К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как Валерия Костина создала крупнейший проект по сбору старых вещей в Приморском крае

Фото DR
Фото DR
Проект Валерии Костиной «Это не PROSTO вещи» вошел в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards 2022–2023, а затем — в лонг-лист рейтинга «30 до 30». Его цель — сделать так, чтобы одежда и обувь послужили второй раз и не оказались на мусорных полигонах. Рассказываем, сколько текстиля можно вернуть в экономику и почему благотворительные магазины в Приморском крае столкнулись с хейтом

«Это не PROSTO вещи» — проект по сбору ненужной одежды в Приморском крае. Каждый месяц сотрудники и волонтеры организации сортируют более 8 тонн вещей, поступающих от местных жителей. Часть одежды они отдают на благотворительность, часть — в комиссионный магазин, совсем старые вещи отправляют на утилизацию и ветошь. Ежемесячно бесплатную помощь получают больше 800 человек. Автор проекта Валерия Костина говорит, что идею ей подсказали сами горожане, от которых она часто слышала: «Куда можно сдать одежду в хорошем состоянии?».

Добрые дела

Валерии тридцать лет, из них последние восемь она занимается благотворительностью. Все началось на ее первом месте работы — в аптечной компании, куда Костина устроилась помощницей руководителя. Ее начальник много времени посвящал работе собственного фонда и других НКО. Со временем добрые дела увлекли и Валерию тоже. В 2016 году она решила организовать свою благотворительную организацию — союз «Во имя добра»

Проект по сбору вещей «Это не PROSTO вещи» появился не сразу, в 2021-м. Изначально это была благотворительная акция, поучаствовать в которой согласились несколько офисных центров и одна из кофеен Владивостока.  Валерия планировала собрать одежду и отправить ее партнерским НКО. «Но гипотеза о том, что это будет легко и просто, почти сразу разрушилась. Сначала мы поставили три контейнера, потом пять, а потом нас завалили вещами так, что они перестали влезать на склад, но стало понятно и другое — останавливаться нельзя», — вспоминает она. 

 

Сегодня у проекта «Это не PROSTO вещи» два больших помещения: одно во Владивостоке, другое — в Партизанске, а также десятки точек по сбору ненужной одежды (среди них здание городской администрации и Дворец Культуры). Вещи выгружают из контейнеров два-три раза в неделю и отправляют на склады. Дальше — ручная сортировка. «На каждом складе работают пять-шесть сотрудников. В Партизанске одежду разбирают женщины старше 60 лет, для которых важна социальная активность и возможность дополнительного заработка, а во Владивостоке, наоборот, молодежь. Разный «вайб» у городов и разный возраст команд», — объясняет Костина.

Валерия Костина

Эксперт российского отделения «Гринпис» Антонина Евтешина подчеркивает, насколько важны подобные региональные проекты: «В России ежегодно выбрасывают более 2 млн тонн текстильных отходов, а одежда разлагается от 20 до 200 лет — в зависимости от состава». Согласно исследованию компании «ЭкоЛайн» и фонда «Второе Дыхание», в 2022 году около 78% текстиля, который был выброшен на свалку россиянами, было пригодно для повторного использования — нóски или переработки, добавляет эксперт.

 

«Важнейшая миссия подобных проектов по сбору одежды — это решение социальных проблем. Одни люди не могут позволить себе покупку одежды, а другие продолжают ее выбрасывать», — объясняет директор фонда «Второе дыхание» Дарья Алексеева. Кто-то благодаря этой одежде сможет найти новую работу, кто-то не замерзнет зимой на улице, а кто-то избежит травли в школе и «просто почувствует себя лучше оттого, что в гардеробе появилась обновка, которую человек не мог себе позволить».

20 процентов хейта

Цель Валерии — сделать так, чтобы проект «Это не PROSTO вещи» стал финансово устойчивым. Для этого она запустила сервис вывоза ненужных вещей из дома, а также открыла два благотворительных магазина Prosto Charity Store. В них можно приобрести одежду или взять вещи бесплатно. 

«Когда открылся магазин, мы получили много положительных отзывов, но в то же время был негатив (около 20%) — кто-то не понял, почему проект продает вещи, отданные на благотворительность», — рассказывает Валерия. Однако хейт ее не пугает, она считает, что это также хороший знак, поскольку «людям не все равно, куда идет одежда». 

 

Решение открыть комиссионный магазин было связано с тем, что проект по сбору вещей стал развиваться, и в месяц на аренду складов, перевозку вещей, зарплаты сотрудникам стало уходить 190 000 рублей, рассказывает Валерия. «Мы хотели взять бесплатные муниципальные складские помещения, но это сырые подвалы и бункеры, куда мы ни за что не привезем вещи, а вложения в их ремонт нецелесообразны», — добавляет она. 

Промо проекта «Это не PROSTO вещи»

Продавать одежду, отданную на благотворительность, не должно быть зазорно, уверена директор Фонда «Второе дыхание» Дарья Алексеева. Ведь благотворительные магазины действительно способны окупать некоторые операционные расходы, к тому же они помогают масштабироваться проектам по рециклингу текстиля. «Для того чтобы проект работал как часы, нужно опираться на рыночные механизмы, и продажа вещей создает необходимую базу для работы и развития. Конечно, нельзя вводить людей в заблуждение и писать на контейнерах, что вещи будут переданы нуждающимся, и при этом продавать их в секонд-хендах. Я убеждена, что каждый сборщик должен отчитываться об объеме собранных вещей и рассказывать, сколько пошло на благотворительность, сколько было переработано, сколько — продано», — делится своим опытом Алексеева.

Проект «Это не PROSTO вещи» ежемесячно публикует отчеты в соцсетях. Например, в одном из отчетов говорится, что в Центр «Колыбелька» в селе Покровка было передано 178 кг одежды, в организацию инвалидов «Ковчег» — 658 кг одежды.

Где искать поддержку

Сегодня союз работает как «благотворительных холдинг»: в него входят 13 НКО. Совокупный оборот «Союза» составляет около 17–20 млн рублей в год, говорит Костина. Партнеры союза «Во имя добра» (куда входит проект «Это не PROSTO вещи») — аптечная компания «Монастырев.рф», digital-агентство «Айтуми», «Ростелеком» и другие компании. «Однако события 2022 года оставили нас без некоторых партнеров из бизнеса, да и частные пожертвования упали», — признается она. 

Большую роль в финансировании проекта «Это не PROSTO вещи» играют гранты и субсидии. «Нас не раз поддерживали федеральные, региональные, муниципальные и корпоративные гранты», — говорит Костина. Суммы в разное время были разными. Например, в 2020 году союзу удалось получить президентский грант в размере 7 млн рублей. В среднем ежегодная грантовая помощь составляет около 5 млн рублей в год. Но минус грантов в том, что на них не всегда можно рассчитывать.

 
Волонтеры на складе проекта «Это не PROSTO вещи»

Опыт проекта «Это не PROSTO вещи» демонстрирует, что люди в регионах готовы участвовать в социальных инициативах, в том числе экологических. Директор фонда «Второе дыхание» Дарья Алексеева считает, что для изменения экологической ситуации в стране необходимо вводить сбор текстиля на муниципальном уровне: «Мы уверены, в течение трех-пяти лет в России произойдут институциональные изменения. Тогда больше вещей получат шанс получить вторую жизнь и вернуться в экономику». По мнению Антонины Евтешиной, в данный момент уже есть база для создания единой экосистемы по вторичной переработке. В частности, «Гринпис» выпустил обновляемую карту, на которой указаны пункты сбора текстиля, пластика, батареек, шин, бумаги и стекла в 54 городах России. 

Останавливаться Валерия не собирается, в планах — наладить сотрудничество с дизайнерским сообществом Приморского края, чтобы выпустить собственную апсайкл-коллекцию из вещей, бывших в употреблении, открыть третий благотворительный магазин в Уссурийске и расширить сеть контейнеров.

«Для меня очень важно, чтобы в городе и в крае были полезные социальные проекты. Как бы сложно ни было, я получаю большое профессиональное и личное удовольствие от того, что мы с командой делаем», — делится Валерия.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+