«Слабоумие и отвага». Как построить совместный бизнес с подругой и пережить пандемию

Фото Facebook
Юлия Федоришина и Ойгуль Мусаханова Фото Facebook
Forbes запускает собстенный подкаст — «Тандемократия». В первом выпуске участницы шорт-листа премии Forbes Woman Mercury Awards, владелицы сети детских ресторанов Ribambelle Ойгуль Мусаханова и Юлия Федоришина рассказывают, как энергия партнерства спасает в кризис. Мы собрали для вас самые интересные моменты.

В конце июня Forbes Woman и Mercury объявили о создании премии Forbes Woman Mercury Awards для женщин-предпринимательниц, наиболее успешно проявивших себя в период пандемии. Три победительницы уже отобраны компетентным жюри и появятся на обложке сентябрьского номера Forbes Woman. Заявки на участие в конкурсе подали почти две сотни предпринимательниц. В шорт-листе оказались в том числе и основательницы сети детских ресторанов Ribambelle Юлия Федоришина и Ойгуль Мусаханова. Они же стали первыми героинями нового подкаст-сериала Forbes «Тандемократия» — новом проекте о бизнес-отношениях в разных их проявлениях. Почему именно в тандеме рождаются и реализуются самые смелые идеи? Как формируются и развиваются отношения в паре — друзей, родственников, супругов — которые строят вместе бизнес или создают творческие проекты? Как найти «своего» человека, чтобы составить идеальный тандем? На все эти вопросы «Тандемократия» попробует найти ответы. Forbes Woman собрал самые яркие моменты первого выпуска — о том,где искать идею для бизнеса и как спасти дело во время пандемии. Выпуск можно послушать здесь.

О тандеме

Ойгуль Мусаханова: Мы обе работали в PriceWaterHouse. Свели нас коллеги, потому что знали, что мы хотим начать свое дело. Мы поговорили и поняли, что смотрим в одном направлении. Не все готовы оставить стабильную работу и уйти в неизвестность. «Слабоумие и отвага» — вот этого у нас было предостаточно. Мы начали работать вместе, все просчитывать и нащупывать ту бизнес-модель, которая бы нас драйвила, при условии что она будет прибыльной. Если опираться на то, как учат в книгах искать партнера, то мы вообще все сделали неправильно. Потому что у нас нет разностороннего опыта. У нас одинаковое финансовое образование, схожий бэкграунд. И если есть 10 вопросов, которые надо решать, мы просто делим их пополам. У нас не было такого, что я, например, понимаю четко, как идти договариваться об аренде, а Юля знает, как построить новый ресторан. Мы всему учились в процессе, давали друг другу возможность ошибаться, подбадривали друг друга. Мы все время искали экспертизу внешнюю, но порой оказывалось, что мы сами неплохо соображаем.

В любом тандеме нормально, когда есть первый сильный и второй сильный. Энергия партнерства очень важна, потому что когда вы в стрессе и вам страшно, вы понимаете, что вы не один, что можете поделиться своими переживаниями и найти какое-то решение.

В любом тандеме нормально, когда есть первый сильный и второй сильный

Юлия Федоришина:  Я увольнялась и не знала, какой бизнес хочу открыть. Чтобы открыть свое дело, не нужно иметь какую-то гениальную идею, или с этой идеей родиться, или просто мечтать о ней 20 лет. Чтобы открыть успешный бизнес, во-первых, нужно решиться на него, а во-вторых, постараться решить проблему, с который вы сталкиваетесь в обычной жизни. И если ваш бизнес сможет вылечить эту боль, которая есть у многих людей, — это и будет успех. Сама идея не так важна. Главное, что следует за ней. Как вы ее будете осуществлять? Что станете делать? Если вы не сломитесь под монотонной работой, то все получится. И это самое главное, что я усвоила в бизнес-школе. И почему я с такой уверенностью пошла увольняться с единственной мыслью: я открываю свой бизнес.

У нас есть любимый анекдот, над которым мы все время смеемся. Зайцы приходят к сове и говорят: «Сова, сова, нас волки все время обижают. Что делать?». А сова говорит: «А вы станьте волками». Прибегают на следующий день, говорят: «Сова, а как?». Она отвечает: «Я не знаю, я за стратегию отвечаю, а вы операционкой сами занимайтесь». Так я очень часто Ойгуль говорю: «Слушай, ты сейчас это все делаешь, столько возни всякой начала, это нам точно делать не надо. Что делать, я не знаю, но это нам делать не надо». Очень обидно просто тратить время ради того, чтобы его потратить. Это как раз то, от чего мы ушли из большого бизнеса, когда мы работали в корпорации, где вы постоянно заняты, а результат работы не очевиден. Здесь, конечно, должен быть баланс. Нельзя просто сидеть все время и долгосрочную стратегию писать, иначе ничего не сделаешь. Нужно все-таки пробовать, но иногда останавливаться, чтобы не было вот этой беготни ради беготни. В этом смысле у нас отличное партнерство. 

В партнерстве каждый человек считает, что он делает больше 50%, а другой меньше. И когда вы понимаете, что вы не такой уникальный, а так у всех, то все становится легче воспринимать.

О конфликтах

Ойгуль Мусаханова: Мы прошли через множество конфликтов. И конструктивных и не очень, когда это был такой девчачий трэш. Один из самых последних примеров, когда случился кризис и мы решали, как распределять прибыль прошлого года, куда инвестировать. Мы друг с другом не соглашались, но через этот конфликт приходили к какому-то правильному на тот момент решению. За восемь лет было и много преград в виде личных обстоятельств. У меня был очень долгий бракоразводный процесс, Юля рожала детей, все это на нас сильно отражалось. Два года назад мы вообще думали продать бизнес. И пока мы начали готовить его к продаже, поняли, что он такой классный, что передумали. Нам важно решить конфликт, поэтому мы прибегали к помощи и бизнес-коучей, разных духовных практик, чего мы только не делали.

Два года назад мы вообще думали продать бизнес. И пока мы начали готовить его к продаже, поняли, что он такой классный, что передумали

Юлия Федоришина: Действительно, некоторые консультанты нам очень сильно помогли. Для меня был переломный момент, когда нам рассказали, почему у женщин бизнес-партнерство гораздо сложней, чем у мужчин. Очевидная вещь, о которой я просто раньше не задумывалась — у мужчин бизнес всегда на первом месте. У женщины перед бизнесом будет ее личная жизнь, дети. У нас вот эти траектории порой не совпадали. Я была беременна третьим ребенком, голова забита другим, а Ойгуль в этот момент готова 100 % своего времени бросить на бизнес... Происходило много и хорошего, и плохого — все это влияло на наши отношения, и мы становились сильнее. Если вы в браке, и у вас есть дети, вы не можете просто так расстаться. И мы не могли просто обидеться и разойтись, потому что у нас есть бизнес. Мы прекрасно изучили поведение друг друга и сейчас хорошо понимаем, почему каждый из нас в этот кризис ведет себя так или иначе. 

О кризисе

Ойгуль Мусаханова: В середине марта мы должны были принять решение, как мы будем жить апрель-май, но у нас было очень много неизвестных и мы буквально на пальцах нащупывали, что будет правильным. Каждый выдвигал свои предположения. Это в основном касалось того, что говорить людям, что им обещать. Потому что если мы что-то пообещали, мы должны это выполнить. Я в нашей паре злой полицейский, хотела пообещать меньше, но чтобы им было потом, может быть, приятнее. Юля — добрый, хотела сделать все чуть лучше, но в итоге мы сошлись на золотой середине.

Мы сделали доставку для врачей, чтобы кому-то сделать хорошо вместо того, чтобы все время сидеть и плакать, как нам плохо

Юлия Федоришина: Базово мы с Ойгуль согласились, что мы, как предприниматели, несем ответственность за людей, которые на нас работали много лет, мы не можем их одним днем уволить. Сделает ли что-то государство — это второй вопрос. Поэтому мы решили, что оплатим людям первый месяц, потом по второму месяцу мы тоже такое решение приняли. Это очень помогло нам снять градус напряжения, потому что людям нужна была реакция и ответ быстро. Потому что они живут на эти деньги, у них есть семьи, ипотеки и прочее, для них это принципиально важный момент. Поэтому нам приходилось быть слепым котятам и в ситуации совершенной неопределенности все-таки пообещать что-то, чтобы у людей было понимание завтрашнего дня. Случился круговорот добра в природе — все быстро закрутилось, и наши ребята придумали и доставку, и новые продукты, которые, кстати, очень хорошо продаются. Также мы отправляем врачам обеды. Первую поставку мы организовали, потому что нас просто попросили. Мы сделали это для того, чтобы кому-то сделать хорошо вместо того, чтобы все время сидеть и плакать, как нам плохо. А в итоге это вылилось в целый проект, потому что наш знакомый отправил нам большую сумму денег и сказал: «Я вам доверяю, сделайте на эти деньги врачам обеды». И мы сделали опцию, когда человек может оплатить обед врачу, а мы его доставим.