К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бьюти-буллинг: кто заставляет женщин ненавидеть свою внешность

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Каждый третий россиянин, согласно опросу, сталкивался с травлей из-за внешности в школе, в интернете и даже дома со стороны самых близких. Нередко люди казнят себя сами, излишне переживая из-за «лишнего» веса или волос, «некрасивых» носов, губ, ушей, рук, ног, — список можно продолжать. Forbes Woman рассказывает о причинах возникновения бьюти-буллинга, формах его проявления и вариантах решения этой проблемы

«Мужу не нравится моя фигура. Говорит, что у меня нет груди… Мне так обидно», — делится переживаниями женщина на одном из российских форумов. «Хотела походить естественной: с ногтями без шеллака и ухаживая только за кожей… муж начал говорить напрямую — надо тебе брови сделать, маникюр, ресницы налепи себе», — рассказывает другая. Третья спрашивает совета: «Муж как-то бросил тут фразу, что ему не нравятся мои веснушки. И задалась я тут вопросом: как их убрать». Все это примеры бьюти-буллинга.

Бьюти-буллинг — это агрессивные нападки, основанные на принятых в обществе представлениях о красоте и привлекательности, когда те, кто не вписывается в бьюти-стереотипы, подвергаются оскорблениям и насмешкам. Бьюти-буллинг может вызвать и множество психологических проблем, таких как комплекс неполноценности, дисморфофобия, депрессия, анорексия и булимия, считают эксперты. «Бьюти-буллинг мы относим к видам психологического насилия. Восстановление самооценки после такого давления — это длительная работа», — объясняет психолог Елена Болюбах, руководитель кризисного центра для женщин «ИНГО».

Forbes Woman рассказывает о том, как мифы о красоте порождают бьюти-буллинг, и говорит о методах борьбы с этим видом травли. 

 

Миф о красоте

Само по себе стремление человека быть привлекательным — нормально и естественно. В 2022 году в журнале Evolution and Human Behavior было опубликовано исследование о красоте на основе опроса 93 158 человек из 93 стран, которое показало, что нанесение макияжа, использование косметических средств, уход за волосами, выбор одежды, гигиена и физические упражнения являются универсальными для всего мира способами повысить физическую привлекательность. 99% участников сообщили, что тратят более 10 минут в день на действия, которые «позволяют стать привлекательней».

Ссылаясь на другие работы, авторы пишут, что повсеместный человеческий интерес к улучшению своей внешности, по-видимому, имеет глубокие исторические и эволюционные корни: «Склонность человека к улучшению внешнего вида могла возникнуть из склонности приматов к уходу за собой. Декоративное использование красной охры было обнаружено у неандертальцев еще 200 000–250 000 лет назад, а около 164 000 лет назад — у ранних сапиенсов. Использование бусин из морских раковин для возможного личного украшения происходило 70 000–120 000 лет назад».

 

О том, где проходит грань между природной привлекательностью и недостижимым идеалом, в 1990 году написала американская феминистка Наоми Вульф в своей знаменитой книге «Миф о красоте». Она объясняла, что в современном мире стремление быть «идеальными красотками» стало повсеместным, но до XX века такого было намного меньше: «До появления новых технологий массового производства — дагерротипов, фотографий и т. п. — обычная женщина очень редко подвергалась такому воздействию и почти не сталкивалась с примерами идеальных образов за пределами церкви». И добавляла, что за созданием недостижимого идеала стоят индустрия похудения, индустрия косметики, индустрия эстетической хирургии и даже индустрия порнографии.

Отдельно стоит подчеркнуть, что влиянию мифа о красоте подвержены преимущественно женщины. Согласно Вульф, миф о красоте держится на гендерных стереотипах и убеждении, что красота — это объективное качество: «Женщины должны хотеть обладать им, а мужчины должны стремиться обладать женщинами, которые его в себе воплощают».

С тех пор как была опубликована книга Наоми Вульф, прошло больше 30 лет. Но идеал, создаваемый масс-медиа, развенчан не был. Например, внимание профессора Гарвардского университета Энн Бэккер, которая исследовала проявления булимии, привлек тот факт, что на острове Вити-Леву в Фиджи в 1995 году лишь 3% подростков сообщали, что вызывали рвоту ради контроля веса, а всего через три года, в 1998-м, — уже 15%. И именно в 1998 году на острове появилось телевидение. 

 

Сегодня внушение вышло на новый уровень из-за появления интернета и социальных сетей. Рене Хоббс, адъюнкт-профессор коммуникаций Университета Темпл, подсчитала, что в среднем девочка-подросток ежедневно проводит около 180 минут, получая информацию из современных медиа, и лишь около 10 минут в день общается с родителями. Данные крупнейшего фотоагентства Getty Images доказывают, что реклама может негативно влиять на самооценку. Так, метаанализ различных исследований, который проводило агентство в 2002 и 2008 годах, показал, что девочки и девушки в возрасте до 19 лет начинают хуже относиться к своему телу после просмотра изображений стройных женщин. А данные за 2015 год демонстрируют, что девочки-подростки,  регулярно публикующие отретушированные селфи в соцсетях, чаще беспокоятся из-за собственной внешности и идеализируют худобу. 

Внешность и абьюз

«Тот, кто вас травит из-за внешности, — это наглый футболист из школьной команды, который разъезжает в купленной родителями «Мазерати» и унижает других. Он завоевывает девушек, демонстрируя им свое совершенное тело, но на отношения, построенные на искренних чувствах, никогда не решится. Все делают вид, что он им нравится, потому что боятся, хотя прекрасно понимают, что это хамло в дорогущих шмотках», — пишет австралийский комик Селеста Барбер. 

Бьюти-буллинг гораздо более распространен, чем кажется. В докладе Business Review и SuperJob говорится, что сотрудники с лишним весом или большим количеством заметных татуировок, «странно одетые», в целом «не соответствующие доминирующим эстетическим критериям общества», зачастую сталкиваются с предвзятым отношением со стороны коллег и работодателей. В то время как подтянутая фигура, симпатичное лицо и вкус в одежде помогают продвигаться по карьерной лестнице и увеличивать свой доход. 

Иногда дискриминация становится частью трудового регламента: многие помнят, как 2017 году стюардессы Евгения Магурина и Ирина Иерусалимская доказывали в суде, что стали жертвами дискриминации по признаку внешнего вида со стороны «Аэрофлота». Женщины носили 50-й размер одежды, тогда как «верхний предел» «Аэрофлота» — 48-й. Авиакомпания удерживала из зарплат работниц около 4000–8000 рублей ежемесячно и объясняла это тем, что каждый лишний килограмм стюардессы приводит к ежегодным дополнительным расходам в 759 рублей. «Суд встал на сторону стюардесс: им выплатили около 50 000 рублей удержанной зарплаты и 5000 рублей в качестве компенсации морального вреда (хотя иск подавался на 1 млн рублей)», — писал тогда Forbes. 

Частое проявление бьюти-буллинга — это домашний абьюз со стороны партнера. Врач-дерматовенеролог Наталья Михайлова рассказывает, что на косметологические процедуры нередко приходят женщины, которые пострадали от насмешек супруга. «Например, бывают ситуации, когда появляются первые морщины, а партнеру не нравятся возрастные проявления во внешности, или когда партнеру нужны «губы попухлее». Так человек приходит к косметологу. Я всегда спрашиваю в таких случаях: а самим вам это нужно?» — делится Михайлова.

 

Организация Domesticshelters.org — крупнейший онлайн-каталог программ и приютов для жертв домашнего насилия в США и Канаде — рассказывает, что многие абьюзеры в отношениях используют критику тела как тактику контроля. «Он спрашивал, почему я не могу больше походить на Ким Кардашьян. Он все время показывал мне ее фотографии и заставлял делать упражнения, чтобы увеличить попу. Он даже подтолкнул меня к грудным имплантатам», — рассказывает одна из пострадавших от абьюза на сайте Domesticshelters.org 

Абьюзеры заставляют своих романтических партнеров испытывать стыд за свое тело, сообщает Domesticshelters.org, чтобы те впадали в зависимость, думая, что с такими изъянами во внешности их больше никто не полюбит, и не стремились разорвать отношения. Жертвы бьюти-буллинга говорят о формировании стойкого чувства стыда за свое тело. Фраза «ты уродлива», внушаемая абьюзером, постепенно становится убеждением жертвы: «Да, я уродлива».

По словам психолога Елены Болюбах, женщины с помощью различных изменений внешности стараются максимально соответствовать ожиданиям партнера и снизить градус напряжения и насилия в отношениях. «Самая большая крайность — применять бьюти-практики не по своему желанию, а из страха потерять партнера», — рассказывает Болюбах. Она отмечает, что тема бьюти-буллинга «очень закрытая», только недавно психологи начали выделять ее как отдельную проблему. 

Под нож 

Бьюти-буллинг — это нападки со стороны, но он может приводить к тому, что жертвы начинают казнить себя сами. 

 

«Я вижу много женщин — взрослых, профессиональных, умных женщин, — жизнь которых была разрушена прыщами», — говорит доктор Бэв Шергилл из Британской ассоциации дерматологов. Он рассказывает об исследовании, проведенном в школах США: старшеклассники говорили, что «уродство» на лице записывает человека в «интровертные ботаники».

Чувство стыда за собственную внешность может перерасти в дисморфическое расстройство, когда человек становится одержим определенным недостатком внешности. «Вы можете постоянно смотреть на себя в зеркало или вообще избегать зеркал, скрывать части тела, которые вам не нравятся, ковырять кожу или часто спрашивать других, хорошо ли вы выглядите», — описывает симптомы некоммерческая организация по защите ментального здоровья HelpGuide.

По данным, которые приводит Statista, практически 5,5 млн американцев страдают от расстройства пищевого поведения, из которых 408 000 человек — от нервной анорексии. 

«Пытаясь сбросить вес, девушки нередко запускают деструктивные изменения в своем теле. Нужно понимать, что жировая ткань нужна нам не только для того, чтобы поддерживать подкожно жировую клетчатку, но и для того, чтобы поддерживать наш гормональный фон и созревание яйцеклетки», — рассказывает Наталья Михайлова. 

 

Но многие решаются на еще более радикальные меры, не ограничиваясь в стремлении улучшить себя косметикой, косметологией и диетами. Ежегодно более 11 млн пластических операций проводят хирурги в разных странах мира. Самая распространенная в мире операция — по увеличению груди: на нее приходится 15,8% от их общего количества. Чуть менее популярны липосакция (15%), пластика глазных век (11,1%) и пластика живота (8,1%). 

Среди россиян самые популярные процедуры по данным на 2019 год — пластика глазных век, на нее приходится 14,6% от всех операций и увеличение груди — 14,1%.

Американское общество пластических хирургов опубликовало данные, согласно которым в 2020 году резко выросло — на 22%, по сравнению с 2019 годом, — количество операций по увеличению ягодиц. Врач Ава Шамбан связывает этот скачок с последствиями карантина: люди стали переживать из-за изменившейся за месяцы удаленной работы фигуры.

Силиконовый имплантат женской груди (Фото Getty Images)

Не всегда операции проходят удачно. В 2020 году Агентство министерства здравоохранения и социальных служб США потребовало от компании Allergan отозвать имплантаты Allergan BIOCELL. Согласно отчетам, эти имплантаты связывают с возникновением редкого вида лимфомы — анапластической крупноклеточной лимфомы. Агентство начало расследование из-за 573 новых случаев возникновения этой болезни, включая 33 случая смерти пациентов. 

 

По данным Американского общества пластических хирургов, увеличение ягодиц имеет самый высокий уровень смертности среди всех эстетических процедур из-за вероятности жировой эмболии — закупорки сосудов жиром. Предполагаемый уровень смертности от жировой эмболии в результате увеличения ягодиц может достигать 1 к 3000, что, вероятно, происходит из-за повреждения ягодичных кровеносных сосудов во время процедуры. 

Однако, несмотря на риски для здоровья, люди идут на хирургические операции. Объем мирового рынка пластической хирургии в 2022 году оценивался в более чем в $41 трлн и, как ожидается, увеличится до $55 трлн к 2028 году.

Борьба с навязанными бьюти-стандартами

В 2012 году в Twitter и Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) появился хештег #bodypositivity. Первыми сторонниками новой идеологии стали темнокожие женщины, а также представительницы этнических меньшинств, которые тем самым противостояли сообщениям из СМИ о том, что им нужно быть белыми и худыми. 

В 2017 году распространился хештег #theysaid. У него был уже другой контекст: вне зависимости от расы, пола и возраста пользователи соцсетей стали публиковать личные истории о том, как они подвергались буллингу из-за внешности. Поднявшаяся волна откровений заставила делиться своим опытом тысячи людей по всему свету. «Когда мы закончим с рождением детей, мы это у тебя на теле отрежем, а то — поднимем», — приводила одна из участниц акции слова своего бывшего мужа.

 

В 2019 году вызов стереотипам о красоте бросили россиянки: участницы флешмоба #сомнойвсетак публиковали в социальных сетях неидеальные фотографии.

Сегодня параллельно развиваются два процесса. С одной стороны, бьюти-буллинг продолжается в соцсетях. С другой — те же соцсети же стали главной трибуной для борьбы с бьюти-стандартами и за последнее десятилетие добились серьезных изменений. Бренды — от масс-маркета до дизайнерских марок — начали выводить на подиумы моделей плюс-сайз и расширять свои размерные сетки. Бьюти-марки — поощрять естественную красоту. Глянец перестал ставить на обложки только идеальных женщин. 

«Сейчас, кажется, ни один глянцевый журнал в своем уме не станет люто ретушировать фигуру девушки на обложке или писать о том, как скрыть недостатки кожи», — говорит Наталья Родикова, главный редактор журнала «Новый очаг». 

За последние десятилетия Франция, Италия, Испания и Израиль приняли законы, запрещающие нанимать манекенщиц с чрезмерной худобой.  Во Франции изображения, на которых внешний вид моделей изменен, должны потмечаться как отретушированные. Подобный закон действует и в Норвегии — инфлюенсеры обязаны указывать, что на фото наложены фильтры. 

 

Компания Unilever, которой принадлежит бренд Dove (и другие), исключила из своей рекламы «все цифровые изменения формы, размера, пропорций лиц и тел, а также цвета кожи». Запрет на искажения распространяется и на звезд, которым компания платит за продвижение продуктов.

По словам Натальи Родиковой, в России ситуация изменилась около пяти лет назад под влиянием нескольких факторов. Феминизм требовал уважения к женщинам как к личностям, а не просто «к набору функций, упакованных в определенную форму». Соцсети помогли распространению этих идей. «Когда ты на одной странице говоришь о домашнем насилии, о том, как постоять за себя, как стать независимой, сильной, то на другой странице ты просто не можешь написать о том, как похудеть, чтобы понравиться мужчине», — объясняет Родикова.

Сказалась мода на здоровый образ жизни: женщины стали лучше выглядеть вне зависимости от параметров. А кроме того, «стали появляться новые персонажи, не только Кен и Барби, но Шрек и Фиона, с которыми приятно себя ассоциировать. И, конечно, помогли распространившиеся идеи инклюзии: если мы утверждаем, что все люди разные и все они прекрасны, то странно на этом фоне говорить про неидеальность в принципе», добавляет главный редактор журнала «Новый очаг».

Певица Лиззо (Фото Francesco Prandoni·Getty Images)

В феврале 2023 года в России был запущен хештег #стопбьютибуллинг #stopbeautybullying Международной Академией эстетической медицины Натальи Михайловой и «Мартинекс». Хештег сопровождает проект «Люблю свою внешность. Попробуй и ты — Stop Beauty Bullying», который создан, чтобы привлечь внимание к проблемам людей, столкнувшихся с травлей из-за внешнего вида. В период проведения кампании пройдут онлайн-круглые столы. Популярные блогеры, актеры, представители медиа и другие публичные люди, пережившие опыт травли из-за внешности, психологи и врачи объяснят, как противостоять бьюти-буллингу. 

 

Согласно опросу 1500 пользователей соцсетей VK и «Одноклассники», проведенному в феврале 2023 года Международной Академией эстетической медицины Натальи Михайловой, брендом «Мартинекс» и сервисом благотворительности Добро Mail.ru (результаты есть в распоряжении редакции), с бьюти-буллингом когда-либо сталкивался каждый третий россиянин. Чаще всего травле из-за внешности опрошенные подвергались в школе — об этом заявили 34% женщин и мужчин. В интернете с бьюти-буллингом сталкивалась каждый пятый. Кроме того, женщины сталкиваются с бьюти-булингом дома, со стороны близких. 

Результаты исследования говорят о том, что среди женщин бьюти-буллингу наиболее подвержены возрастные группы 18–24 лет и 25–34 лет — в них с насмешками сталкиваются 65% и 56% соответственно. В возрасте 35–44 лет и 45–54 лет число женщин, столкнувшихся с травлей из-за внешности, составляет до 40% и до 29% соответственно. Наименее подвержены буллингу женщины старше 55 лет — с этим явлением столкнулись только 19%. То есть с увеличением возраста наблюдается значительное снижение доли людей, подвергающихся критической оценке внешности. 

Самый высокий показатель бьюти-буллинга присутствует в группе, где у людей есть врожденные заболевания кожи и эстетические особенности внешности. С неодобрением социума столкнулись 63% женщин и 53% мужчин с такими особенностями. 

Лучшими методами борьбы с бьюти-буллингом все опрошенные респонденты считают публикации лидеров мнений и социальные ролики. За них выступает почти четверть опрошенных мужчин и женщин. А вот самым неэффективным способом пользователи российских соцсетей назвали статьи в медиа: им доверяют по 11% мужчин и женщин. Возможно, потому что именно медиа часто занимаются распространением недостижимых идеалов. 

 

Борьба с мифом о красоте только в начале своего пути. «Вопрос не только в том, что человека травят непосредственно. А в том, что считается нормальным постоянно оценивать кого-то по внешности», — считает Наталья Родикова, главный редактор журнала «Новый очаг». 

«Социуму нужно начать думать и стоять на том, что то, как человек выглядит, как воспринимает свою внешность, как себя репрезентует, — это в первую очередь его личное дело», — считает психолог Елена Болюбах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+