Токсичная бабушка, тайный ребенок и месть за измену: 5 женских фильмов «Кинотавра»

Черная комедия-боевик про токсичное родительство, история социолога-стриптизерши из провинции и повесть о межнациональной любви: что еще стоит посмотреть на «Кинотавре»?
Герда
Режиссeр: Наталья Кудряшова
Лера живeт в российском захолустье со страдающей лунатизмом матерью и отцом-алкоголиком. Она учится на факультете социологии и проводит соцопросы о том, в какой России опрашиваемые хотели бы жить — само собой, ответы не то чтобы очень весeлые и явно не совсем искренние. А чтобы заработать на жизнь, Лера танцует стриптиз в местном клубе, где постоянно подвергается унижению со стороны окружающих. Единственным светлым пятном в жизни героини оказывается дружба с отрешeнным Олегом, работающим на кладбище. В поиске ответа на вопрос о том, как жить дальше, она постепенно уходит в себя.
Картину Натальи Кудряшовой — актрисы, известной по фильму «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, — похвалил режиссeр «Необратимости» Гаспар Ноэ. Вслед за классиками экзистенциального кинематографа Кудряшова исследует внутреннее пространство человека, превращая внешний мир в проекцию душевного разлада. Это мрачное, но очень красивое кино напоминает «О теле и душе» Ильдико Эньеди, где одинокие люди тоже пытались найти себя через сны и фантазии.
Дунай
Режиссeр: Любовь Мульменко
Экзальтированная девушка Надя, уставшая от Москвы и еe бесконечной суеты, уезжает в Белград, чтобы развеяться и найти вдохновение. Там она встречает Нешу — симпатичного раздолбая, предпочитающего жить одним мгновением и особо не думающего о последствиях своих поступков. Их знакомство постепенно перетекает в отношения, хотя Надя в глубине души понимает, что это роман воды и огня: она не может угнаться за его бродяжнической натурой, а он не может понять, в каком русле течeт еe жизнь. Два человека пытаются идти в одном направлении, но смотрят в разные стороны.
«Дунай» — режиссeрский дебют Любови Мульменко. Именно она написала сценарии к самым знаковым современным российским картинам, снятым женщинами: «Ещe один год» Оксаны Бычковой, «Верность» Нигины Сайфуллаевой, «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой. Также в ее активе две внеконкурсных картины «Кинотавра»: «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Купе номер шесть» Юхо Куосманена; оба фильма были на минувшем Каннском кинофестивале. В своей полубиографической картине Мульменко обращается к вечному конфликту русского человека с окружающим его миром, будто живущим в другом темпе.
Медея
Режиссeр: Александр Зельдович
Переосмысление классической трагедии Еврипида, перенесeнной из античной Греции в современный Израиль. Туда безымянная главная героиня переезжает вслед за своим возлюбленным, эпатажным Алексеем, который обещает исполнить все еe мечты. Она способна предсказывать будущее и, как и всякая колдунья, знает толк в зельеварении — как-никак химик по образованию. Однажды она узнаeт об измене любимого и замышляет месть — и, как мы знаем из школьной программы, ничего хорошего ни еe, ни его дальше не ждeт.
Александр Зельдович раз в 10 лет снимает фильмы на основе литературных сюжетов: в 1990-м был Исаак Бабель в «Закате», в 2000 и 2010 годах — Владимир Сорокин в «Москве» и «Мишени». На восходе нового десятилетия он обращается к классическому сюжету, чтобы поговорить об общечеловеческих ценностях, поэтому переносит действие в Израиль — красивый, помпезный, многонациональный и слегка неземной. Грузинка Тинатин Далакишвили идеально подходит этому месту вне времени: аристократичные черты и пылкая натура превращают еe Медею из человека в архетип и обратно.
Ничья
Режиссeр: Лана Ланских
Вике 14 лет, она живeт в маленьком городке на Урале, где все друг у друга на виду. На первый взгляд, она ничем не отличается от других подростков: вместе с мамой работает на продуктовом рынке, ходит в школу и танцевальный кружок. Но никто не знает еe тайну: у Вики есть ребeнок. Рано или поздно секрет отроется, и девушке придeтся столкнуться с неприятием окружающих, включая самых близких и родных людей.
Локарно, Канны, Венеция — российские фильмы в этом году катаются по крупнейшим мировым фестивалям; «Ничья» тоже оказалась на важном европейском смотре в Сан-Себастьяне. В основу фильма дебютантки Ланы Ланских легли разговоры с молодыми матерями о том, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Это важное и злободневное кино о России, которая будто бы разучилась любить. Роль главной героини исполняет 19-летняя Анастасия Струкова — в начинающей актрисе Ланских нашла, как она сама выразилась, «взгляд волчонка и невероятную хрупкость».
Оторви и выбрось
Режиссeр: Кирилл Соколов
После четырeх лет в тюрьме Оля выходит на свободу с намерением начать жизнь с чистого листа. Она хочет уехать в город к жениху по переписке, но перед этим нужно забрать дочь Машу у Веры Павловны — бабушки, которая замучила девочку гиперопекой. Та не планирует отдавать внучку «сидевшей» дочери и при первой встрече устраивает мордобой и поножовщину. Оля и Маша всe-таки сбегают, а Вера Павловна обращается за помощью к коррумпированному полицейскому Олегу, которому главная героиня выколола глаз (из-за этого и попала в тюрьму).
После разговора о деструктивности патриархата в кровавой фантасмагории «Папа, сдохни» режиссeр Кирилл Соколов, явно взращeнный на классическом жанровом кино США, обращается к теме токсичного родительства. «Оторви и выбрось» — это «Убить Билла», настоянный на русской водке и приправленный реверансами в сторону Серджио Леоне. Брутальный фем-боевик вперемешку с очень чeрной комедией, замаскированный под семейную драму о деспотичной России-матушке. Кризис ценностей здесь выражен в гипертрофированном образе «желающей только добра» молодой бабушки-маньячки в исполнении Анны Михалковой, а российская коррупция представлена нелепым ментом-рохлей, которого уморительно играет Александр Яценко. В сумме это даeт фильм, от которого временами хочется крепко зажмуриться, но оторваться решительно невозможно.