Скромная месть: автор «Убивая Еву» сняла фильм о девушке, пытающейся наказать насильников подруги

Кадр из фильма «Девушка, подающая надежды»
21 января в прокат вышел фильм «Девушка, подающая надежды» — режиссерский дебют сценаристки популярного сериала «Убивая Еву». Рассказываем, как у нее получилось завернуть актуальный гендерный дискурс в оболочку комедийного триллера

Эмиральд Феннел — близкая подруга Фиби Уоллер-Бридж (исполнительница главной роли в фильме «Дрянь»), с которой они вместе работали над мыльной оперой «Бездельницы». Также в прошлом Феннел была достаточно известной актрисой второго плана: вы можете помнить ее по роли Камиллы Шанд в сериале «Корона». Позже она работала над сценарием второго сезона крайне успешного сериала «Убивая Еву» — и получила за эту работу номинации на «Эмми» и премию USC Scripter Award, которую вручают за выдающиеся адаптации книг («Убивая Еву» снят по романам Люка Дженнингса). Феннел и сама прославилась как писательница — ее книгу «Монстры» хвалил автор «Американского психопата» Брет Истон Эллис. Логично, что в какой-то момент Эмиральд Феннел решила попробовать себя в большом метре. На кинофестивале «Сандэнс» ее фильм «Девушка, подающая надежды» был назван «своевременно смелым и провокационным» и получил отличные отзывы на агрегаторе Rotten Tomatoes. Чем же Феннел, сейчас пишущая сценарий к мюзиклу «Золушка» с Эндрю Ллойдом Уэббером, покорила публику?

Главной героине картины, Кассандре (Кэсси) Томас, недавно исполнилось тридцать. Она никак не может найти нормальную работу, без особой охоты трудясь бариста в скромной кофейне, и ругается с родителями, которые настолько устали жить со взрослой дочерью, что дарят ей на день рождения чемодан. С мужчиной, которому она нравится, отношения не складываются. Возможно, у ее сложностей есть психологическая подоплека. Дело в том, что еще в студенческие годы с ее лучшей подругой случилась трагедия: Нину изнасиловала группа студентов-медиков людей во главе с самым популярным парнем, когда та была в состоянии алкогольного опьянения, а Кэсси никак не смогла ее защитить. С тех пор у нее появилось специфическое хобби: раз в неделю она идет в какой-нибудь ночной клуб, где изображает сильно подвыпившую девушку, чтобы какой-нибудь любитель воспользоваться беспомощным состоянием жертвы отвез ее к себе домой, а она подловила бы его, в нужный момент задав неудобный вопрос: «Что ты делаешь?»

Можно было бы подумать, что в итоге все выльется в обновленную версию фильма «Я плюю на ваши могилы», где пережившая групповое изнасилование девушка жестоко мстит своим насильникам, убивая их изощренными способами. Но Кэсси попавшихся на удочку потенциальных насильников лишь запугивает, после чего уходит восвояси, обнажая тем самым истинную природу этих людей: каждый пойманный с поличным из альфа-самца моментально превращается в загнанную овцу, которая больше всего боится даже не разоблачения, а необходимости объясняться со своей жертвой.

В этом и заключается смелость фильма: прикидываясь традиционным rape-триллером, который априори подразумевает экспрессию, он опровергает ожидания и говорит на темы равноправия более спокойно, мирно и внятно. Фильм, кстати, продюсировала компания Марго Робби LuckyChap Entertainment, у которой в активе есть еще два отличных примера феминистического кино: «Тоня против всех» и «Хищные птицы». Между героинями этих фильмов и картины «Девушка, подающей надежды» есть немало общего: что Тоня Хардинг, что Харли Квинн, что Кассандра Томас — сильные и волевые девушки, но все они в итоге оказываются изгоями, которым очень тяжело найти свое место в насквозь патриархальном мире, и это разрушительно влияет на их личности. 

У Кэсси в голове со временем возникает эффектный, но крайне опасный план мести уже вполне конкретному человеку — тому самому популярному парню, участвовавшему в изнасиловании. И если бы это был фильм, в котором главная героиня — женщина-Рэмбо, способная, подобно героине Шарлиз Терон в «Атомной блондинке», разбросать по углам с десяток крепких мужчин, мы бы не переживали и смотрели фильм как очередной боевик. Но Кэсси не такая, она обычный человек, вдобавок ко всему явно не приемлющий физическое насилие, да еще и ведущий двойную жизнь. Очевидно, что финал у фильма с такой героиней будет не самый радужный.

Это тоже одна из тем фильма — как агрессивная обстановка трансформирует человека. С этой точки зрения актриса на главную роль выбрана идеально: Кэсси играет Кэри Маллиган, блондинка с детским выражением лица. Она исполняла достаточно много ролей героинь, попавших в зависимость от мужчин с тяжелым характером: невротичная сестра сексоголика в «Стыде», робкая жена уголовника в «Драйве», супруга вечного тусовщика в «Великом Гэтсби», фермерша, ставшая объектом воздыхания сразу трех очень разных мужчин во «Вдали от обезумевшей толпы». Одновременно с этим в 2015 году она играла суфражистку Мод Уоттс и уже в этом образе показывала готовность к экспрессивным ролям. «Девушка, подающая надежды» стала для нее новым образом: от ее героини совершенно не знаешь чего ожидать. Подавленные эмоции буквально считываются на ее уставшем лице. Название фильма — это, конечно, тоже часть ехидного юмора: ведь Кэсси, наоборот, девушка без надежды на лучшую жизнь. И даже ее попытки завести нормальные отношения с приличным на вид парнем (Бо Бернэм) обречены на провал.

«Девушка, подающая надежды» — кино местами довольно смешное, но отнюдь не самое веселое. Оно обличает деструктивные последствия мачизма и выносит ему неутешительный приговор, но одновременно с этим показывает, насколько все еще сильно наследие многовекового шовинизма в нашем обществе. Тем не менее обиженные будут отомщены, а виновные наказаны: несмотря на мрачный тон, картина Эмиральд Феннел не пессимистична и автор явно верит в то, что неравнодушие способно изменить мир к лучшему.

Дополнительные материалы

От Элизабет Арден до Худы Каттан: 11 создательниц успешных бьюти-брендов