К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Максимум менеджер: как стереотипы мешают женщинам начинать карьеру в IT

Фото Getty Images
Несмотря на то, что в сфере цифровых технологий немало известных и успешных женщин, IT в целом остается преимущественно мужской отраслью. Способствуют этому в том числе и гендерные стереотипы и установки родителей: большинство, не готовы рекомендовать дочерям развиваться в этом настроении. К чему это приводит?

Аналитический центр НАФИ при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации и компании Google провел исследование о стереотипах в отношении женщин и их последствиях для цифровой экономики. Опросы показали: в обществе все еще жив стереотип, что женщины хуже справляются с работой в сфере IT и их знания и навыки в этой сфере хуже, чем у мужчин. Эти предрассудки мешают женщинам строить полноценную карьеру в информационных технологиях, уверены авторы исследования.

Кто умнее

Сами мужчины и женщины оценивают свои навыки в области IT практически одинаково — чуть выше, чем на пять баллом по 10-балльной шкале. Однако, когда нужно оценить знания со стороны, четверть россиян заявляют, что женщины слабее мужчин проявляют себя в информационных технологиях, электронной коммерции и точных науках. Убежденность в том, что женщины обладают меньшими знаниями в цифровой сфере, проявляется и на бытовом уровне: так, решения по покупке бытовой техники и электроники в семьях, по результатам опросов, чаще принимают мужчины, а не женщины.

Если подходить к вопросу с точки зрения цифр, уровень цифровой грамотности мужчин и женщин отличается незначительно (62 и 58 п.п. в среднем по стране / 76 и 71 п.п. среди молодых людей). Однако в то же время более 70% юношей знают предназначение программ на компьютере и самостоятельно решают все вопросы, касающиеся их работы и установки ПО, тогда как среди девушек такими знаниями обладают только 40%. Схожая разница наблюдается в отношении к технологиям: 42% девушек сказали, что интересуются новостями в сфере новых технологий, в то время как среди юношей таких оказалось 73%. При этом навыки, непосредственно связанные с работой (например, использование цифровых технологий для общения), у женщин развиты не меньше, чем у мужчин.

 

В результате девушки вдвое реже юношей выбирают для карьеры сферу IT. Влияет на это и отношение родителей, которые, как показало исследование, втрое реже рекомендуют дочерям эту область для учебы и работы, чем сыновьям.

Система стереотипов для менеджеров

Все эти факторы приводят к тому, что девушки реже выбирают высшее образование в области цифровых технологий и дальнейшую карьеру в IT. А если и попадают в эту сферу, то чаще работают на должностях, не связанных непосредственно с информационными технологиями.

«Женщины в IT меньше представлены на позициях, связанных с разработкой различных программ, а больше заняты в качестве торговых представителей и менеджеров. Это разделение берет начало в семье, когда мальчиков больше ориентируют на развитие естественно-научных способностей, а девочек — творческих. В итоге в вузах на STEM-направления поступает девушек меньше, чем юношей, и в последнее время даже наблюдается усугубление ситуации», — говорит Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований НАФИ. По ее словам, сложившиеся установки приводят к тому, что женщины, не испытывая уверенности в собственных возможностях, реже выбирают сферу информационных технологий для профессионального развития.

Никишова также отмечает, что система стереотипов воспроизводится и без дополнительной мотивации девушек к получению навыков в IT разрыв между ними и юношами в цифровой грамотности как минимум не будет сокращен, а в худшем случае продолжит усиливаться. «Мы получаем замкнутый круг, вырваться из которого можно только путем сознательных регулярных усилий, например, мотивацией девушек к занятию информационными технологиями, к повышению уровня их цифровой грамотности, стимулированием их более активного участия в IT-сфере», — уверена Никишова.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+