К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как Мэри Куант переодела женщин в мини-юбки, ставшие символом молодости и свободы

Мэри Куант (Фото Robert Young / Mirrorpix / Getty Images)
Мэри Куант (Фото Robert Young / Mirrorpix / Getty Images)
23 июня на Beat Film Festival покажут документальный фильм «Мэри Куант: мини-революция». Куант оставила след в дизайне интерьеров, а у основанного ею бренда косметики сейчас 200 магазинов в Японии. Но главное — она до неузнаваемости изменила моду, создав предмет одежды, который стал символом освобождения женщин

«Немногие люди рождаются в нужное время, в нужном месте и с нужным талантом, — сказала в 1973 году британская фешен-журналистка Эрнестин Картер. — В моде у нас это случилось трижды: Шанель, Диор и Мэри Куант». 

Мэри родилась в 1934 году в Лондоне и с детства мечтала стать дизайнером. Когда ей было семь, она разрезала покрывало, чтобы сделать из него платье. Однако родители не одобряли профессиональных планов дочери. «Они всегда считали мою работу очень рискованной. Они оба были учителями и высокообразованными людьми», — рассказывала Куант. Родители Мэри были уверены, что у моды нет будущего, и настаивали, чтобы она пошла по их стопам. В итоге Мэри поступила в Голдсмитс-колледж в Лондоне, где изучала искусство, чтобы потом работать учителем рисования, но ее планы во время учебы изменились. 

Необычный бутик

Жизнь в колледже была совсем не похожа на ту, что Мэри вела в пригороде. «Были потрясающие вечеринки, — вспоминала Куант. — Общение с другими художественными школами было очень интенсивным, но соперничества не было, потому что каждый хотел заниматься своим делом и быть абсолютно оригинальным». 

 

В колледже Куант познакомилась с Александром Планкетом Грином, своим будущим мужем и деловым партнером. В 1955 году Мэри вместе с Александром и друзьями открыла первый бутик Bazaar на Кингс-роуд в районе Челси в Лондоне. В бутике продавали одежду и аксессуары, а в подвале был организован ресторан, полюбившийся лондонской богеме. Мэри и Александр не ошиблись с выбором места: как раз в эти годы Челси превратился в сердце творческой жизни британской столицы. Там легко можно было встретить музыкантов The Beatles и Rolling Stones, Бриджит Бардо или Одри Хепберн. 

Bazaar не был похож на другие магазины одежды. Там не было спокойной и сдержанной атмосферы универмагов и дорогих бутиков. В магазине громко играла музыка и раздавали бесплатные напитки — покупатели будто попадали на вечеринку. Мэри «подвешивала манекены к потолку, а однажды у нее был манекен с лобстером на поводке», рассказывает Стефани Вуд, куратор Музея Виктории и Альберта. Женщины стали ездить в Bazaar не только чтобы насладиться шопингом, но и чтобы провести время  в неформальной обстановке. «Это не было похоже на обычную витрину, там не было 18 платьев на манекенах в париках, это выглядело совсем по-другому. И это было потрясающе», — вспоминал дизайнер интерьеров Дэвид Млинарик.  

 

Ночью придумывала, утром продавала 

Куант тоже привлекала к себе внимание: лондонской публике нравился ее стиль, особенно брюки с бахромой, которые она часто носила. Эту модель Мэри придумала сама — ее вдохновило викторианское нижнее белье. Постепенно она пришла к мысли, что было бы здорово все же осуществить мечту детства и стать профессиональным дизайнером.

По другой версии, в бутике Куант первоначально продавалась одежда, которую она покупала у студентов художественных школ. Однако дела шли так хорошо, что запасы товаров начали иссякать, и тогда Мэри вместе с друзьями стала придумывать собственные модели. Дизайн разрабатывался ночью, а уже утром наспех пошитые вещи появлялись в магазине. 

Слева: дизайн платья Мэри Куант, середина 1960-х, Великобритания. Справа: Шерстяное платье-фартук без рукавов с юбкой А-силуэта, Mary Quant для Bazaar, конец 1950-х, Великобритания (Фото Victoria and Albert Museum, London)

Тогда среди модных дизайнеров все еще преобладали мужчины, а Париж оставался главным ориентиром в фешен-индустрии. Женщинам предписывалось одеваться элегантно, носить  на официальных мероприятиях перчатки и не появляться на улицах без шляпки. Эта мода не соответствовала новым реалиям. Великобритания постепенно оправлялась от дефицита, общество стремилось к переменам. 1960-е годы ознаменовались притоком женщин на рынок труда: если в 1950 году вне дома работали 29% британских женщин (16,5 млн), то в 1960-м — уже 34% (22,5 млн). 

 

С самого начала Куант решила, что будет создавать «повседневную одежду для повседневной жизни». Она отказалась от дорогих изысканных тканей и заменила их на твид и джерси. Ее интересовал стиль битников и спортивная одежда. Революционность подхода Мэри состояла в том, что она вдохновлялась образом жизни своих потенциальных клиентов, а не пыталась навязать им свое видение стиля. 

«Она была первой, кто стал делать одежду, в которой можно было бежать на автобус, — объясняла The Guardian эксперт по модным магазинам Джейн Шепердсон. — Ее одежда должна была позволить женщинам вставать и идти, куда они хотят». Мэри популяризировала колготки ярких цветов и была сторонницей карманов на женских платьях, потому что это было удобно и практично. «Карманы украшают платья», — говорила дизайнер.  

Куант не хотела создавать дорогие вещи, недоступные для большинства, — ее целью было «делать модную одежду для всех». «Мэри Куант выросла в то время, когда женщины должны были одеваться, как их матери, и сразу после школьной формы переходили на жемчуг, особенно в Британии», — рассказывала Дженни Листер, сокуратор выставки, посвященной Мэри, в 2019 году. — С ее высокими подолом, яркими колготками и мужскими брюками она помогла избавиться от британской послевоенной серости и создать новое смелое отношение к одежде». 

Молодежное землетрясение 

В 1962 году Мэри заручилась поддержкой крупного американского дистрибьютора JCPenney. Это позволило ей выйти на американский рынок и начать продавать одежду в США. В Лондоне к этому моменту уже было два бутика Bazaar. В эти годы Куант реализовывала все более и более смелые дизайнерские идеи. Так, она была первой, кто начал использовать для пошива одежды ПВХ. 

«Внезапно появился этот очень блестящий материал, не похожий ни на что, что я когда-либо видела, — ПВХ, — вспоминала Мэри. — Сначала были проблемы с изготовлением такой одежды, потому что мы шили ее на тех же машинах, на которых шили одежду [из обычных тканей], и нужны были специальные иглы и все такое, так что потребовалось немного времени, чтобы разобраться с этим. Я сходила с ума по ПВХ и сделала целую коллекцию, которую назвала «Влажная коллекция». Это был настоящий хит!» 

 

Еще одним хитом стала мини-юбка. Сегодня Мэри называют матерью и королевой мини-юбок, и именно ей приписывают создание этого предмета одежды. Фильм «Мэри Куант: мини-революция» показывает, что утверждать это на 100% нельзя, но Куант действительно подняла подол намного выше колена, что выглядело очень смело. Некоторые модели были настолько короткие, что Куант решила шить к ним в комплект трусы того же цвета. Популяризировала мини-юбку самая известная модель 1960-х Твигги. Этот предмет гардероба быстро вошел и в гардеробы других звезд, например, Франсуазы Арди и Брижит Бардо.

Бывший главный редактор американского Vogue Диана Вриланд называла бунт Мэри против привычного строгого и сдержанного стиля в одежде «молодежным землетрясением». А сама Куант заявила The Guardian в 1967 году, что «хороший вкус — это смерть, а вульгарность — это жизнь».   

Bazaar, Найтсбридж, витрина, около 1961 года (Фото из архива Мэри Куант)

Но не все были готовы с ней согласиться. Коко Шанель считала колени самой некрасивой частью тела, поэтому ее юбки всегда прикрывали этот мнимый «недостаток». Мини-юбки она буквально ненавидела. «Я нахожу это бесстыдным, ужасным. Я не понимаю, почему женщины так делают, — негодовала Шанель. — Ни одному мужчине это не нравится. Так почему? Угодить кому? Это претенциозно и бесстыдно. Женщины не должны одеваться агрессивно и глупо. Они глупые! Они делают все, чтобы вызвать у [мужчин] недовольство». 

Не предмет одежды, а политическое высказывание  

«Коко Шанель ненавидела меня. Я могу понять почему!» — заметила однажды Куант. В отличие от Шанель, Мэри не считала, что женщины «не должны одеваться агрессивно и глупо». «Суть одежды для женщин должна быть вот в чем: во-первых, одежда должна быть такая, чтобы вас заметили, во-вторых, чтобы вы выглядели сексуально, и в-третьих, чтобы вам было хорошо», — утверждала Мэри. 

 

У нее не было формального дизайнерского образования, зато она точно знала, чего хотели женщины. Мини-юбки успешно продавались. Мэри вспоминала, что клиентов было так много, что им приходилось ждать за дверями магазина. За 10 дней не осталось «ни одной штуки» из первой партии. 

Постепенно мини-юбка, популяризированная Куант, стала не только символом 1960-х наряду с The Beatles и машиной MINI Cooper, но и политическим высказыванием. Стефани Вуд объясняла важность появления мини-юбки так: «Она символизировала растущую уверенность молодых женщин в себе в то время, когда они отказывались от правил и ограничений недавнего послевоенного периода». 

Феминистки, в том числе видные фигуры женского движения, такие как американка Глория Стайнем, начали надевать мини-юбки на акции и митинги. По словам профессора истории одежды и текстиля в Институте искусств Курто Ребекки Арнольд, это показывало: времена меняются, женщины становятся активными и заметными. Феминистки показывали, что женщины сами в состоянии решить, как одеваться и как жить. Так предмет одежды превратился в один из символов эмансипации и борьбы за равные права.

Мэри стала моделью для подражания для работающих женщин и знаковой фигурой в мире моды. МузыкантыThe Beatles заходили купить подарки своим подругам в магазин Куант, а один из «звездной четверки», Джордж Харрисон, был одет в пальто марки Mary Quant в день своей свадьбы с Патти Бойд. На невесте также было платье от Куант. 

 

«Прекрасно провела время» 

Мэри с нежностью отзывалась о 1960-х — и говорила, что это время было «самым захватывающим, прекрасным периодом». «В плане стиля это было просто потрясающе, — утверждала дизайнер. — И еще был оптимизм, оптимизм искренний и восхитительный. Я бы не стала выбирать другую эпоху для жизни». 

Куант также занялась производством постельного белья (она утверждает, что изобрела стеганое одеяло), а в 1966-м запустила собственную марку косметики и средств для ухода за кожей, в том числе и для мужчин. Декоративная косметика бренда Mary Quant выходила в цветах вещей из коллекций Bazaar и быстро стала очень популярной у поклонников марки. Косметический бренд Куант существует до сих пор — в 2000 году Мэри продала его японской компании, и сейчас в Японии работает более 200 магазинов Mary Quant Colour.

Со сменой модных тенденций в 1970-х Мэри Куант решила сконцентрироваться на дизайне интерьеров и предметов мебели. Она начала производить кресла ярких оттенков, что было совершенно нетипично для тогдашнего мебельного рынка. Также Мэри разработала дизайн интерьера для именной модели MINI Cooper.

В 1990 году Британский совет моды присудил Куант награду в знак признания ее вклада в английскую моду, а в 2015-м Мэри стала Дамой. По словам самой Куант, это стало одним из двух самых больших достижений в жизни — первым Мэри считает «прорыв в Америку». В 2016 году ее спросили: «Если бы вы могли изменить свое прошлое, что бы вы изменили?» Дизайнер ответила: «Не так много вещей: я прекрасно провела время».  

 

.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости