К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Путь Катрин Денев: от беспечной красоты до манифестов против абортов и #MeToo

Кадр из фильма «Шербурские зонтики»
Кадр из фильма «Шербурские зонтики»
В России в повторный прокат выходит классический мюзикл «Шербурские зонтики» Жака Деми, удостоенный Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля 1964 года. Главную роль в этом фильме исполнила Катрин Денев. Рассказываем, как актриса, чьей визитной карточкой стала элегантность и сдержанность, играла в фильмах, бросавших вызов обществу

Катрин родилась в годы Второй мировой войны и воспитывалась в творческой буржуазной семье. Ее родители, Морис Дорлеак и Рене Симоно, были известными театральными актерами. Старшая сестра Франсуаза сделала карьеру в кино, младшая Сильвия — в театре. Неудивительно, что, взрослея в таком творческом «пузыре», Катрин также выбрала карьеру артистки. До съемок она мечтала о карьере модельера, но быстро охладела к этой затее. О работе на площадке ей неустанно говорил отец. Однако в юности будущая звезда французского кино была не очень уверена в себе и отвечала уклончиво, когда речь заходила о пробах. 

Ее дебют случился в конце 1950-х в небольшом эпизоде фильма «Гимназистки» Андре Юнебеля, где также играла ее сестра Сильвия. Катрин появляется в образе школьницы и произносит пару незначительных реплик. Тогда в титрах ее в первый и последний раз указали с фамилией Дорлеак. Для актрисы было особенно важно пробиваться самостоятельно, поэтому она использовала не свою собственную, а девичью фамилию матери — Денев.

Настоящий прорыв в карьере Катрин произошел позже. Жак Деми, будущий режиссер «Шербурских зонтиков», разыскивал неприметные лица для своего нового проекта. Обаятельную Катрин (уже Денев, и никак иначе) он приметил  в картине Роже Вадима «Порок и добродетель». В этой вольной экранизации романа «Жюстина, или Несчастья добродетели» Маркиза де Сада 20-летняя Катрин сыграла невинную девушку, которая попадает в плен и становится объектом развлечения для офицеров Третьего рейха. Ее сестра (Анни Жирардо) надеется вызволить пленницу, став любовницей полковника СС.

 

Через год Катрин будет по-настоящему блистать на экране — роль Женевьевы из «Шербурских зонтиков», делающей первые шаги во взрослой жизни, стала для Денев билетом в большое кино. Фильм Жака Деми завоевал Золотую пальмовую ветвь (в тот год Канны переименовали награду в Гран-при), а также получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Экспериментальный мюзикл, в котором вместо диалогов звучат музыкальные композиции, напоминал зрителям всего мира (ленту крутили и в советском прокате), что каждый момент жизни бесценен, а время летит слишком быстро.

Кадр из фильма «Шербурские зонтики»

Денев умело распорядилась обрушившейся на нее славой. Актриса не боялась новых вызовов от главных режиссеров десятилетия. В хорроре «Отвращение» — первой части знаменитой «квартирной трилогии» Романа Полански — Катрин сыграла сексуальную и психически нездоровую маникюршу Кэрол. Сначала она противостоит множеству мужчин-поклонников, для которых «нет» значит «да». А затем сражается с демонами, что лезут сквозь стены, предвосхищая «Ребенка Розмари» и «Жильца» — от миловидности Женевьевы не остается и следа.

В «Дневной красавице» испанского режиссера Луиса Бунюэля — эротической драме, представляющей себой вольную экранизацию одноименного романа Жозефа Кесселя, — Денев появляется в шокировавшем многих критиков и зрителей образе буржуазной мазохистки Северины. По сюжету героиня не удовлетворена браком, поскольку муж не очень-то старается удовлетворить ее потребности. Не в силах больше терпеть, Северина устраивается работать в бордель, где в компании клиентов наконец-то может воплотить в жизнь самые необыкновенные сексуальные фантазии. 

Объективация героинь была частым явлением в то время, однако Катрин, похоже, не сильно переживала по поводу обнаженных сцен или акцентов, что постановщики делали на ее внешности. Актрисе доставляло удовольствие демонтировать образ невинности и беспечной красоты. В разных образах и амплуа Денев будто бы стремилась совместить несовместимое. 

Кадр из фильма «8 женщин»

Несмотря на боязнь сцены и отсутствие опыта работы в театре, Катрин появилась в образе французской театральная дивы в международном проекте Режиса Варнье «Восток — Запад». Вспоминая «Шербурские зонтики», попросила Ларса фон Триера написать для нее небольшую роль в фильме «Танцующая в темноте» — в одном из музыкальных номеров Денев поет и танцует в дуэте с исландской певицей Бьорк. В дебюте Тони Скотта «Голод» Катрин предстает в качестве бисексуальной вампирши. В детективной драме «8 женщин» Франсуа Озона ее героиня открывает для себя однополые отношения.

 

Во многом благодаря Денев в моду прочно вошли ленты и банты — неизменные аксессуары «французской Грейс Келли», как называл актрису глянец. Ее одевали лучшие из лучших — например, наряды для героинь «Дневной красавицы» Бунюэля, «Смятения» Кавалье, «Сирены с Миссисипи» Трюффо и других знаковых картин шил Ив Сен-Лоран. Сама Денев у многих прочно ассоциируется с Chanel — она была одной из первых актрис, которых бренд в 1970-е годы пригласил для участия в рекламной кампании духов Chanel №5. При этом на заре карьеры актриса успела появиться на обложке не только Vogue, но и Playboy.

В копилке Катрин Денев имеются и национальная премия «Сезар», и «Золотой медведь» Берлина, и «Серебряный лев» Венеции, и номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль (в ленте Режиса Варнье «Индокитай»). Заработав приличный социальный капитал, Катрин Денев высказывалась по важным вопросом социальной повестки. В 1970-х она подписала известный Манифест 343. Открытое письмо, начинавшееся со слов «Во Франции один миллион женщин в год делает аборты. Будучи обречены на секретность, они делают их в опасных условиях, хотя под медицинским наблюдением это простейшая процедура. Мы затыкаем рты этим миллионам женщин. Я заявляю, что я — одна из них. Я заявляю, что я делала аборт. Точно так же, как мы требуем свободного доступа к средствам контрацепции, мы требуем права на аборт», прозванное манифестом шлюх, спровоцировало общественную дискуссию о праве на прерывание беременности. В конце концов аборты во Франции были узаконены.

В начале 2000-х Денев подписала петицию по отмене смертной казни. В 2018 году опубликовала письмо вместе с 99 другими писателями, артистами и учеными, в котором осуждалось движение #MeToo. По мнению подписантов, движение превратилось в «охоту на ведьм» и обрело черты пуританства.

Кадр из фильма «После меня»

Недавняя роль Катрин Денев — в драме Эмманюэль Берко «После меня», где она сыграла мать, которая сталкивается с тяжелой действительностью: ее сыну (Бенуа Мажимель) ставят смертельный диагноз. Теперь оба пытаются принять неизбежное. В пугающей драме об осознании истины Денев становится опорой родному человеку, чья жизнь в буквальном смысле пролетает у него перед глазами. Осенью 2019 года прямо на съемочной площадке актриса пережила инсульт, но уже через несколько недель вернулась к работе, даже не думая останавливаться.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+