Воспоминания о ГУЛАГе и любовь: о чем снимают кино начинающие женщины-режиссеры
![Кадр из фильма «Пепел и доломит»](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2024/02/orig-189-copy-65cf4c2d6231e.jpg)
«Скоро кончится лето»
Режиссер: Яна Скопина
Скопина — выпускница ВГИКа. Несколько лет она училась в мастерской Сергея Соловьева. Путь до ВГИКа был не прямым — сначала колледж рекламных технологий, потом заочное отделение Института культуры, из которого Скопину отчислили. На курс к Соловьеву она некоторое время ходила «вольным слушателем».
«Скоро кончится лето» — полнометражный дебют Скопиной, который она посвятила мастеру (Соловьев умер в декабре 2021 года). Премьера состоялась на Московском кинофестивале. События фильма разворачиваются в Казахстане в начале 1990-х: главный герой, 16-летий парень Баха, заканчивает школу, а в свободное от уроков время учится гипнозу. Однажды парень влюбляется в Берту — девушку, которую случайно видит обнаженной в окне соседского дома. Теперь все навыки и умения Бахи направлены на то, чтобы завоевать ее сердце.
«Клетка ищет птицу»
Режиссер: Малика Мусаева
Мусаева — выпускница первой мастерской Александра Сокурова. За время учебы в Кабардино-Балкарии она сняла несколько короткометражных работ. В 2016 году поступила в Гамбургскую медиашколу, с тех пор живет в Германии.
Мировая премьера ее полнометражного дебюта «Клетка ищет птицу» состоялась на Берлинском кинофестивале. В производстве картины участвовали фонд Александра Сокурова «Пример интонации» и компания Hype Studios продюсера Ильи Стюарта. Фильм о несвободе женщин в современной Чечне Мусаева снимала, пригласив непрофессиональных актрис.
«Как звезды»
Режиссер: Мария Лойтер
Лойтер с детства мечтала о карьере актрисы, в 17 лет уехала в Лондон изучать театральную режиссуру, затем поступила в Лондонскую киношколу, после учебы в которой выпустила две короткометражные работы.
Идея полнометражной ленты «Как звезды» пришла Марии после знакомства с актрисами Надеждой Ивановой и Натальей Земцовой. Они рассказали Лойтер о насыщенной событиями артистической молодости и начале своего творческого пути. Главные героини — две подруги, которые настроены добиться успеха в профессии во что бы то ни стало. Эти воспоминания и стали основной сценария будущего фильма — проекта в не самом популярном формате «кино о кино».
«Содержанки 4»
Режиссер: Ламара Согомонян
Согомонян с детства хотела быть режиссером. После школы работала внештатным сотрудником на телевидении, а позже оказалась на съемочной площадке в качестве второго режиссера. Первой картиной Согомонян стала короткометражка «Собирайся, поедем на праздник» — фильм признали лучшим на международном кинофестивале в Лос-Анджелесе, в России премьера картины состоялась на фестивале «Кинотавр».
Четвертый сезон «Содержанок» — сериальный дебют Согомонян. После успеха короткого метра ее приметила шоураннер Start Ирина Сосновая, предложив снять новый сезон одного из главных проектов онлайн-кинотеатра. События нового сезона разворачиваются через три года после окончания предыдущего. Главные герои глянцевой драмы о жизни богатых встречаются снова на вечеринке ПМЭФ.
«Тайное влечение»
Режиссер: Стася Толстая
Как и Яна Скопина, Стася Толстая (Венкова) — выпускница мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе. Изначально собиралась быть актрисой, но во время учебы сменила вектор — мастерская Соловьева была актерско-режиссерской. Закончив ВГИК, Стася все же снялась в нескольких фильмах у режиссеров Григория Константинопольского, Егора Баранова и Ивана И. Твердовского.
Идея фильма «Тайное влечение» пришла Толстой давно — первые наброски она показывала Соловьеву еще в начале учебы. Премьера состоялась на Московском кинофестивале. По словам режиссера, линия отношений с мастером в фильме во многом автобиографична. В центре сюжета — начинающая актриса Вета, которая пытается балансировать между профессиональными амбициями и отношениями с молодым режиссером Романом.
«Туман»
Режиссер: Наталия Гугуева
Наталия Гугуева, в отличие от других упомянутых здесь дебютанток, опытный кинематографист. Почти 20 лет она занималась документальным кино — ее картины выходили на телевидении, а также принимали участие в российских и международных кинофестивалях. Наработанный опыт проявился в первом художественном фильме «Туман», премьера которого состоялась в рамках Московского кинофестиваля. Главной героиней оказывается начинающая документалистка Настя, которая собирается на край света, чтобы расследовать таинственное происшествие на метеорологической станции.
«Край надломленной луны»
Режиссер: Светлана Самошина
К режиссуре Самошина пришла не сразу. Закончила филфак СПбГУ, была переводчиком на проекте «Дау» Ильи Хржановского. Занималась и рекламой, и продюсированием. После — окончила режиссерскую мастерскую Николая Хомерики и Бакура Бакурадзе в Московской школе нового кино. Дипломный короткий метр Самошиной «Как жизнь без любви» взяли на фестиваль «Кинотавр».
«Край надломленной луны» — полнометражный дебют, сценарий к которому написала Наталия Мещанинова («Один маленький ночной секрет»). Они познакомились как раз во время фестивального продвижения дебюта Мещаниновой «Комбинат «Надежда». В центре сюжета — столкновение трех поколений женщин, которые пытаются разрешить неразрешимые, казалось бы, противоречия.
«Привет, мама»
Режиссер: Иля Малахова
Малахова — выпускница ВГИКа, закончила мастерскую Марлена Хуциева еще в 1990-е. До получения кинематографического образования Малахова училась Ленинградском горном институте. Прежде всего она реализовалась как сценаристка: долгие годы работала над сценариями фильмов мужа, Бакура Бакурадзе.
Российская премьера фильма Или Малаховой «Привет, мама» состоялась на фестивале «Выборг» (в 2023 году смотр в одноименном городе переименовался из «Окна в Европу», а к концу фестиваля вернул прежнее название). Также картину показали в секции «Новые режиссеры» кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Это еще одна история об отношениях женщин разных поколений, но на сей раз в центре внимания две сестры (Дарья Савельева и Аглая Тарасова), которые ищут мать, пропавшую без вести.
«Краш-тест»
Режиссер: Анастасия Борисова
Борисова — молодая кинематографистка родом из Якутии. В конце 2010-х она закончила Московскую школу кино (мастерская Бориса Хлебникова), выпустив две короткометражные картины «Мама» и «Сулус» с якутскими актерами. Снятые почти без бюджета, фильмы были представлены на международных кинофестивалях.
После окончания МШК Анастасия продолжила сотрудничество с Хлебниковым — компания Lookfilm поддержала запуск ее полнометражного дебюта «Краш-тест». Это драма о жизни трех подруг и их первом лете после окончания школы. Актерский ансамбль (Лиза Ищенко, Варвара Володина и Дарья Харченко) отметили на фестивале «Одна шестая» в Екатеринбурге, где состоялась премьера этой картины.
«Сказки Гофмана»
Режиссер: Тина Баркалая
Баркалая — выпускница режиссерского факультета ВГИКа, после завершения учебы сняла несколько короткометражных картин. Построила карьеру как мастер музыкальных видео и рекламы — за несколько лет сняла более 300 таких роликов. Многие из них становились обладателями престижных наград. В середине 2000-х сняла телемюзикл «Три мушкетера», главную роль д’Артаньяна в котором сыграл Владимир Зеленский.
Но настоящим дебютом для Баркалаи стала драма «Сказки Гофмана» с Екатериной Вилковой и Евгением Цыгановым в главных ролях. Это история о девушке, которая тащит на себе лишенного амбиций мужчину и брак, в котором она несчастна. Но все меняется, когда ее красивые руки замечает случайный посетитель театра, в котором работает героиня. Российская премьера «Сказок Гофмана» состоялась на фестивале «Короче» в Калининграде, международная — на индийском фестивале в Гоа.
«Детка»
Режиссер: Ирина Бас
Ирина Бас изучала деловую и политическую журналистику в НИУ ВШЭ, а в начале 2010-х закончила ВГИК (мастерская Карена Шахназарова и Олега Шухера), сняв в процессе учебы несколько короткометражных работ. В конце 2010-х Ирина оказалась в индустрии сериалов — снимала, в частности, детектив «Фемида видит» для онлайн-кинотеатра KION.
Задуманный для полнометражного дебюта сценарий Бас вместе с однокурсницей Наргиз Багирзаде (их творческий тандем сложился еще во ВГИКе) разрабатывали в 2018 году. Фильм перерабатывался, параллельно кинематографистки искали возможность его снять и нашли — вместе с киностудией «Ленфильм». «Детку» сначала представили на фестивале «Короче», а в начале февраля фильм вышел в прокат. Это история о девушке, которая бросает родной город и отправляется в Петербург, чтобы узнать, почему мать оставила ее в детстве.
«Чайка»
Режиссер: Полина Лазарева
Полина — внучка актрисы Светланы Немоляевой и дочь актера Александра Лазарева. В 2000-х она занималась актерской карьерой, однако в 2010-м закончила режиссерский факультет РАТИ-ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова).
«Чайка» — вольная экранизация одноименной пьесы Чехова, главную роль в которой исполнил актер и режиссер Юрий Быков («Дурак», «Сторож»). Он играет писателя Валентина Чайку, чья личная жизнь терпит бедствие, а профессиональная карьера, наоборот, идет в гору. Все меняется, когда Валентин знакомится с джазовой певицей (Вера Кинчева).
«Крецул»
Режиссер: Александра Лихачева
Лихачева — еще одна выпусница мастерской Алексея Учителя во ВГИКе. До того, как прийти в кино, закончила художественный Университет им. Строганова. После ВГИКа работала над документальными проектами — «Катя Креналинова» и «Длинное. Черное. Облако опускается». Оба фильма участвовали в российских и международных кинофестивалях.
«Крецул» — игровой дебют Лихачевой, сюжет которого основан на реальных событиях. Главный герой — Олег Крецул, чемпион Европы по дзюдо, потерявший зрение после автокатастрофы в Кишинева в конце 1990-х. Оказавшись за пределами профессионального спорта, Крецул пытается вернуться к состязаниям. Помогает ему в этом друг детства Виталий, ставший для Олега не только товарищем, но и наставником.
«Танцуй, Селедка!»
Режиссер: Александра Лупашко
Александра начала свой путь в кино с актерства: поступила в Щепкинское училище и уже со второго курса оказалась на экране. Впрочем, быстро остыла к этой профессии и в 2015 году поступила во ВГИК (мастерская Владимира Машкова). Ее короткометражные картины «Девочка и дерево желаний» и «2050» принимали участие в российских и международных кинофестивалях.
Как режиссер Лупашко работала в соавторстве с Евгением Куликом («Елки 8», «Два»). «Танцуй, Селедка!» — ее полноценный игровой дебют. В основе сценария пьеса «Человек в закрытой комнате» Татьяны Загдай. Главная героиня приезжает в родной город, чтобы встретиться с отцом, который ушел из семьи в ее детстве, но тот неожиданно умирает. Теперь девушке приходится заниматься его похоронами. Премьера фильма состоялась на фестивале авторского кино «Зимний».
«Пепел и доломит»
Режиссер: Тома Селиванова
Селиванова — выпускница Московской школы нового кино (мастерская Дмитрия Мамулии). До режиссуры училась на факультете психологии МГУ. В 2019 году на международном кинофестивале в Роттердаме состоялась премьера ее короткого метра «Корова». В 2021 году на фестивале в Новой Голландии показали ее вторую короткометражную картину «Скажи пока» о том, как группа молодых людей провожает одного из них в эмиграцию.
«Пепел и доломит» — полнометражный игровой дебют Селивановой. Фильм удалось снять благодаря поддержке нидерландского фонда The Hubert Bals Fund, мировая премьера картины состоялась на кинофестивале в Роттердаме. Это неторопливое роуд-муви о документалистке Дине (ее играет сама Селиванова), которая путешествует с другом Йоханом по местам, хранящим память о сталинских лагерях. География путешествия впечатляет — от Сандармоха (Карелия) до Магадана.