Победить неравенство в EdTech: как женщины развивают образовательные технологии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Женщин мало в IT, зато много в образовании. А как обстоят дела с гендерным равенством на пересечении этих сфер — в EdTech? CЕО просветительского медиа «Теории и практики» и стартапа K-AMPUS Надежда Макова рассказывает, как основательницы образовательных стартапов преодолевают предубеждения и какие ниши наиболее перспективны

Мировой рынок EdTech ускоряется. По данным HolonIQ, венчурные инвестиции в образовательные технологии в 2020 году составили $16 млрд, что в два раза больше, чем в 2018-м. В образование особенно верят визионеры-инвесторы и идеологи Кремниевой долины: за первые шесть месяцев 2017 года только в США было заключено 58 сделок на общую сумму свыше $887 млн. 

При этом глобальная индустрия образовательных технологий сегодня характеризуется очевидным пробелом — нехваткой женщин на руководящих должностях. Лишь 13% лучших EdTech-стартапов мира по версии HolonIQ возглавляют женщины CEO, 21% были основаны женщинами. Аналогичная ситуация складывается в России: лишь в небольшой доле EdTech-компаний женщины являются основателями. Владельцы и сооснователи крупнейших EdTech-компаний России из первой десятки топ-35 по версии РБК — мужчины. В списке 200 ведущих женщин-руководителей и основателей глобальных стартапов в сфере EdTech, составленном Holon IQ, только 23 участницы — из России и СНГ. Это притом что отечественный рынок EdTech в среднем растет на 20–25% в год (согласно исследованию «Интерфакс»), 

«Единороги» мужского пола. Почему гендерное равенство не коснулось самых перспективных стартапов

Неуютно в IT, привычно в образовании

Женщины, сделавшие себе имя в области технологий, признаются, что главными препятствиями в построении карьеры для них были недостаток связей и недоверие к женщине-специалисту со стороны руководства или инвесторов, причем обоих полов. Именно женщины чаще всего сталкиваются со «стеклянным потолком» — невидимым и формальным барьером в карьерном росте, никак не связанным с профессиональными качествами специалиста. По данным исследования WonderWomen, проведенного компанией «Крок» совместно с международным движением Women in Tech, 56% работающих в сфере женщин хоть раз слышали в свой адрес утверждение, что технологии не для них. Только 22% студентов могут назвать знаменитую женщину, работающую в сфере технологий.

Женщины признаются, что им самим бывает трудно инициировать диалог о повышении или финансировании идеи. Из-за «синдрома самозванца» они мысленно обесценивают свои достижения и экспертизу, в результате чего не претендуют на более высокие должности и не решаются открыть свой бизнес.

Однако, несмотря на все это, индустрия EdTech дружелюбна к гендерному равенству, так как образование — феминизированная сфера. Согласно данным Института Брукингса и Министерства образования США, 75% учителей в Америке составляют женщины. В России, по информации из статистического сборника «Индикаторы образования: 2020», аналогичная картина: женщины составляют 88,3% среди школьных учителей, 57,6% — среди преподавателей вузов.

Да и число венчурных инвестиционных компаний, где в советах директоров есть две и более женщины, постепенно увеличивается: с 9% в 2017 до 14% в 2020 году. Неудивительно, что сейчас женщины с большей вероятностью хотят брать на себя руководящие роли в образовательных технологиях. 

Яркая представительница мировой индустрии образовательных технологий — Дафна Коллер, профессор Стэнфордского университета и соосновательница платформы онлайн-обучения Coursera. Сегодня Сoursera  не только принадлежит к группе компаний-единорогов и имеет более 40 млн учеников, но также входит в число немногих технологических компаний, которые могут похвастать достижением гендерного паритета в своей управленческой команде. В настоящее время на руководящих должностях Сoursera работает больше женщин, чем мужчин (58% и 42% соответственно).

Линда Вайнман — соосновательница образовательного сайта онлайн-видеоуроков Lynda.com, который в 2015 году приобрела соцсеть LinkedIn за $1,5 млрд. Это была впечатляющая сделка, особенно для технологической индустрии, где преобладают мужчины и где женщины-учредители и соучредители получают сравнительно небольшую долю инвестиционного финансирования.

Юлия Спиридонова-Микеда — соосновательница и управляющий партнер образовательного холдинга «Нетология-групп», чья выручка за 2020 год составила 2 млрд рублей (рост более чем на 100% по собственным данным компании).

Выпускницы Стэнфордского университета Бриттани Стич и Рэйчел Карлсон основали Guild Education, ставший одним из трех женских стартапов, попавших в рейтинг 100 лучших облачных компаний 2019 года по версии Forbes Cloud 100.

Синди Ми — основательница крупнейшей онлайн-школы английского языка VIPKid.

Мария Фролова — основательница первой в России онлайн-школы, где подростки учат подростков. Выручка Open Mind за декабрь 2020 года, по данным компании, составила 1,6 млн рублей.

Тамара Кочарова — основательница платформы «ТренингСпэйс» для онлайн-обучения сотрудников.

Перспективы онлайн-образования в России: чему будут учиться женщины — предприниматели и руководители

Перспективные ниши: школьное образование и методология

По данным Startup Barometer 2019, до всеобщей самоизоляции EdTech входил в десятку самых привлекательных направлений для инвесторов, а в условиях новой реальности этот тренд усилился. Причиной для резкого развития индустрии послужила пандемия: именно благодаря коронавирусу EdTech привлек $8,3 млрд венчурных инвестиций за первые три квартала 2020 года, установив тем самым рекордные показатели в секторе за все время. Люди на изоляции стали больше учиться — в том числе и женщины-предприниматели и руководители. Появились акселераторы и специальные онлайн-школы, где учат тому, как открыть свой бизнес в сфере онлайн-образования. Это вселяет оптимизм и ожидание большого количества новых и полезных EdTech-проектов.

На текущий момент наибольшее количество успешных женщин сосредоточено в детском образовании: это методологи, педагоги, медиаторы образования. Школьное образование — один из самых быстрорастущих сейчас секторов в EdTech.

Если до пандемии дистанционное обучение воспринималось и родителями, и организаторами образовательного процесса как дополнительная опция, то сейчас все больше экспертов видят в нем качественную альтернативу. Например, в апреле 2020 года количество посетителей платформы «Учи.ру» выросло до 3 млн человек в день, а суммарная аудитория — до 8 млн школьников. «Яндекс» и Mail.ru Group уже к 2022 году планируют запустить сервисы для видеоконференций в школах. А самым дорогим EdTech-стартапом в мире стал Yuanfudao — китайская образовательная онлайн-платформа для учащихся начальной и средней школы. В платформу инвестировали Юрий Мильнер и Джек Ма, и в 2020 году компания оценивалась в $15,5 млрд. 

Именно школьное образование заняло первое место в числе самых привлекательных направлений для инвестиций в российском EdTech: туда ушло 27% всех средств. Для сравнения: в дополнительное профессиональное образование и языковое обучение было вложено по 20% инвестиций, в корпоративное — 11%.

Главный же вызов EdTech-стартапов — работа с вовлеченностью учащихся, для чего требуется методическая поддержка компетентных специалистов: педагогических дизайнеров, методистов, методологов и дизайнеров образовательного опыта. 

Дополнительные материалы

«Подписывалась мужским псевдонимом»: каково быть основательницей IT-стартапа