Миллионы из воска: как мадам Тюссо построила бизнес на знаменитостях и отрубленных головах

Фото ullstein bild via Getty Images
Фото ullstein bild via Getty Images
Мария Тюссо приехала в Англию в 1802 году — не зная английского, с двумя детьми от неудачного брака. С собой у нее была только коллекция восковых манекенов. В последующие годы Тюссо стала столь популярной, что попасть в ее коллекцию стремились все — от серийных убийц до королей, а ее музей превратился в одну из главных туристических достопримечательностей Лондона. Forbes Woman рассказывает историю женщины, которая буквально слепила состояние из воска

В 1761 году в Страсбурге родилась Анна Мария Грошольц. Отца девочки за два месяца до ее рождения убили в Семилетней войне (1756–1763), поэтому мать вскоре после родов собрала пожитки и переехала в швейцарский Берн — работать экономкой у доктора Филиппа Куртиуса. Куртиус к тому времени уже закончил с врачебной практикой и решил посвятить себя творчеству — созданию восковых фигур.

В то время с воском работали преимущественно женщины, поскольку он считался второсортным сырьем для лепки. В 1769 году американская скульптор Пэйшенс Райт уже делала первые работы из воска, с которыми потом успешно гастролировала по США и даже приезжала в Англию, на 30 лет опередив будущие гастроли музея мадам Тюссо. Более того, в Англии американка не была первой — к тому времени в производстве восковых фигур уже преуспели такие специалисты, как миссис Сэлмон, миссис Голдсмит и миссис Миллз.

Hulton Archive / Getty Images
Hulton Archive / Getty Images

Куртиуса все это не останавливало, поэтому в 1765 году он переехал в Париж, где спрос на его работы был выше. Спустя пару лет к нему присоединились его экономка и маленькая Анна Мария. В 1770 году швейцарец организовал свою первую выставку, которая была настолько популярна, что спустя шесть лет переехала в королевский дворец.

Он привязался к дочери экономки, относился к ней как к племяннице и обучал искусству работы с воском. Девочка оказалась способной и уже в 16 лет создала свою первую большую работу — бюст крупнейшего философа того времени Вольтера. Далее были Жан-Жак Руссо и Бенджамин Франклин, а затем юную Марию Грошольц позвали в королевский дворец, где с 1780 по 1789 год она преподавала искусство лепки из воска сестре Людовика XVI Елизавете. Пока не грянула Великая французская революция.

Портреты мертвых друзей

Следует оговориться, что события времен революции описываются исключительно со слов самой Марии, поэтому сложно разделить правду, додумывания и вымысел (а как мы еще увидим, Мария была отличным специалистом по маркетингу и умела себя подать). В любом случае с началом революции Грошольц отправилась в тюрьму за то, что сотрудничала с королевской семьей.

Мария готовилась к смерти, ее даже успели обрить налысо перед гильотиной. Но внезапно отпустили, потребовав, чтобы она и Куртиус лепили посмертные маски казненных — запечатлеть историческое событие.

Дело было не из простых: по воспоминаниям Марии, ей часто приходилось работать на ступеньках в подвалах тюрем, куда складывали отрубленные головы казненных. Причем некоторые из них были ее друзьями, с которыми она познакомилась за девять лет работы в королевском дворце. В эти годы она создала слепки лиц Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Робеспьера и Марата. Тщательно копируя в воске черты казненных, Мария набила руку и создала основу коллекции, на которой позже заработает состояние.

Со временем Мария перестала регулярно посещать тюрьму и вернулась к своей коллекции. Тогда же в ее жизни произошло два важных события: в 1794 году умер Филипп Куртиус, оставив ей свою коллекцию слепков, а годом позже Мария вышла замуж за инженера-строителя Франсуа Тюссо. Таким образом, к 1795 году крупнейшая в Париже коллекция восковых фигур, тщательно зафиксировавшая события революции, перешла под управление мадам Тюссо.

Спроси гробовщика. Как молодая девушка с миллионом подписчиков в YouTube сделала бизнес на смерти

Новая жизнь в Англии

Брак с Франсуа Тюссо был неудачным: муж ничего не зарабатывал, зато любил выпить и проигрывал в карты все деньги, которые приносила коллекция. Бизнес, и без того пострадавший во время революции, был на грани краха. В это время Марии поступило новое предложение — немецкий иллюзионист Поль Филидор (он же Пауль Филидорт, он же Поль де Филипсталь) ставил в Европе свои «фантасмагории», с помощью оптических устройств проецируя на плоскую поверхность портреты знаменитостей того времени. В 1801 году он провел первую «фантасмагорию» в Лондоне, представление имело успех. Для второго выступления фокусник хотел объединить силы с мадам Тюссо.

Тюссо согласилась поработать в стране, не затронутой беспорядками, но «фантасмагория» ей не понравилась. По воспоминаниям Марии, ее компаньон слабо вложился в промотирование своего «поразительного шоу». В то же время Англия пришлась ей по душе, и она решила строить бизнес в новой стране, несмотря на сложности — Тюссо не знала языка, а на руках у нее были двое детей от неудачного брака. Первые шесть или семь лет она показывала экспонаты в Лондоне, затем начала гастролировать по городам Великобритании. Во Францию Мария больше не вернулась.

Передвижной музей мадам Тюссо имел большой успех. Про Французскую революцию слышали все, но фотография в те годы только зарождалась, зато фигуры давали людям возможность своими глазами увидеть всех участников исторического события. Попутно коллекция музея пополнялась восковыми копиями английских политиков, потому что прозорливая Мария понимала: интерес к революции будет постепенно угасать. В отличие от интереса к знаменитостям.

Селебрити и ужасы: как Мария Тюссо добилась успеха

Начав с бюста Вольтера, Мария регулярно пополняла коллекцию масками и фигурами известных людей. В 1838 году королева Виктория позволила ей сделать слепок своего коронационного образа. А двумя годами ранее музей собрал настоящий аншлаг, оперативно выставив фигуру оперной певицы Марии Малибран, которая умерла в Манчестере во время музыкального фестиваля.

public domain
public domain

«Палата ужасов» — еще один отличный ход. Идею Тюссо подсмотрела у своего приемного дяди: в 1782 году на своей второй выставке Филипп Куртиус организовал «Пещеру великих воров» (Caverne des Grands Voleurs), чьи тела привозили ему сразу после казней, чтобы он успел запечатлеть их в воске. Мария дополнила коллекцию портретами самых известных преступников Великобритании — уэст-портских убийц Уильяма Берка и Уильяма Хейра (они продавали тела своих жертв профессору анатомии), убийцы из Стенфилд-Холл Джеймса Раша (застрелил своих арендодателей). Компанию им составлял палач британского правительства Уильям Марвуд, а также «приехавшие» с Марией из Франции Робеспьер, Марат и еще несколько французских революционеров.

За вход в эту комнату платили отдельно — 6 пенсов с человека (вход в музей стоил 1 шиллинг, то есть 12 пенсов; детский билет — 6 пенсов; билет на шесть недель — 5 шиллингов). Симптоматично, что интерес к «Палате ужасов» совпал с уменьшением числа публичных казней. Процесс либерализации законов в Великобритании запустили в 1808 году, а в мае 1868-го состоялась последняя публичная казнь в Англии. Нехватку привычного зрелища британцы по мере сил возмещали посещением музея мадам Тюссо. В 2016 году палату закрыли из-за жалоб посетителей.

Максимальная точность и педантичность — третье слагаемое успеха. Мария Тюссо не просто воссоздавала образы — она стремилась сделать их максимально реалистичными, чтобы это был своего рода слепок реальности, и дополняла историческими артефактами. Например, она при первой же возможности купила коронационную мантию короля Георга IV и карету Наполеона, которыми украсила свои экспозиции. В ее коллекции были лезвия с тех самых гильотин, которые во время революции рубили головы членам королевской семьи. А для «Палаты ужасов» преступники перед казнью добровольно жертвовали свою одежду, потому что место в музее мадам Тюссо гарантировало: теперь вы действительно популярны.

Вместе с «Лего» и свинкой Пеппой  

После 30 лет беспрерывных гастролей по Англии, Ирландии и Шотландии мадам Тюссо остепенилась. В 1835 году она перестала кочевать и основала постоянный музей в Лондоне, на углу Бейкер-стрит и Портман-сквер. Даже в преклонном возрасте Мария Тюссо любила сидеть на входе в свой музей и лично брать плату за вход. Правда, в последние годы ее жизни это стало невозможно: она страдала от тяжелой астмы. В апреле 1850 года Мария Тюссо умерла, а ее бизнес перешел двум сыновьям.

В 1920-е годы музей мадам Тюссо стал обществом с ограниченной ответственностью, в 1970-х был приобретен компанией S. Pearson and Son (сейчас Pearson PLC). В 1990-х Tussauds Group открыла несколько зарубежных филиалов (сейчас их 22, не считая музея в Лондоне). Кроме того, компания расширялась за счет приобретения тематических парков и аттракционов — например, владела долей в компании, построившей и обслуживающей колесо обозрения London Eye (открылось в 2000 году). 

Тогда же из музеев мадам Тюссо исчезли заграждения и посетителям разрешили подходить и прикасаться к фигурам. Это позволило музею сохранить свои позиции в цифровом мире: сегодняшние посетители приходят не только для того, чтобы увидеть знаменитость, но и для того, чтобы сделать селфи в обнимку с ней.

Сменив нескольких владельцев, в 2007 году Tussauds Group была приобретена инвестиционной компанией Blackstone Group за $1,9 млрд и объединена с оператором тематических парков Merlin Group. В 2013 году Merlin провела IPO, а в 2019 году была выкуплена частным консорциумом, в который вошли Blackstone Group, Kirkbi (инвестиционная компания семьи основателей Lego) и канадский пенсионный фонд CPPIB. Сумма сделки составила $6,04 млрд.

Merlin не публикует отчеты о посещаемости и выручке с разбивкой по отдельным заведениям. В отчете за 2019 год приводятся обобщенные данные обо всех тематических парках и аттракционах подразделения Midway Attractions (наряду с музеем мадам Тюссо в него входят тематический парк Sea Life, LEGOLand Discovery Centre, колесо обозрения London Eye, игровые центры Peppa PigTM World of Play и другие): посещаемость составила 40,2 млн человек, выручка — 674 млн фунтов стерлингов. В том же отчете дана оценка бренда «Мадам Тюссо» — 28 млн фунтов стерлингов.