Сюжеты не от мира сего: лучшие фильмы фестиваля «Дух огня», снятые женщинами
В Ханты-Мансийске прошел XXII фестиваль кинодебютов «Дух огня». Forbes Woman посмотрел программу (в ней не только полнометражные, но и короткометражные фильмы) и выбрал лучшие работы женщин-режиссеров. Среди них — лента, получившая главный приз
«Лиссабон»
Режиссер: Светлана Филиппова
Анна (Мария Смольникова) и Миша (Олег Ягодин) недавно развелись и живут отдельно друг от друга. Их дети-подростки, мальчик и девочка, остались с матерью. Мальчик готовится к поступлению в университет, девочка — к переезду в Лиссабон, где она получила стипендию. На дворе лето, герои гуляют, качаются на качелях, едят арбуз.
«Лиссабон» — игровой дебют аниматора Светланы Филипповой. Сюжет намечен в фильме пунктиром: в немногочисленных и немногословных диалогах герои обсуждают бытовые мелочи, а не то, через что проходит семья. В этом фильме много условного, театрального (например, абсурдные микросценки — в одной из них в парке женщина из пистолета убивает мужчину, но все случайные свидетели убийства продолжают гулять, как ни в чем ни бывало). Впрочем, иногда из-за условностей сложно понять, что происходит с героями.
Но «Лиссабон» все равно очарует зрителя: в этом черно-белом эстетском фильме каждый кадр тщательно выстроен — хочется поставить на паузу, чтобы внимательнее их рассмотреть (оператор Андрей Найденов).
Некоторым «Лиссабон» напомнит фильмы французской «новой волны», кому-то — советское оттепельное кино. Одна из сцен, в которой герои попадают под летний дождь, рифмуется с «Июльским дождем» Марлена Хуциева и с «Я шагаю по Москве» Никиты Михалкова. Даже Екатеринбург, в котором снимали фильм, преобразился — он похож на какой-то курортный приморский город. Сама режиссер наличие прямых параллелей опровергает и говорит, что снимала прежде всего про личные переживания. Хотя фильм не получил призов в Ханты-Мансийске, «Лиссабон» — самое сильное эстетическое переживание фестиваля.
«Угол наклона»
Режиссеры: Анна Далингер и Станислав Фомичев
Филлипинка Эля (Марисель Темпло) работает в богатом доме в центре Москвы: моет полы, готовит, смахивает пыль с картины Матисса, ухаживает за сыном хозяев Захаром — кормит его, водит в бассейн и в музей. Но однажды, когда Эля протирает люстру, она повреждает руку. И после этого ее рутинная жизнь — готовка, уборка, занятия с Захаром — дает крен.
«Угол наклона» выпускников Московской школы нового кино Анны Далингер и Станислава Фомичевиа — единственный российский фильм в международном конкурсе «Духа Огня». И почему именно он представляет Россию, в общем-то, понятно. Этот фильм со спокойным размеренным ритмом, с длинными, снятыми с одного ракурса сценами, — настоящее европейское авторское кино (он похож, например, на работы представителей «Берлинской школы», в частности, Ангелы Шанелек). Фильм очень красивый (у него сразу три оператора — сами режиссеры Далингер и Фомичев, а также Дмитрий Коньков).
Связь с Россией призрачна: в фильме почти не звучит русская речь. Эля и мальчик говорят друг с другом на английском, Эля с другими домработницами — на филиппинском. Москва, в которой проходили съемки, почти не опознаваема, она похожа на любой европейский мегаполис — это вполне могли бы быть Лондон или Берлин. В событийном плане в фильме, особенно в первой его половине, мало что происходит: Эля моет пол; ребенок играет с машинкой, купается, ест. Но внимательных зрителей он погрузит в своего рода транс.
«Королевство»
Режиссер: Татьяна Рахманова
Подростки, которые только выпустились из детдома, получают деньги на начало взрослой жизни, но решают не распорядится ими рационально (снять квартиру, взять ипотеку), а спустить их на грандиозную прощальную вечеринку. Они арендуют огромный дом, ставят музыку и празднуют. На следующее утро праздник заканчивается, но они не готовы вернуться к обычной жизни — и с оружием в руках начинают защищать свое «королевство».
«Королевство» Татьяны Рахмановой прошлой осенью показали на фестивале независимого кино «Маяк», где фильм получил сразу две награды — за операторскую работу (ее вручили Алишеру Хамидходжаеву) и как лучший дебют. Но это дебют не только для Рахмановой: все роли в фильме, кроме главных, сыграли непрофессиональные актеры. Именно в этом — в искренности, неформатности — и главная сила фильма. Его маргинальные герои не могут вписаться в мир, и понимая это, идут на разрыв с ним, зная, что их бунт обречен с самого начала.
«Каникулы»
Режиссер: Анна Кузнецова
Школьный кружок из Калуги приезжает на фестиваль детских театров в Сочи. Группу сопровождают двое взрослых: строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) и неформальная глава театрального кружка Таня (Дарья Савельева). Отношения между ними сложные, как и у ребят в самой труппе. У старших школьников переходный возраст: они влюбляются, ссорятся, дерзят учителям; но вместе с тем нуждаются в них, ищут у них ответы о том, как вести себя во взрослом мире.
«Каникулы» — фильм, который приехал в Ханты-Мансийск после фестиваля «Маяк». Там работа Анны Кузнецовой получила главный приз, однако до широкого проката так и не дошла.
Кузнецова — ученица Бориса Хлебникова (он — креативный продюсер фильма), и его влияние несложно заметить. «Каникулы» — смешное кино, которое способно сделать зрителю очень больно: герои (и взрослые, и дети) сталкиваются с тем, что в мире нет справедливости, усилия могут не окупиться, чувства останутся не оцененными. И вместе с тем есть близкие люди и прекрасные моменты, которые ты проживаешь вместе с ними.
«Черное»
Режиссер: Вика Дегтева
Короткий метр
Сима на улице у клуба встречает пьяную девушку Таню. Таня просит дать ей телефон позвонить, а потом отвезти ее на вокзал. Ей совсем плохо, и Сима вызывается проводить ее до дома — христианского приюта для тех, кому некуда больше пойти. Там она и остается на ночь. Но место, где живет Таня, — совсем не приют, а гораздо более странное место.
«Черное» — один из самых титулованных коротких метров на фестивале: до того, как получить главный приз на «Духе огня», он был отмечен на фестивале «Амурская осень». Отдельного упоминания заслуживает Елизавета Потапова, которая сыграла в фильме главную роль.
Название не обманывает: в этом фильме действительно черным-черно. Это кино буквально про поворот не туда. История хорошей девушки, которая упала в черную дыру, всколыхнет в зрителе все самые сильные страхи. И самое ужасное, что страшные вещи вроде торговли людьми происходят рядом с нами — иногда на конечной станции электрички, иногда в переходе метро. И все об этом знают, но предпочитают закрывать глаза.
«Электричество»
Режиссер: Юлия Корунская
Короткий метр
Кеша с друзьями и непутевой девушкой Брусникой едет отдыхать и по дороге встречает ее — бывшую возлюбленную, которая переехала в другой город и не попрощалась перед расставанием. Они идут на прогулку, и Кеша понимает: между ними все по-прежнему наэлектризовано.
Сюжет короткого метра Юлии Корунской сложно пересказать: ее фильм похож на воспоминание об одном летнем дне — с прогулками, ленивыми разговорами и драмой после заката. Это очень красивое (операторы Николай Желудович и Сергей Иванютин) настроенческое кино, и переживаниям его героев безусловно веришь — видимо, из-за того, что режиссер рассказала в нем личную историю.