Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации

Согласна на все, лишь бы летать
Маргарита Сапунова отучилась на экономиста, но еще в институте поняла, что эта профессия ей не интересна. Тогда она впервые задумалась о том, что хочет стать пилотом. Она звонила в летные училища России, но там ей говорили, что девушек в эту профессию не берут. В итоге она устроилась на работу в офис экономистом.
«Однажды моя знакомая пошла работать бортпроводником, через год я увидела в соцсетях ее фотографии, где она счастливая в компании экипажа путешествует по разным странам, и подумала, что хотя бы так смогу дотронуться до самолета», — вспоминает Маргарита в интервью Forbes Woman. В 24 года она стала бортпроводником, и пилоты подсказали ей, что в Краснокутское училище в Саратовской области принимают девушек. «Я просто хотела сама поднять в небо эту огромную железяку, — говорит Сапунова. — Я хотела оторваться от земли и оказаться в воздухе».
Во время подачи документов она была единственной абитуриенткой. Один из педагогов сказал ей: «Вы же девушка! Идите и борщи варите, зачем вы сюда пришли?» «Я старалась учиться хорошо, но в течение трех лет он иногда подшучивал надо мной, говорил, что в детстве я не в куклы играла, а радио настраивала, и что мне нужно все-таки подумать насчет борщей. Я всегда отвечала, что одно другому не мешает», — рассказывает Маргарита.
В отличие от Маргариты, Юлия Швидкая еще в старших классах загорелась идеей стать пилотом. В 2001 году она звонила в Сасовское и Краснокутское летные училища, но ей говорили, что не существует правил и норм для прохождения врачебно-летной медкомиссии, адаптированных для женщин. Идею о поступлении пришлось отложить на несколько лет — с конца 2000-х девушки могут поступить в любое учебное заведение, которое готовит пилотов.
«Я увлекалась парашютным спортом, — рассказывает Юлия Forbes Woman. — Некоторые пилоты всю жизнь боятся прыгнуть с парашютом и считают, что только неадекватные люди выходят в небо из работающего самолета. Однажды я познакомилась с пилотом, который был инструктором в летном училище. Он летал на своем небольшом самолете в аэроклубе, взял меня с собой в полет и отдал управление. На самом деле в этом нет ничего сложного, с этим даже школьник справится, но многие люди на большой высоте испытывают сильное волнение, которое мешает сконцентрироваться и видеть цифры на приборах».
Инструктор заметил, что у девушки нет страха высоты или скорости, и посоветовал ей поехать учиться на пилота в США. В России, по его словам, для девушек после летных училищ путь в большую авиацию был закрыт. Юлия решила, что даже если ее максимум — «из села в село перевозить бабушек с курами», — она согласна и на это, лишь бы летать.
Уезжать из России в тот момент Юлия была не готова: это стоило слишком дорого, она не владела английским языком. Девушка заочно училась на финансиста, параллельно работала экскурсоводом в частном музее техники: ей нравилось просто находиться рядом с самолетами. Поступить в Краснокутское авиационное училище у нее получилось только в 28 лет. Комиссия сделала для нее исключение — в России в летные училища тогда принимали людей в возрасте до 27 лет (сейчас это требование отменили).
Как работают пилоты
Средняя зарплата второго пилота в отечественных авиакомпаниях составляет от 200 000 до 300 000 рублей в месяц. Примерная зарплата капитана — от 300 000 до 600 000 рублей. Рабочее время пилота в России — до 16 часов в сутки, минимальное время отдыха между сменами — 10 часов. Пилоты должны уметь заставить себя заснуть в любое время без дополнительных лекарств, чтобы набраться сил перед ночным полетом.
Перед рейсом экипаж самолета обязан вовремя прийти в аэропорт выспавшимся и бодрым, говорит Маргарита Сапунова. Для подготовки к полету пилотам выдают документы с расчетами, они анализируют информацию о погодных условиях, изучают запасные аэродромы. Также пилоты в России проходят медосмотр перед каждым вылетом. «Карточка пройденной медкомиссии у нас на жаргоне называется хлебной карточкой: право на хлеб пилотов находится в руках врачей», — говорит Юлия Швидкая.
Экипаж состоит из двух человек — капитана самолета и второго пилота. Как правило, пилоты летают с незнакомыми коллегами, потому что так они более тщательно контролируют действия друг друга. Во время полета капитан и второй пилот выполняют одинаковую работу, каждый со своего кресла. В авиации все держится на двойном контроле: оба пилота в течение всего полета включены в процесс. Разница в ответственности: в сложной ситуации именно капитан принимает окончательное решение. Кроме того, второму пилоту не везде разрешается делать посадку — как правило, ограничения вводятся для сложных аэропортов, например в горах.
Маргарита Сапунова говорит, что в управлении самолетом больше важна не физическая подготовка, а концентрация. Считается, что взлет и посадка — самые опасные этапы полета. Порывистый боковой ветер, плохая видимость, дождь также могут усложнять управление самолетом.
Перед рейсом пилоты стараются сосредоточиться только на полете и лишний раз даже не читают новости, отмечает Юлия Швидкая.
Девочки «для пиара»
В России девушки регулярно сталкиваются с предубеждениями и сомнениями руководителей, даже имея лицензию пилота и много часов налета. В 2017 году Юлия Швидкая пришла устраиваться на первую работу, и директор авиакомпании сказал ей, что у них в команде пилотов уже есть четыре девочки «для пиара». «У меня был красный диплом, хороший английский, я очень много сил потратила на это, — вспоминает пилот. — Я попросила его дать мне обходной лист для прохождения всех экзаменов внутри компании. Директор сказал, что не сомневается, что я сдам экзамены лучше всех, но у них нет задачи взять лучших».
В другой компании у Юлии все сложилось хорошо: «Когда есть уже несколько десятков успешно летающих женщин-пилотов, никто не удивляется еще одной. Но все равно порой есть давление, когда любая твоя ошибка объясняется тем, что ты женщина. Хотя такие же ошибки допускают и мужчины».
Иногда коллеги-мужчины могут смотреть на женщин с предубеждением, но Юлия научилась относиться к этому с пониманием и старается отвечать на все вопросы пилотов, которым может быть непривычно летать с девушкой. «Однажды моя коллега поделилась, что во время долгого ночного рейса командир экипажа в кабине на высоте 12 000 метров рассказывал ей про свою прекрасную жену, которая сидит дома, занимается детьми, и говорил напарнице, что она ошибка природы», — рассказывает Швидкая. При этом она обращает внимание на то, что многие женщины-пилоты выходят замуж, рожают детей и возвращаются в небо, есть и браки, в которых оба супруга — командиры воздушного судна.
Несмотря на существующее предубеждение, встречаются и пилоты, которые «от девчонок в абсолютном восторге», потому что видят рядом с собой надежного напарника, говорит Швидкая. «Но все мы ждем момента, когда нас перестанут оценивать по полу и будут принимать во внимание только профессиональные качества», — добавляет она.
Гендерные стереотипы существуют не только в кабине экипажа, но и среди пассажиров. Капитан Маргарита Сапунова рассказывает, что однажды пассажир после рейса нашел ее в соцсетях и написал, что когда она сказала «Здравствуйте, говорит командир, меня зовут Маргарита», недалеко от него мужчина в салоне мгновенно отстегнул ремень, встал и собрался уходить. «Жена вернула его на место, но весь полет он сидел в напряжении,— вспоминает Сапунова. — Я понимаю, что такое может происходить часто, но бортпроводники передают мне в основном благодарности от пассажиров».
Юлия Пакулина была вторым пилотом в крупной российской авиакомпании, а полгода назад перешла в Air Arabia Morocco. Девушка хотела посмотреть, как устроена работа в авиации в других странах. Разница оказалась колоссальной, говорит Пакулина. По ее словам, к женщинам-пилотам за границей относятся проще — нет лишних вопросов от врачей, инструкторов, как будто никто не замечает даже, что она девушка.
Давление, которое начинается еще на этапе поступления, заставляет многих девушек отказываться от мечты о полетах. «Конечно, непросто строить карьеру, когда тебе на входе говорят, что место женщины у плиты, — отмечает Маргарита Сапунова. — Я прекрасно понимаю, что есть мужчины, которые ждут, когда я ошибусь». Однако многие по-прежнему преодолевают все стереотипы и барьеры, чтобы заниматься любимым делом.
«Мне просто очень нравится перевозить людей туда, где их ждут, и знать, что они остались довольны полетом. Делать все, чтобы они пролетели с комфортом и безопасно, — говорит Юлия Швидкая. — Транспорт соединяет людей, двигает бизнес во всем мире, и чувство, что я принимаю участие в этом, приносит мне полнейшее удовлетворение. Для этой работы нужна сильная стрессоустойчивость, нужно уметь работать под давлением, и женщины в России справляются с этим просто великолепно».