Как женщины отстаивают свои права в странах, где равенства не существует

Ежегодно Всемирный экономический форум выпускает Индекс гендерного разрыва, который показывает разницу в правах мужчин и женщин в разрезе разных стран. Страны, вошедшие в десятку худших, находятся на Среднем и Ближнем Востоке, в Южной Азии, а также в Центральной и Западной Африке. Защита женских прав там — это не борьба с карьерным стеклянным потолком, а попытка отстоять школьное образование для девочек или добиться криминализации «женского обрезания» — калечащей процедуры, которая проводится не по медицинским показаниям, а из религиозных соображений. Этот текст — об активистках, которые защищают женщин именно в этих странах.
Махбуба Серадж, Афганистан
Серадж — одна из основательниц «Сети афганских женщин» (AWN), крупной неправительственной организации, которая объединяет десятки НКО и тысячи участников в Афганистане и Пакистане.
В 1978 году, когда в Афганистане произошла революция и установилось просоветское правительство, Махбубе пришлось бежать из страны. До 2003 года она жила в США, но потом решила вернуться и бороться за права женщин.
Когда в августе 2021 года к власти в Афганистане пришел «Талибан» (признан террористической организацией во многих странах мира, включая Россию), большинство достижений женского правозащитного движения было утрачены. Талибы обязали женщин выходить из дома с закрытым лицом, путешествовать только в сопровождении мужчин, закрыли средние школы для девочек. Многие правозащитницы приняли решение покинуть Афганистан, но Серадж осталась. «Как у беженца у меня был плохой опыт. Нам пришлось в спешке покинуть нашу страну и скрыться. Любой, кому когда-либо приходилось бежать, понимает, о чем я говорю. На этот раз я не хочу, чтобы кто-то снова прогнал меня. Афганистан — моя родина», — объяснила она свое решение, подчеркнув, что остается, чтобы быть рупором афганских женщин.
Правозащитница нарушала запрет талибов на путешествия без сопровождающего и выступала против ограничения доступа девочек-подростков к образованию.
В 2021 году Серадж вошла в список «100 женщин», составленный BBC, а также в список «100 самых влиятельных людей» по версии Time.
Муна Лукман, Йемен
Муна Лукман — соучредительница йеменской «Сети женской солидарности». Проект начал свою работу в 2013 году как группа поддержки женщин в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), а в 2016 году превратился в полноценную неправительственную организацию. Сегодня в нее входят более 270 женщин, которые помогают друг другу бороться за свои права.
«Сеть женской солидарности» выступает за прекращение боевых действий (с 2014 года в стране идет гражданская война), осуждает запрет на передвижение женщин без согласия опекуна, поддерживает активисток, которые столкнулись с репрессиями.
Также Муна Лукман основала НКО «Еда для человечества» (Food4Humanity). С 2014 года этот проект занимается организацией гуманитарной помощи, а также эвакуирует сирот из разрушенных приютов в районах боевых действий.
Фатима аль-Бахадли, Ирак
Фатима аль-Бахадли — основательница общества «Аль-Фирдус», которое занимается защитой женщин и девочек, пострадавших от гражданской войны (ее активная фаза продолжалась до 2017 года, но отдельные столкновения происходили и после). «Аль-Фирдус» призывает религиозных лидеров признать важную роль женщин в обществе; она борется против детских браков и сопутствующего им раннего ухода девочек из школы, а также против вербовки детей и молодежи группами боевиков.
Из-за своей общественной деятельности правозащитница на протяжении многих лет подвергалась серьезному давлению. Ей много раз угрожали расправой, ее 26-летний сын был застрелен. 25 июня 2022 года трое мужчин ворвались в здание, где проходил просветительский семинар, организованный «Аль-Фирдус» и посвященный борьбе с гендерно обусловленным насилием, — нападавшие заявили, что такие темы обсуждать недопустимо. Аль-Бахадли потребовала ответа от правительства. «Наши права как людей, как иракских граждан и как неправительственной организации, работающей в соответствии с иракским законодательством, были нарушены. При штурме нам был нанесен материальный и физический вред», — заявила она.
Фузия Саид, Пакистан
Фузия Саид больше 30 лет борется с насилием в отношении женщин. В 1991 году она создала первый в Пакистане кризисный центр. В 2000-м правозащитница инициировала появление Альянса против сексуальных домогательств (AASHA), который борется с харассментом на рабочем месте. В 2002 году альянс вместе с правительством разработал Кодекс поведения на рабочем месте, а в 2009 году Национальная ассамблея Пакистана приняла поправку к Уголовному кодексу — сексуальные домогательства были прямо признаны преступлением в любой точке страны.
Также Фузия Саид — автор нескольких книг о гендерном насилии и борьбе с ним.
Галия Раххал, Сирия
Галия Раххал — основательница правозащитной организации Mazaya. До гражданской войны, начавшейся в Сирии в 2011 году, Галия была парикмахером. После начала военных действий она стала заниматься гуманитарной помощью и организовывать поставки лекарств, а в 2014-м открыла собственную организацию помощи женщинам.
Mazaya проводит семинары по оказанию первой помощи, журналистике и репортажной фотографии, а также юридические консультации, оказывает психологическую поддержку, работает над повышением осведомленности о правах женщин.
Галия Раххал сталкивалась с угрозами, онлайн-преследованиями и нападениями. В ноябре 2014 года группа неизвестных вооруженных людей сожгла головной офис организации. В 2015 году на Раххал было совершено покушение — в ее машину подложили бомбу. В 2016-м был убит ее сын.
Джульен Лусенге, Демократическая республика Конго
Джульен Лусенге — президент организации «Женская солидарность за комплексный мир и развитие» (SOFEPADI) и директор Конголезского женского фонда (FFC).
В 1998 году, когда в Конго началась гражданская война, Лусенге работала журналисткой — ездила по востоку страны и брала интервью у женщин. Ей пришлось услышать множество историй об изнасилованиях во время войны. Сначала Лусенге начала документировать эти случаи и публично осуждать насилие в отношении женщин, а затем вместе с другими активистками создала правозащитную организацию. Ее НКО помогает привлекать агрессоров к ответственности.
В 2021 году Джульен Лусенге стала лауреатом Международной женской премии за отвагу, а также получила премию «Аврора», которая вручается одноименной гуманитарной инициативой.
Насрин Сотуде, Иран
Сотуде — правозащитница и юрист, которая годами боролась за соблюдение прав человека в Иране. Она защищала несовершеннолетних, приговоренных к смертной казни, и порой ей удавалось добиться изменения приговора. Также Сотуде боролась за права политзаключенных, особенно женщин, протестовавших против дискриминационных законов, и защищала участниц движения «Белые среды», которые в знак протеста раз в неделю снимали хиджаб.
В 2019 году правозащитницу приговорили к 148 ударам плетью и 38 годам лишения свободы с правом подать прошение об условно-досрочном освобождении не ранее чем через 12 лет.
В 2021 году Насрин Сотуде вошла в список «100 самых влиятельных людей» по версии Time.
Дуссу Траоре Магассуба, Мали
Дуссу Траоре Магассуба борется за права женщин в малийской провинции Каес. До начала своей правозащитной деятельности она 20 лет работала учителем. «Во время работы в школе я заметила, что женщины почти ничего не знают о своих правах. Я хочу, чтобы это изменилось», — говорит активистка.
Магассуба сотрудничает с «Малийской ассоциацией мониторинга и ориентации традиционной практики» (AMSOPT). НКО борется с калечащими операциями на женских половых органах — «женским обрезанием», которое до сих пор широко распространено в Мали. Дуссу Траоре с местными активистами при поддержке международного сообщества добиваются криминализации этой практики. В 2002 году за свою деятельность в этой области она получила титул рыцаря Национального ордена Мали. Сейчас ей 66 лет, и она продолжает свою правозащитную работу.
Хинду Умару Ибрагим, Чад
Хинду Умару Ибрагим — экологическая активистка и основательница «Ассоциации женщин», куда вошли представительницы коренных народов Чада (AFPAT). Ассоциация реализует проекты в сфере образования и здравоохранения кочевников, а также помогает женщинам адаптироваться к изменению климата.
Ибрагим занимается защитой прав коренных народов и окружающей среды с 16 лет. Одна из целей ее организации — внедрить новые виды занятости, которые дали бы работу женщинам в условиях сокращения природных ресурсов. AFPAT привлекает своих подопечных в том числе к 3D-картографированию, которым занимается для отслеживания климатических перемен и управления экосистемами.
Люджейн аль-Хазлюль, Саудовская Аравия
В 2014 году Люджейн аль-Хазлюль организовала акцию «Женщины за движение» против запрета на вождение автомобиля. За это ее арестовали на два месяца, что принесло активистке известность среди саудовских диссидентов. Впоследствии аль-Хазлюль еще не раз арестовывали за вождение. В 2015 году активистка пыталась баллотироваться на муниципальных выборах — первых, к участию в которых были допущены женщины. Также она подписала петицию за отмену мужской опеки над женщинами. В том же году правозащитница вошла в список «100 самых влиятельных арабских женщин» по версии Arabian Business Magazine.
В 2017 году аль-Хазлюль арестовали по обвинению в «попытке дестабилизировать королевство». В суде она завила о пытках и сексуальном насилии во время допросов. Международная организация Amnesty International признала Люджейн аль-Хазлюль узницей совести. Из тюрьмы она вышла в феврале 2021 года.