уже успели доказать свою компетентность. Как правило, в масштабных международных компаниях, таких  как Apple, Google, Microsoft, скрининг резюме и первичные собеседования по телефону проводит HR-департамент, находящийся не в России и не всегда досконально знающий локальный рынок, поэтому известный бренд сыграет вам на руку.

3) Еще один важный шаг — поехать получать MBA или MA на Западе. Наличие западного образования, которое, кстати, почти не имеет значения в России, при рассмотрении вашего профиля в международной компании может также добавить баллов. Да, опция достаточно дорогостоящая, но она безусловно открывает новые горизонты. Помимо того, что у вас появится очень привлекательная строчка в резюме, во время учебы вы получите первый настоящий опыт работы за рубежом во время стажировки и возможность наладить связи, которые могут оказаться определяющими для дальнейшей карьеры. Лайфхак: в LinkedIn есть очень удобная функция, она показывает выпускников твоей бизнес-школы, которые работают в интересующей тебя компании, у тебя есть возможность написать им напрямую и попросить контакт HR компании или представить тебя нанимающему менеджеру на вакансию. Как правило, в 70% случаях эти незнакомые люди отвечают. Я сама закончила магистратуру по направлению «Цифровой маркетинг» в IE Business School — это известная европейская бизнес-школа, входит в топ-8 рейтинга Financial Times.

4) Если устроиться в международную компанию в России пока не получается, а получать степень MBA нет времени и ресурсов, можно начать поиск работы за границей стандартным способом, но подаваться прицельно на вакансии, где нужен русский язык. Вы можете удивиться, но в последнее время Россия стала значимым рынком для многих отраслей, особенно сферы ИТ и диджитал, и многие компании ищут специалистов с опытом работы в отрасли, знанием русского языка и связями на рынке России. Первый шаг здесь — составление резюме на английском языке. В целом правила общие: стоит сфокусироваться на ваших профессиональных качествах, опыте, обязанностях на предыдущем месте работы и достижениях. При этом нужно учитывать, что зарубежные работодатели предпочитают видеть реальные примеры с цифрами и количественными результатами вашей деятельности, а также список рекомендаций из известных компаний. Неплохим источником информации для составления резюме могут стать страницы специалистов вашей сферы на LinkedIn. Аналогично нужные вам вакансии размещены на LinkedIn, например, в Лондоне и Берлине достаточно часто попадаются вакансии, где нужны русские специалисты.

5) В иностранных компаниях популярна система рекомендательных писем. Во время учебы в университете, прохождения практики или работы в компании полезно установить профессиональные контакты с людьми, которые в будущем могли бы подтвердить ваш опыт. Нужно быть готовым к тому, что потенциальный работодатель захочет получить реальный отзыв о вашей профессиональной или академической деятельности и будет запрашивать рекомендации. Это могут быть не только ваши прошлые работодатели, но также клиенты или партнеры. Подумайте, кто из вашего бизнес-окружения, работающий в известной западной компании, мог бы дать вам рекомендации.

6) То же самое касается сопроводительных писем — правильная презентация вашей мотивации и лучших профессиональных навыков, которые будут полезны на определенной позиции, зачастую становится ключом к успеху. Ни в коем случае нельзя копировать шаблонные варианты, нужно уделить время каждому письму, сделав его персонализированным, четким и цепляющим. Постарайтесь наложить свой опыт на требования вакансии. Перед составлением письма внимательно прочитайте описание позиции, на которую вы подаетесь, а также информацию о компании, ее новых проектах. У HR-специалиста и нанимающего менеджера должно создаться впечатление, что вы просто созданы для этой роли. Объем документа не должен превышать более половины страницы.

7) Не стесняйтесь рассказывать о том, что вы ищите работу в соцсетях. В России бытует расхожее мнение, что делиться своими планами до того, как они будут реализованы, нельзя, но за границей позиция на этот счет противоположная. В США и Великобритании, например, очень приветствуется открытое обсуждение вопросов, связанных с карьерными ожиданиями. Поэтому отбросьте стереотипы, поделитесь своими планами в соцсетях, обновите профиль на LinkedIn — это отличный шанс познакомиться с нужными людьми. Случаи, когда люди попадали в компании мечты, благодаря тому, что их профиль замечали работодатели, действительно существуют. 

8) Можно попробовать разместить резюме на зарубежных сайтах по поиску работы (таких как Glassdoor, например) или обратиться к западным рекрутерам — это относится прежде всего к работе в зарубежных подразделениях компаний. Везде есть свои сайты по трудоустройству, где вы можете оставлять свои резюме и находить открытые вакансии. И помните, чем больше откликов на вакансии вы оставите, тем лучше. Часто бывает, что вам не отвечают сразу, но ваше резюме попадает в базу агентства, которое может позвонить и через полгода, когда подходящая позиция окажется у них в работе.

9) В какой бы области вы ни работали, верный способ получить работу мечты в международной компании — быть заметным и успешным в своей сфере. Ваша задача — сделать так, чтобы рынок воспринимал вас как эксперта в индустрии, а это значит, что вы должны выступать на конференциях, давать комментарии для СМИ по профессиональным вопросам. Если к вам обращаются за рекомендациями в вашей сфере относительно людей или компаний — всегда отвечайте, если есть чем поделиться. Большинство международных компаний сотрудничает с рекрутинговыми агентствами, которые постоянно мониторят рынок труда, выявляя таланты — сотрудников, которые смогут усилить команду компании-клиента. На самом деле таких людей не так много, и спрос на них, как правило, есть независимо от направления бизнеса.

10) Стоит помнить, что наибольшее значение всегда имеет релевантный опыт и попадание в культуру компании. То, насколько кандидат подходит команде по своим персональным характеристикам (soft skills) — очень важный критерий, особенно в американских компаниях. В российских организациях пока еще важнее профессиональные показатели сотрудника, например в Тинькофф банке или «Билайне» руководство очень ориентировано на результат и выполнение KPI, в западной же компании большую роль играет умение выстраивать отношения, располагать к себе, преподносить правильно идеи, «продавать» их внутри. Так как цепочка принятия решений намного длиннее, это требует мастерства ведения внутрикорпоративных переговоров.