От кукольного домика к уборке дома: как художницы переосмысляли домашний труд

Лилли Мартин Спенсер: сцены из домашней жизни
Мартин родилась в 1822 году в английском городе Эксетер. Когда ей было восемь лет, семья перебралась в Америку, в город Мариетт. Лилли получила домашнее образование.
В 1841 году, когда художественные способности и амбиции Лилли превзошли имеющиеся в Мариетте ресурсы, отец перевез ее в Цинциннати. Там спустя три года она вышла замуж за Бенджамина Спенсера, который работал в швейном бизнесе. После свадьбы муж почти полностью взял на себя повседневные обязанности и проводил много времени с детьми, а Лилли стала главной кормилицей семьи. Уже в конце 1840-х она прославилась по всей Америке, а затем стала известна и в Европе.
В основном Лилли писала портреты и натюрморты, а еще уделяла много внимания образу женщины и ее роли в обществе. Например, героиня этой картины, занятая вроде бы домашними хлопотами, явно флиртует с тем, к кому обращено название «Попробуй, поцелуй — получишь патокой!». Женщины на ее жанровых полотнах занимаются делами, приличествующими жене и матери, но их жовиальность меньше всего соответствует скромному идеалу «ангела в доме».
Луиза Буржуа: домо-хозяйки
Луиза родилась в Париже в начале XX века в семье владельцев антикварного магазина. Детство Буржуа было несчастливым — на первый взгляд ее родители были идеальной парой, однако отец постоянно изменял матери. Свидетельницей одной из таких интриг стала сама Луиза. Травматичные события Буржуа позже переосмысляла в своих работах. В одном из интервью она сказала: «Искусство — не самоцель. Искусство — это наша жизнь, вот в чем суть».
Несмотря на то, что с раннего возраста девочка хотела стать художницей, после школы Луиза поступила на математический факультет Сорбонны. В 1832 году умерла ее мать, Буржуа потеряла интерес к учебе и даже пыталась покончить собой, но ее спас отец. После окончания учебы Луиза не работала по специальности ни дня и начала посещать художественные занятия, ассистировала художнику, а уже в 1838 году открыла собственную галерею. Переехав в Нью-Йорк, она решилась стать художницей.
Одним из самых распространенных мотивов в ее искусстве стали обнаженные женщины, головы которых были заменены домами, что отсылает к темам домашнего быта и женской идентичности. Впервые она использовала этот мотив в 1940-х годах в серии картин под названием «Femme Maisons» (можно перевести как «Домо-хозяйки»), а потом создала серию небольших скульптур на ту же тему. К тому моменту у нее было уже трое детей, так что заниматься искусством ей приходилось, выкраивая время между готовкой и уборкой.
Хотя Буржуа демонстрировала свое искусство на протяжении многих десятилетий, впервые она получила признание после ретроспективы 1982 года в Музее современного искусства. С тех пор ее скульптуры выставлялись по всей Европе и в США.
Womanhouse: выставочная площадка, где хозяйничают женщины
В 1971 году полуразрушенный особняк в одном из районов Голливуда превратился в выставочное пространство для художниц под названием Womanhouse — «Женский дом». Открыли его художницы и активистки Джуди Чикаго и Мириам Шапиро.
Джуди Чикаго родилась в 1939 году в семье секретарши и потомственного раввина. Уже в три года она начала активно рисовать, а к пяти годам поняла, что хочет связать свою жизнь с искусством. Во время учебы в Калифорнийском университете, где Джуди получила степень магистра изящных искусств, она увлеклась политикой и феминизмом. Борьба с гендерными нормами обернулась сменой собственной фамилии на Чикаго в 1970 году: так Джуди отказалась от того, чтобы называться по имени мужчины (отца или мужа), в пользу названия родного города.
Мириам Шапиро была коллегой Чикаго по Калифорнийскому институту искусств. Как художница она стала известна благодаря своим «феммажам» — коллажам с использованием элементов традиционного рукоделия и сувениров из командировок.
Открытый ими Womanhouse стал площадкой для инсталляций и перформансов, а итоговую выставку в течение месяца посетили больше 10 000 человек. Одна из самых ярких работ, представленных в нем, — полностью выкрашенная в розовый цвет кухня, стены которой увешаны слепками женской груди. Ее создали художницы Вики Ходжеттс и Робин Вельч. К теме репрезентации домашнего хозяйства в инсталляциях Womanhouse обращалась и сама Шапиро — так появились «Кукольный домик» и «Столовая».
Чикаго ввела термин «феминистское искусство» и переосмыслила гендерные нормы, роль матери и влияние власти на мужчин. А Шапиро в конце 1970-х открыла в Нью-Йорке Институт феминистского искусства, который действует и сейчас.
Марта Рослер: семиотика кухни
Марта родилась в 1943 году в Нью-Йорке, закончила бакалавриат Бруклинского университета, затем училась в Калифорнии. В основном ее творчество посвящено контрасту между домашним уютом и жестокостью государственной машины. Так появилась работа «Кухня в красную полоску», выражающая протест против войны во Вьетнаме: на ней изображены двое солдат, которые ходят по кухне, полной красных предметов. Эта работа вошла в серию «House Beautiful: Bringing the War Home», над которой художница трудилась с 1967-го по 1972 год.
Но, пожалуй, самой известной стала ее видеоработа «Семиотика кухни» 1975 года. На экране Рослер, надев фартук, показывает, как пользоваться кухонными принадлежностями, — но при этом назначает каждому предмету неудобное, нетрадиционное, часто жестокое применение. Многие видели в этом перформансе язвительную критику традиционных ролей, которые играют женщины в современном обществе.
«Семиотика кухни» значима и потому, что, обращаясь к образам домашней жизни, она ставила вопросы о политике и угнетении. Видеоработа попала в огромное количество учебников по искусству XX века.
Лори Симмонс: кукольные домики для будущих хозяюшек
Лори родилась в 1949 году в Нью-Йорке в семье домохозяйки и дантиста. Она начала фотографировать в возрасте шести лет, когда отец подарил ей камеру. В 1971 году Симмонс получила степень бакалавра в Школе искусств Тайлера в Филадельфии, а два года спустя переехала в район Сохо в Нью-Йорке.
Ее первыми фотографиями были портреты друзей, но помимо людей Лори также снимала кукол. Одна из ее ранних серий — сцены из жизни в кукольном домике, сочетающие в себе ностальгию по детству и критику тиражируемого массовой культурой образа идеальной домохозяйки. Симмонс говорила о работе: «Именно этой двойственности я и добивалась. Фотографии не относятся напрямую к феминистской критике образа жизни домохозяек 1960-х, но являются обобщенным воспоминанием о чем-то милом, пугающем, абстрактном и приукрашенном».
Еще одна известная и более масштабная работа, в которой Лори переосмысляет домашний быт и стереотипы о женщинах, — «Ходячий дом», который представляет собой изображение дома, стоящего на женских ногах.
Биргит Юргенсен: тело женщины и его трансформации
Биргит родилась в середине XX века в Вене в семье врача. В восемь лет она увлеклась искусством и начала рисовать в тетради картины по мотивам работ Пабло Пикассо. В подростковом возрасте у Юргенсен появилась камера, и девочка занялась фотографией — в основном она снимала свои небольшие поделки. Позже увлеклась «театром жестокости» Антонена Арто, изучала психоанализ, философию структурализма — все это отразится в ее концептуальных работах, сделав ее выдающейся представительницей австрийского искусства.
Большая часть ее работ — автопортреты, созданные с помощью автоспуска в собственной фотостудии. Центральными темами ее творчества стали тело и его трансформации, роль женщины в обществе, предрассудки и стереотипы. Одним из самых заметных примеров является работа «Домохозяйка-фартук», где женщина как бы «слилась» с кухонной плитой.
Мария Чуйкова: хозяйка со множеством рецептов
Мария Чуйкова родилась в Москве в 1960 году, окончила факультет градостроительства МАРХИ, после чего стала участницей арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика» и провела свою первую выставку вместе с авангардным объединением «КЛАВА». Чуйкова использует широкий спектр медиумов и форматов: инсталляция, фотография, видео, живопись, скульптура, перформанс и публичные ужины.
Кухня и еда, как основа человеческой жизни, — одна из любимых областей исследований Марии: так она переосмысляет стереотипы о роли женщины в обществе. Свои «кулинарные» работы Чуйкова начала создавать в 1992 году в Цюрихе. «Я в то время практически не говорила по-английски, но многие спрашивали у меня рецепты, поэтому я их рисовала. Потом, когда я пришла к одной известной галеристке в гости, то увидела, что мой небрежный набросок, который нужен был только для того, чтобы объяснить, сколько морковок надо положить в борщ, висит рядом с Энди Уорхолом», — делилась Чуйкова в одном из интервью.
Так и появились картины с рецептами щей, борща, рататуя, тефтель и еще массы блюд из серий «Рыбный заказ», «Рецепты…», «Фастфуд». В этих работах Мария рассуждает о еде советского периода, делится воспоминаниями о маме и кухне. Выставки часто сопровождаются перформансами. В образе «читающей» домохозяйки (1999) Чуйкова в халате и тапочках мыла и стирала книги, а на книжные полки ставила тарелки. Таким образом создавалась иллюстрация двойной нагрузки художницы и, шире, любой женщины в постсоветском обществе.
Мирл Ладерман Юклс: уборка как смысл жизни
Мирл Ладерман Юклс родилась в 1939 году в семье раввина, изучала историю в Барнард-колледже, затем получила образование в области искусства в Институте Пратта в Нью-Йорке и Денверском университете. Выйдя замуж и родив ребенка, она осознала, какую значительную часть жизни отнимает работа по дому. Ей буквально стало некогда заниматься искусством — и она превратила в него обслуживающий труд.
Художница устроилась на работу в Департамент санитарии Нью-Йорка и занялась созданием работ, посвященных мусору и тем, кто его убирает. Например, делала аудиоинсталляцию из записей пения птиц, живущих на свалке, создавала объекты лэнд-арта из перчаток рабочих и снимала фильмы о тех, кто поддерживает чистоту в современных городах.