К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Гендерный дисбаланс: сколько на самом деле женщин среди инвесторов и предпринимателей Кремниевой долины

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Фильм Юрия Дудя о Кремниевой долине многие осуждают за то, что в нем не показаны женщины: ни со стороны предпринимателей, ни со стороны инвесторов. Соосновательница Joinmamas, экс-директор по развитию Skyeng, амбассадор Women Startup Competition в России Анна Гайван на конкретных цифрах показывает, как обстоят дела с женским предпринимательством и инвестициями на самом деле

Согласно исследованию организации Global Invest Her, представленному на Dublin Tech Summit в 2018 году, женщины-инвесторы составляли всего 8% от международного венчурного рынка, а стартапы, основанные женщинами, получали всего 2,2% от общего объема инвестиций. 2019 год стал более благоприятным в этом плане: по данным TechCrunch, 4399 инвестиций ушли именно к женщинам. Меж тем общая сумма инвестиций в женские стартапы уменьшилась с $49,9 млрд в 2018 году до $37,7 млрд в 2019 году. В США доля женских стартапов, получивших инвестиции в 2019 году, составляет 14,2%, согласно PitchBook NVCA Venture Monitor, а стартапы, у которых в команде присутствуют и мужчины, и женщины, показывают самый большой рост оценки по сравнению с чисто женскими и чисто мужскими командами. Первое место по капиталу, который ушел в руки женщин-основательниц, занимает именно Кремниевая долина: здесь стартапам удалось поднять 5,1 миллиардов долларов за период 2006-2019. Всего же в Долине с 2006 по 2019 год было открыто 887 стартапов, основанных женщинами, и, заметьте — 886 в Нью-Йорке.

В 2020 году инвестиции в американские стартапы, основанные женщинами, составили 6,4%, а размер этих инвестиций вырос всего на 2%, составив в среднем $1,6 млн за сделку (для мужских команд — $3,3 млн, для смешанных — $2,6 млн). Интересно, захотят ли мужчины в американских стартапах включать в сооснователи женщин, зная, что это уменьшит размер раунда?

 

При этом женщины на топовых позициях в бизнесе приносят значительную часть дохода уже состоявшимся корпорациям, в том числе в Кремниевой долине. Всем известны имена операционного директора Facebook Шерил Сендберг, генерального директора YouTube Сьюзен Войчицки, генерального директора IBM Джинни Рометти, генерального директора Hewlett Packard Маргарет Уитмен и многодетной мамы и исполнительного директора Yahoo Мариссы Майер.

 

Согласно исследованию Fenwick & West, в котором отражены все гендерные тенденции в топ-150 компаний Кремниевой долины, размер компании имеет значение: чем она больше, тем больше женщин в руководстве. Самый высокий процент женщин в управлении наблюдается в топ-15 компаний Долины, где кумулятивный уровень роста гендерного разнообразия составил 140% за последние 23 года. В среднем женщины являются CEO в 4,8% процентов компаний в США, в то время как в топ-15 компаний Долины этот процент составляет 13,3%.

Почему же женщины чаще становятся топ-менеджерами корпораций, чем основательницами стартапов? По мнению журналистов The New York Times, причиной может быть отсутствие доступа к капиталу, которым управляют мужчины, и часто вкладывают «по знакомству». Женщины чаще вкладывают в бизнес собственные деньги, чем идут искать инвестиции, но когда они все-таки решаются на это, то просят значительно меньшие суммы, чем мужчины. Второй причиной является отсутствие профессионального нетворка для женщин-основательниц. «Запуск собственного бизнеса — это одинокое и пугающее предприятие, и нужно, чтобы вокруг тебя были люди, с которыми ты можешь поговорить», — утверждает Сьюзан Коулман, профессор Университета Хартфорда и автор исследования Empowering Equality. Даже знаменитые инкубаторы и акселераторы не решают эту проблему. Согласно исследованию, проведенному в 2011 году, из 18 000 компаний, попавших в инкубаторы и акселераторы по всему миру, только 6% были основаны женщинами. В марте 2014 года Google for Entrepreneurs запустил программу #40forward, вложив $1 млн в 40 организаций — инкубаторов и акселераторов — с целью повысить присутствие женщин в них до 25%.

 

Немалую роль в небольшом количестве женщин среди предпринимателей играет отсутствие ролевых моделей: каждый с ходу может назвать 5-10 известных предпринимателей-мужчин и ни одной женщины. Но пока медиа сфокусированы на достижениях мужчин и редко рассказывают истории или публикуют финансовые отчеты о бизнесах, основанных женщинами, — и фильм Юрия Дудя о Кремниевой долине тому подтверждение.

Хорошая новость заключается в том, что количество стартапов, основанных женщинами, и их вклад в мировую экономику растет. На Западе подъем женского предпринимательства называют «story of happy beginnings». Для поддержки этого роста применимы те же меры, что описал профессор Дэниел Айзенберг в своем исследовании для Harvard Business Review — это создание экосистемы, которая будет поддерживать рост женского предпринимательства со всех сторон: доступ к капиталу, поддержка со стороны правительства и бизнес-лидеров, создание ассоциаций и образовательных программ, построение сообщества и инвестирование в развитие культуры предпринимательства.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+