К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Руководитель должен быть толерантным к ошибкам и нетолерантным — к бездействию»: карьерные советы главы Sony Music Russia

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Арина Дмитриева начинала карьеру в PolyGram Records, была директором по маркетингу «MTV Россия», а затем ушла из музыкальной индустрии. Когда ей предложили вернуться, она скрупулезно подсчитала все за и против, но решение принимала вопреки результатам подсчета. Об эмоциях и цифрах, ошибках и конфликтах и особенностях работы в творческой индустрии она рассказала Forbes Woman

Арина Дмитриева окончила МГУ, работала в PolyGram Records (с 1998 года — Universal Music), была директором по маркетингу «MTV Россия». Затем ушла из музыкальной индустрии, став директором по развитию издательского дома MediaSign (издавал журнал Play), позже работала в издательском доме «Вокруг света». В 2009 году пришла в Sony Music Russia на позицию руководителя отдела маркетинга, в 2013-м стала генеральным директором. «Мы представляем в России глобальный каталог Sony Music — от Элвиса Пресли до Трэвиса Скотта. Кроме того, активно работаем с локальными исполнителями — помимо таких имен, как Светлана Лобода или Сергей Лазарев, у нас огромный хип-хоп-каталог, который пользуется большой популярностью на стриминговых платформах. Я возглавляю российский офис и отвечаю за страны СНГ, а также — по какому-то интересному стечению обстоятельств — за Монголию».

Арина Дмитриева
Арина Дмитриева ·Фото DR

В выборе сферы деятельности есть место эмоциям

Я начинала свою музыкальную карьеру в Universal Music, который тогда назывался PolyGram Records, но потом достаточно долго работала на MTV и других каналах, в издательском бизнесе. Почти 12 лет назад на меня вышли хедхантеры с предложением вернуться в музыкальную индустрию, которая на тот момент была, прямо скажем, в не очень хорошем состоянии.

Я долго думала, стоит ли мне отказываться от стабильной работы. К принятию решения подошла очень скрупулезно: составила в Excel табличку, в которую внесла все за и против. Более того, я каждому фактору присвоила определенный вес. Например, «офис близко к дому» — ну, приятно, но это 1 балл из 10. «Интересная работа» — 10 из 10. Когда я подсчитала все плюсы и минусы, оказалось, что идти в Sony Music не стоит. Но я смухлевала: добавила в качестве плюсов возможность встретиться с крутыми артистами — и приняла предложение. С тех пор ни разу не пожалела.

 

Я считаю, что нам очень повезло: по сравнению с тем, чем располагали предыдущие поколения, у нас очень большой выбор. Нормально задаваться вопросом «а что лично мне интересно?», нормально идти к своей мечте, нормально, что при совершении этого выбора срабатывают эмоции. Возможно, выбор получается менее взвешенным, но в конечном счете работа в любимой сфере мотивирует развиваться, двигаться вперед. А когда мотивированы вы, это передается и вашим коллегам.

Карьерный путь не обязан быть прямым

Мне кажется, человек, только-только окончивший школу, морально не готов к тому, чтобы раз и навсегда выбрать жизненный путь. Я иногда встречаю таких целеустремленных молодых ребят и завидую им. Сама я после школы понимала, что хочу как-то связать свою жизнь с музыкой, но тогда в нашей стране и музыкальной индустрии-то толком не было. Поэтому я пошла на юрфак МГУ. В итоге по полученной специальности работала считаные дни.

 

В музыкальную индустрию я попала благодаря везению — мне предложил попробовать Борис Зосимов (с 1994 по 1998 год — президент PolyGram Russia. — Forbes Woman), тот самый, который привел в Россию MTV. Но на одном везении далеко не уедешь: я понимала, что если хочу развиваться, неплохо было бы иметь образование, более понятное западным рекрутерам. Поэтому получила MBA в британском Open University — это стало плюсом, когда меня рассматривали на позицию генерального директора Sony Music Russia.

Возможность попробовать себя в разных сферах полезна — расширяет кругозор, учит разным подходам к ведению бизнеса. Например, из издательского бизнеса, где на мне была коммерческая часть, я вынесла привычку постоянно искать новые пути развития, подходы к монетизации. Юридическое образование тоже в конце концов пригодилось, хотя бы потому, что музыкальная индустрия — это сплошная интеллектуальная собственность.

Развивайте критическое мышление

Когда я училась в Open University, меня поразил фокус на развитие критического мышления. Не знаю, как обстоят дела в российских вузах сейчас — надеюсь, многое изменилось, — но хорошо помню, каково это: вызубриваешь учебник, потому что тебе потом сдавать экзамен профессору, который его написал. В английском университете, напротив, требовалось изучить разные источники и по каждому привести критические замечания. Поначалу это ставило в тупик.

 

Критическое мышление важно в том числе по отношению к себе. Как только ты осознал, что стал экспертом, окончательно понял, куда идти, и эффективен как менеджер, ты пропал. Конечно, лидер — это тот, кто знает, в каком направлении двигаться, но если его занесет куда-то не туда, важно, чтобы команда могла ему на это указать.

«Менеджер должен признавать ошибки и не быть слишком заносчивым»: карьерные советы вице-президента Porsche

Руководитель хорош настолько, насколько хороша его команда

Когда приходишь руководить уже сложившейся командой, неизбежно лезешь «со своим уставом в чужой монастырь». Но, вспоминая свои первые годы в Sony Music, я понимаю, что сейчас, наверное, действовала бы иначе — не так прямолинейно, более гибко. К счастью, во многих индустриях проходят времена жестких job descriptions, теперь мы можем выстраивать работу не вокруг штатных расписаний, а вокруг ключевых сотрудников, максимально загружая их тем, что у них хорошо получается, и не принуждая делать то, что у них «не идет».

Я сама пришла к этому не сразу и еще лет пять-шесть назад не могла, например, понять, почему некоторым людям не дается работа с цифрами. Мне казалось, что это ментальная лень: ну правда, что стóит набросать простенький форкаст! Но мы все действительно очень разные. Кого-то недостающим навыкам можно научить, а кого-то лучше избавить от ненужного стресса, перераспределив обязанности. Разумеется, если сотруднику приходится во всем себя ломать, лучше расстаться — мир большой и прекрасный, в нем каждый найдет себе место.

Задача руководителя, таким образом, — собрать команду, участники которой будут друг друга дополнять, получая от совместной работы удовольствие. Разнообразие — по сфере компетенций, по психотипу, по вкусам и привычкам — делает команду сильнее именно как бизнес.

 

Как это сделать, придя в сложившийся коллектив? Задавать вопросы. Не бояться оказаться тем, кто знает не все — никто никогда не знает все. Вообще здорово, когда в твоей команде есть люди,  которые знают свои участки работы лучше, чем ты, к которым ты можешь обратиться с любыми, даже самыми наивными вопросами и получить экспертный ответ. Это никак не умаляет авторитет руководителя (чего многие боятся) — напротив, позволяет выстроить крутую, хорошо функционирующую команду.

Развивайте эмпатию и заботьтесь о психологическом комфорте сотрудников

У меня, признаться, не очень хорошо с эмпатией. Именно поэтому меня долго ставила в тупик неспособность людей работать с цифрами: я всех судила по себе и исходила из предположения, что люди действуют рационально, а это далеко не так. Другой пример: у нас был молодой сотрудник, который прямо во время рабочей встречи, когда я произносила какую-нибудь пламенную речь о том, каких результатов мы собираемся добиться, мог встать и выйти из переговорки. Меня иногда брала оторопь — настолько это не вязалось с нашими олдскульными корпоративными привычками. Оказалось, он, слушая мои пламенные речи, сразу прикидывал: чтобы добиться того-то, надо сделать то-то и то-то, и это можно сделать прямо сейчас.

Эмпатия нужна не только для того, чтобы понимать мотивы и причины тех или иных действий, но и для того, чтобы люди в команде не чувствовали себя недооцененными. Иногда одно слово одобрения, сказанное в нужный момент, может спасти человека от выгорания. Особенность нашей индустрии — очень многое делается на эмоциях: мы работаем с творческими людьми, и решения часто принимаются отнюдь не с помощью табличек в Excel. Бывает, ты сделал все от тебя зависящее, чтобы «подписать» артиста, а проект сорвался, потому что артист в последний момент передумал сотрудничать. В такой «мясорубке» выгореть очень легко.

У меня есть правило: если дверь моего кабинета открыта (а это 85% времени), любой сотрудник может прийти ко мне и выговориться. Человеку на грани выгорания часто не хватает именно возможности выплеснуть эмоции. Если ему некуда с этим пойти, пусть приходит ко мне.

 

Психологический климат важен и с точки зрения удержания наиболее квалифицированных сотрудников. Неслучайно крупнейшие компании в мире, уровня Google, борются за звание лучшего работодателя.

«В тяжелые времена я локоть к локтю со своей командой». Карьерные советы главы Okko

Баланс между работой и личной жизнью — показатель профессионализма

Я искренне верю, что если в компании постоянно возникает необходимость работать сверхурочно и отвечать на звонки в нерабочее время, значит, руководитель где-то недоработал. В нашей индустрии, правда, свои особенности — сотрудники, которые непосредственно взаимодействуют с артистами, подстраиваются под их графики, а у артистов баланс между работой и личной жизнью отсутствует в принципе. Хорошо, если артист в три часа ночи звонит, чтобы рассказать, как у него все замечательно, но чаще он звонит, чтобы пожаловаться, что все пошло не так. Это часть работы в индустрии, но я как руководитель могу хотя бы не добавлять хаоса со своей стороны.

Самые эффективные сотрудники — те, кто все успевает без необходимости работать по ночам и в выходные. Если это не получается, полезно провести «зачистку приоритетов» — пересмотреть объем задач и качество решений: часто оказывается, что что-то можно делать быстрее и проще, а что-то вообще не делать. Руководитель при этом должен не забывать про «принцип Парето»: 20% усилий приносят 80% результата. Загвоздка в том, что мы редко знаем, какие именно действия попадают в эти 20%, но полезно хотя бы стремиться это узнать.

 

«Помирать на работе — неправильно». Карьерные советы главы IBS

Учитесь. Делайте ошибки. Учитесь делать ошибки

Мне очень близка концепция learning organization — организации, которая постоянно учится и трансформируется. Когда ты большая компания, может возникнуть ложное ощущение стабильности. Но мир очень быстро меняется. Меняется то, как люди потребляют те или иные продукты, в нашем случае музыку; как формируются их вкусы. Должны меняться и компании.

Ошибки на этом пути неизбежны, это нормально. У руководителя должна быть высокая толерантность к ошибкам: не ошибешься — не получится. Хуже, когда сотрудники не пытаются пробовать, искать, не делают из ошибок выводы.

Безусловно, ошибиться бывает страшно. Особенно если в компании нет культуры открытого обсуждения, проверки гипотез, осознанного риска. Выстроить такую культуру — задача топ-менеджмента. Можно начать с company days — сейчас многие компании проводят общие встречи с участием всех сотрудников, и это хороший повод начать открытое обсуждение предпринятых шагов и результатов.

 

Регулярно проверяйте, на что уходит ваше время

Главное открытие удаленки —  удивительно, сколько всего можно делать буквально на лету. Например, в Sony Music часто бывают большие созвоны с участием всех региональных подразделений; каждому спикеру дается буквально семь минут, а в остальное время ты просто пассивный слушатель. Я во время этих созвонов начала бегать — и, кстати, коллеги меня поддержали.

Другой пример: когда-то я активно занималась триатлоном, потом из-за травмы серьезный спорт пришлось оставить, и именно в этот момент вся работа у меня «посыпалась». Казалось бы: времени в отсутствие тренировок стало больше, но время — понятие относительное. С планом, расписанием и ясными приоритетами успеть можно больше, даже если ездишь при этом на соревнования.

Думаю, полезно иногда пересматривать свой распорядок: избавляться от «пожирателей времени» и находить занятия, которые можно совмещать без ущерба для результата.

Не бойтесь конфликтов

Один из топ-менеджеров Sony Music International как-то сказал мне: «Никогда ничего не бойся». Я тогда не поняла и начала уточнять: в чем? в карьере? в личной жизни? Он ответил: по большому счету во всем.

 

Мы часто боимся конфликтов, миримся с вещами, с которыми, возможно, мириться не стоит. Но если ты уважаешь коллег, ты можешь требовать уважения взамен. Если ты задаешь вопросы, ты можешь и должен высказывать и свою точку зрения. Непродуктивных конфликтов быть не должно, но продуктивных конфликтов, столкновения разных точек зрения, выражения потребностей не стоит бояться.

Инвестируйте в кадры и учитесь у тех, кого учите

Последние три года мы развиваем локальный репертуар (то есть работаем с российскими артистами, а не только представляем интересы иностранных) и постоянно ищем сотрудников. Можно ходить по рынку, переманивать у конкурентов. А можно выращивать кадры самостоятельно. Тем более что индустрия меняется, и «олдскульные» люди для нынешнего рынка часто просто нерелевантны. Так что мы создали свою образовательную программу: студенты проходят путь от основ музыкальной индустрии до практикумов на радиостанциях и телеканалах; в качестве итогового проекта презентуют концепцию артиста и репертуара. Лучшие студенты получают шестимесячный контракт, выдающиеся остаются работать в штате — таким образом мы решаем проблему кадрового голода.

Результаты оказались даже круче, чем мы предполагали: кажется, мы сами скорее учились, чем учили. По крайней мере я точно получила знаний больше, чем читая какие-нибудь книги об индустрии. Например, именно от наших студентов мы узнали, как устроен мир хип-хопа, о котором до этого не имели ни малейшего представления.

«Руководитель должен растить скамейку запасных». Карьерные советы члена правления «Сибур»

 

Не бойтесь собственных успехов

В бизнесе доминируют мужчины — это не только российская черта. Почему так происходит? Есть множество невидимых преград (тот самый «стеклянный потолок»). Но есть и особенности женской социализации. Выстраивание нужных связей, поддержание собственной видимости — у женщин с этим дела обстоят хуже. Женщины склонны работать — и великолепно работать! — но молчать об этом, не рассказывать о своих успехах, не привлекать к себе внимание. Это то, что женщинам стоит менять.

Мы сейчас начинаем очередной набор в нашу академию, и отдельная коммуникация будет направлена именно на женскую аудиторию. Я уверена, что есть классные девчонки, которые могли бы сделать суперкарьеру в музыке, но им страшновато начать. Мы хотим им сказать: дайте себе шанс.

25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman

25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman

Фотогалерея «25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman»
25 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости