От двора Медичи до Голливуда: как женщины добивались права заниматься музыкой

Маддалена Казулана: первая-женщина композитор, чьи произведения были опубликованы
В 1568 году в Венеции вышел сборник мадригалов (небольших музыкально-поэтических произведений любовно-лирического содержания) Маддалены Казуланы — «Первая книга мадригалов для четырех голосов». Это действительно первое опубликованное произведение европейской женщины-композитора.
Казулана посвятила этот сборник принцессе Изабелле Медичи, выразила свое восхищение ею, а также поделилась мыслями о том, каково быть женщиной в области, где доминируют мужчины: «Я хочу не только доказать мою преданность Вашему превосходительству, но и показать миру глупую ошибку мужчин, считающих себя покровителями высоких даров интеллекта, которыми, по их мнению, не могут в той же мере обладать и женщины».
О жизни Маддалены Казуланы известно мало, но она была талантливым композитором, профессиональной певицей, лютнисткой и педагогом и пользовалась уважением известных мужчин-композиторов того времени, например, Орландо ди Лассо и Филиппо ди Монте. За свою жизнь она опубликовала четыре сборника мадригалов.
Франческа Каччини: первая женщина, написавшая оперу
3 февраля 1625 года во Флоренции прошла премьера оперы «Освобождение Руджеро с острова Альчины». Считается, что это первая опера, написанная женщиной, или, по крайней мере, самая ранняя из сохранившихся опер женщин-композиторов.
Франческа Каччини была дочерью итальянского композитора Джулио Каччини, который к моменту ее рождения уже был одним из самых известных певцов и преподавателей вокала своего поколения. Джулио поощрял музыкальный талант девочки, и к 20 годам она владела игрой как минимум на пяти инструментах, прекрасно пела и сочиняла музыку. Оперное будущее Франчески как будто было предопределено судьбой: в возрасте 13 лет она пела женские и хоровые партии в опере «Эвридика» — самой ранней из дошедших до нашего времени. «Эвридику» Джулио Каччини написал в соавторстве с Якопо Пери.
Способности Франчески высоко оценили при дворе Медичи, где работал Джулио, и в какой-то момент она даже стала самым высокооплачиваемым музыкантом королевской семьи. Итальянский композитор Клаудио Монтеверди тоже отмечал ее талант: «Во Флоренции [я слышал], как дочь синьора Джулио ... очень хорошо поет и играет на лютне, гитаре и клавесине».
Также Франческа написала сотни песен и дуэтов, но сохранились лишь 36 из них. За семь лет до премьеры своей первой оперы она опубликовала сборник песен «Первая книга музыки». А еще раньше писала музыку для многочисленных придворных развлечений, например, карнавалов или знаменательных событий в жизни ее покровителей.
Женщинам эпохи Возрождения разрешалось заниматься музыкой, но скорее в качестве хобби — для домашнего музицирования. Публичное исполнение или публикация музыки, написанной женщиной, были исключением из правил. Поэтому пример Франчески Каччини, которой удалось не только опубликовать свои произведения, но и добиться высокого положения в качестве придворного музыканта и педагога, считается одним из самых ярких примеров успешной карьеры женщины в музыке до XIX века.
Луиза Фарранк: профессор музыки в Парижской консерватории
Луиза Фарранк была единственной женщиной-профессором в Парижской консерватории в XIX веке. До нее в 1795 году в эту должность уже вступала женщина, но через два года она по неизвестной причине покинула стены учебного заведения, а вот Фарранк, которая стала профессором фортепиано в 1842 году, задержалась на своем посту на 40 лет.
При этом ей не разрешалось преподавать в стенах консерватории композицию, потому что в то время женщины даже не могли посещать занятия по этой дисциплине. Фарранк была талантливым композитором, и ее музыкой восхищались Шуман и Берлиоз. Ее произведение «Нонет для струнных и духовых ми-бемоль мажор» 1849 года стало настолько успешным, что позволило ей, наконец, добиться равной оплаты труда с мужчинами-педагогами.
Муж Луизы, Аристид Фарранк, пробовал сочинять, но вскоре понял, что в отличие от жены не обладает достаточным талантом. Тогда он начал поддерживать ее и старался помочь ей реализоваться как композитору. А еще они вместе работали над 23-томным сборником клавирной музыки от Баха до Бетховена. «Аристид Фарранк сумел разглядеть талант своей молодой жены к сочинительству, поощрить ее, фактически заставить ее сделать доступными для публики произведения, которые скромность побуждала ее не публиковать», — говорил французский музыковед Мишель Брене.
Камилла Урсо: первая скрипачка, сольно выступившая на сцене в США
Француженка Камилла Урсо была дочерью итальянского флейтиста и португальской певицы. Она убедила отца разрешить ей учиться играть на «мужском» инструменте — скрипке, — когда ей было шесть лет. В 1849 году, когда Камилле исполнилось девять, она стала первой первой девочкой, принятой в Парижскую консерваторию на отделение скрипки. За свое место она боролась с 76 мальчиками. Камилла смогла пройти отбор и наравне с мальчиками получала физические наказания от своего учителя Ламберта Массарта.
В 12 лет Камилла вместе с родителями переехала в США. Уже в этом возрасте она начала гастролировать по разным городам, включая Нью-Йорк, Бостон и Филадельфию. Позже она выступила с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и собрала собственную концертную труппу, а также гастролировала по всему миру.
Те, кому удавалось побывать на выступлениях Камиллы, высоко оценивали ее виртуозность. Сама же Урсо не ограничивалась только концертной деятельностью — при каждом удобном случае она выступала за расширение возможностей женщин в музыкальной среде. Например в 1898 году написала письмо редактору издания Musical Courier, в котором требовала, чтобы женщин начали принимать в оркестры.
Кристин Эммер в книге «Невоспетые: история женщин в американской музыке» пишет, что, несмотря на все достижения, Камилле Урсо так и не удалось накопить достаточно денег, чтобы уйти на пенсию, поэтому в последние годы она время от времени появлялась в водевильных шоу и подвергалась жесткой критике за то, что «так низко пала».
Юдис Шапиро: первая женщина-концертмейстер в Голливуде
В 1942 году талантливая американская скрипачка Юдис Шапиро перешагнула порог звукового павильона в Голливуде и стала первой женщиной-концертмейстером «фабрики грез». В ее обязанности входило разучивать с музыкантами новые партитуры и следить за качеством их исполнения во время записи. Шапиро занимала эту престижную должность в голливудской студийной системе 23 года, при этом ее имя долгое время оставалось неизвестным, потому что его не указывали в титрах.
Юдис Шапиро и ее мужа, виолончелиста Виктора Готлиба, уволили из Paramount Studio в 1955 году, во времена маккартизма. Причиной послужили не их предполагаемые связи с коммунистами, а то, что, выступая свидетелями перед комитетом Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC), Шапиро и Готлиб отказались сообщить информацию о своих друзьях-музыкантах. В документальном фильме 1955 года «Визит к Дариусу Мийо» можно увидеть, как Шапиро и Готлиб играют вместе незадолго до этих событий.
С 1956 года Шапиро начала педагогическую деятельность в Университете Южной Калифорнии. Многие ее студенты впоследствии построили успешную карьеру скрипачей. Один из учеников — Гленн Диктероу, который позже стал концертмейстером Нью-Йоркского филармонического оркестра, — вспоминал: «...Она никогда не показывала на своей скрипке, как играть что-либо. Когда я учился у нее, она сказала: «Не хочу, чтобы ты подражал мне. Я хочу, чтобы ты открыл свое собственное уникальное звучание».
Антония Брико: одна из первых женщин-дирижеров, получивших признание
Антония Брико пробилась в музыкальный мир благодаря силе своей личности и непоколебимой решимости. Брико родилась в Голландии в 1902 году и переехала в Калифорнию в возрасте пяти лет. Она грызла ногти, поэтому родители приняли решение отправить ее на уроки фортепиано. Это положило начало ее страсти к музыке, но через некоторое время юная пианистка поняла, что больше всего ей хочется дирижировать оркестром.
В 1930 году она стала первой женщиной — дирижером Берлинской филармонии, а семь лет спустя — первой женщиной, которая дирижировала оперу крупной нью-йоркской труппы: постановку Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». В 1938 году Антония Брико стала первой женщиной в истории, дирижировавшей Нью-Йоркским филармоническим оркестром. «Я не называю себя женщиной-дирижером, — говорила она в интервью. — Я называю себя дирижером, которому довелось оказаться женщиной».
Брико также преподавала фортепиано и дирижирование. Среди ее учениц была известная американская певица Джуди Коллинз. Впоследствии она помогла создать документальный фильм о своей учительнице — «Антония: Портрет женщины» 1974 года, который был номинирован на «Оскар».
Эми Бич: первая американка, опубликовавшая симфонию
Юная Эми была настоящим вундеркиндом: в 1867 году, когда ей был всего один год, она выучила наизусть 40 песен, а в три года научилась читать. В четыре года она играла четырехчастные гимны и сочиняла простые вальсы. К шести годам мать начала учить ее игре на фортепиано, а год спустя девочка дала свои первые публичные концерты, исполняя произведения Генделя, Бетховена, Шопена и свои сочинения.
В 16 лет она дебютировала в Бостонском Мюзик-Холле. Критик того времени сказал: «Трудно представить более положительную реакцию на дебют». Тем не менее, Бич не смогла поехать в Европу для дальнейшего оттачивания своего мастерства, как делали ее коллеги-мужчины, потому что в то время среди женщин не было принято посвящать свою жизнь музыке. Решительная Эми продолжила обучение самостоятельно.
В 1896 году ее «Гэльская» симфония стала первой в Америке опубликованной симфонией, которую написала женщина. После успешной премьеры в исполнении Бостонского симфонического оркестра Бич стала символом женской творческой силы. Музыковед Лиана Кертис писала: «Когда суфражистки боролись за избирательное право, на Бич часто указывали как на один из символов женских достижений — она доказала, что женщины могут работать на самом высоком уровне в любой области».