«Последняя капля». София Коппола сняла фильм об отношениях между отцами и дочерьми

DR
Кадр из фильма "Последняя капля" DR
23 октября на стриминг-платформе Apple TV+ выйдет новая картина Софии Копполы «Последняя капля» c Биллом Мюрреем и Рашидой Джонс в главных ролях. Мировая премьера состоялась в рамках 58-го Нью-Йоркского кинофестиваля, который в эти дни проходит в кинотеатрах под открытым небом и режиме онлайн. Forbes Woman посмотрел фильм и считает, что «Последняя капля» — редкий экземпляр прекрасной комедии

Сегодня в бурном потоке сериалов, фильмов и телепроектов, которые выпускают стриминг-сервисы, Apple TV+ стоит особняком, делая ставку на качество, а не количество. В 2018 году стриминг стал партнером, пожалуй, одной из самых интересных независимых студий — A24, в портфолио которой оскароносные «Лунный свет» и «Комната», фавориты прошлого года «Маяк» и «Реинкарнация». Студия А24 следует тем же принципам, что и стриминг-платформа Apple TV+: снимает кино с умом вне зависимости от жанра, будь то драма, хоррор, ромком или комедия. Объединив усилия, A24 и Apple TV+ дали зеленый свет режиссерскому проекту Софии Копполы — утонченной комедии с Рашидой Джонс и Биллом Мюрреем в главных ролях.

Поначалу может показаться, что с сюжетом «Последней капли» Софии Коппола все просто — в центре истории замужняя пара. Лора (Рашида Джонс) проводит все свое время с детьми в роскошном лофте в Сохо и не может выйти из писательского блока. Ее супруг — Дин (Марлон Уайанс, «Реквием по мечте») много работает и не вылезает из рабочих командировок. После очередной поездки Дин в ночи целует жену, но, почувствовав ее прикосновения, отворачивается и засыпает. На следующий день она находит в багаже мужа косметичку, которая, судя по всему, принадлежит его коллеге Фионе. Лора начинает подозревать мужа в неверности. Но в истории Софии Копполы потенциальная супружеская измена носит лишь номинальный характер, на первом плане — отношения отцов и дочерей.

Кастинг «Последней капли» сложился после проекта «Очень Мюрреевское Рождество» (Netflix), которое София Коппола снимала вместе с Биллом Мюрреем и Рашидой Джонс, а сама идея «Последней капли» появилась у режиссера после того, как ее подруга рассказала ей историю о том, как вместе с отцом, некогда плейбоем, шпионила за мужем из-за кустов: «Я подумала, что отношения отцов и дочерей могут стать отличной основой для бадди-муви», — признается София Коппола после мировой премьеры на Нью-Йоркском кинофестивале, которая состоялась аккурат на следующий день после дня рождения самого Билла Мюррея.

Кадр из фильма «Последняя капля»
Кадр из фильма «Последняя капля»

«Я думала об отношениях отцов и дочерей, думала о тех разговорах, которые мы вели с отцом о мужчинах и женщинах, об отношениях и хотела передать часть этого в фильме, а саму историю рассказать в Нью-Йорке, где я прожила последние 10 лет своей жизни… Я помню, как вместе с папой пила коктейли на основе мартини, мне было 20 с хвостиком, и рассказывала ему о парне, которому, как мне казалось, я нравилась, но он исчез из поля зрения, и я не понимала, почему. И папа сказал: «Давай я тебе объясню, как мужчины думают». Конечно, в масштабе героя Феликса (Билл Мюррей) зрителю трудно не увидеть фигуру отца самого режиссера — как и для Феликса, так и для Фрэнсиса Форда Копполы нет закрытых дверей — он всегда и везде желанный гость. История легендарных отцов и их успешных дочерей перемежается не только с жизнью режиссера Софии Копполы, но и исполнительницы главной роли Рашиды Джонс, отец последней — легендарный композитор Куинси Джонс, лауреат ЭГОТ (обозначение, присвоенное людям, получившим премии «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони») и продюсер Thriller Майкла Джексона.

В первые же секунды «Последней капли» звучит закадровый голос Билла Мюррея, который дает понять природу отношений отца и дочери: «Помни, не отдавай свое сердце ни одному мальчику. Ты моя [дочь] до тех пор, пока ты не выйдешь замуж, и даже после этого ты все равно останешься моей». Персонаж Феликса ярок и масштабен — арт-дилер по профессии, он не испытывает нехватки ни в финансах, ни во времени. В Нью-Йорке он как рыба в воде — знает всех и для него нет закрытых дверей, причем буквально, ведь он знает не просто каждого консьержа, швейцара, но и полицейского. От Билла Мюррея в этой роли невозможно оторвать взгляд — чтобы его герой ни говорил (а порой его шутки неприемлемы для нового времени), хочется ловить каждое его слово. Конечно, тут дело и в самом Мюррее, чье имя в титрах всегда было гарантией высоких кассовых сборов, а их дружба с Софией Копполой, которая началась еще с «Трудностей перевода» почти 20 лет назад, всегда привлекали зрителей в кинотеатры, но именно в «Последней капле» Мюррей играет одну из лучших своих ролей за несколько лет. Феликс в его исполнении, кажется, никогда не унывает, насвистывает мелодию за мелодией, угощает внуков гоголь-моголем перед ужином (игнорируя комментарии дочери об испорченном аппетите), пытается флиртовать на русском языке и одновременно умудряется скучать по временам в клубе Knickerbocker (закрытый джентльменский клуб, существует в Нью-Йорке с XIX века. — Forbes Woman) и отпускать едкие комментарии в сторону Soho House.

Любовь Феликса к дочери безгранична, она его идеал и его мерило, но стоит ему узнать о ее проблеме, он не спешит ее успокоить — в поведении Дина он тут же узнает себя в прошлом. Проецируя собственные грехи и свои измены на супруга дочери, он устанавливает слежку за Дином и тут же готов вписать в свой эпикурейский стиль жизни детективные элементы. Так, по пути с миссией по преследованию мужа дочери он успевает закидывать удочки на работы Хокни, Эльсуорт Келли и находит время полюбоваться на кувшинки Моне. Он внимательный отец, именно он отправляет на день рождения дочери охапку розовых цветов и выводит именинницу на ужин (муж тем временем в очередной командировке и обходится подарком в виде кухонного комбайна — спойлер). Но при этом именно Феликс подливает масла в огонь — будит дочь среди ночи, чтобы на ярко-красном «альфа ромео» отправиться в преследование за «неверным» зятем. Даже в «засаде» на улицах ночного Нью-Йорка Феликс остается верным себе — вместо маскировки он сидит в кабриолете с тостом с черной икрой в одной руке и с биноклем в другой. 

Когда смотришь фильм, невозможно отделаться от вскриков: «Я скучаю по Нью-Йорку!» (даже если сам физически находишься в этом городе). Нью-Йорк — четвертый основной персонаж картины. Съемки больших фильмов вернулись в Нью-Йорк незадолго до начала эпидемии (2019 год был урожайным — здесь сняли «Ирландца», «Сиротский Бруклин», «Джокера», «Талантливую Миссис Мейзел»), раньше они были редкостью и непозволительной роскошью даже для студий-мейджеров. Всему виной высокие налоги, так что съемки города часто проходили в других штатах, например в Джорджии, где практикуют неплохие налоговые послабления. Нью-Йорк, который кардинально изменился за полгода эпидемии, в «Последней капле» предстает как ностальгический сон, кажется знакомым и полным жизни — будто событий последних шести месяцев эпидемии, социальных и политических, и не бывало. Еще один весомый повод посмотреть и пересмотреть фильм для любителей города.

«Последняя капля» — редкий экземпляр умной комедии, которая, кажется, исчезла с лица кинопроката еще до начала эпидемии, — и без того субъективный жанр в 1990-х не мог отделаться от шуток ниже пояса, а в 2000-х все чаще скатывался в бессмысленные ремейки, создателям которых было достаточно изменить мужской состав на женский, чтобы оправдать многомиллионные потери и съемки мертворожденных фильмов, снятых по скудному сценарию. София Коппола не просто вернула утонченную комедию на экраны, но написала и сняла фильм, который можно сравнить с тем самым тостом с белужьей икрой, — у Софии Копполы получилась изысканная и утонченная картина, которая покажется «небольшой» закуской одним, но подарит массу вкусовых впечатлений другим.