«Что скрывает Ирен?»: как польская домработница прятала евреев в доме нациста

Вторая мировая война, Польша. 19-летняя Ирена Гут (Софи Нелисс) становится домработницей на вилле немецкого майора и прячет в подвале 12 евреев, бежавших из гетто. В течение двух лет ей придется проявлять находчивость и изворотливость, чтобы спасти жизни своих друзей.
«Я была красивой. Он был стариком»
Ирена Гут родилась в мае 1922 года маленькой деревне на востоке Польши. В 1939 году, после нападения Германии, она присоединилась к польскому сопротивлению. А когда попыталась вернуться в родной город Радом, была захвачена немцами, которые вывезли ее в оккупированный Тарнополь (ныне Тернополь на территории Украины) на принудительные работы на заводе по производству боеприпасов.
Здоровье подводило хрупкую Ирену — из-за анемии она падала в обмороки. Плохое самочувствие девушки насторожило майора вермахта Эдуарда Рюгемера, который контролировал работу на конвейерной линии. Тот устроил Ирену на казарменную кухню и в прачечную. Здание, в котором она работала, находилось рядом с еврейским гетто. Ирена начала потихоньку помогать его жителям — тайком передавать еду и медикаменты.
Однажды, разнося еду и напитки высокопоставленным немецким офицерам, девушка услышала от командира дивизии СС, что через несколько дней район «будет полностью очищен от евреев». Тогда же майор Рюгемер объявил ей, что переезжает за город и хочет, чтобы она стала его домработницей. «Когда происходят такие вещи, у тебя нет времени думать о том, что ты собираешься делать. Ты должен реагировать. Ты должен думать сердцем, а не головой», — позже говорила Гут. В загородном доме майора она решила спрятать 12 евреев — мужчин и женщин, работавших в прачечной.
Готовя дом к приезду Рюгемера, она нашла подвал под беседкой на заднем дворе, к которому от дома шел тоннель, и тайком провела туда своих друзей. Каждое утро Ирена провожала Рюгемера на службу и всегда оставляла ключ в двери, чтобы майор не мог войти в дом сам и был вынужден звонить в дверь. Пока его не было, люди, которых прятала Ирена, могли свободно перемещаться по вилле. «Они напоминали мышей в сырной лавке, охраняемой спящей кошкой», — вспоминала Гут в своих мемуарах.
Хотя позже друзья Ирен перебрались в более надежное укрытие — они знали, что в доме должна быть потайная комната, и смогли ее найти, — укрывать их на вилле становилось все сложнее: Рюгемер закатывал вечеринки, все чаще к нему без предупреждения приходили посетители. Однажды Ирене на ходу пришлось придумывать, как задержать на пороге внезапно явившегося офицера гестапо (она намочила волосы и сделала вид, что не могла открыть, потому что принимала ванну). В другой раз, возвращаясь из города, она стала свидетельницей показательной казни польской семьи, укрывавшей евреев, и, придя домой в состоянии шока, забыла запереть дверь на ключ. Вернувшийся со службы Рюгемер застал ее на кухне с двумя женщинами.
«Он побелел, задрожал и побежал звонить руководству гестапо», — вспоминала Гут. Ирена бросилась вслед, целовала его руки и на коленях умоляла проявить милосердие. Рюгемер в спешке покинул виллу, ночью вернулся пьяный и предложил: он не сообщит о евреях в своем доме, если Ирена будет регулярно с ним спать.
В книге «В моих руках. Воспоминания спасителя в годы Холокоста» Гут писала, что эта вынужденная близость «была хуже, чем изнасилование». Будучи католичкой, Ирена испытывала отвращение к себе. Лишь 50 лет спустя она окончательно освободилась от чувства вины: «Я была красивой. Он был стариком. Это была небольшая цена за многие жизни... Я видела людей, нуждающихся [в помощи], и видела, что могу им помочь». Своим друзьям она не рассказала о том, что спит с Рюгемером.
Когда стало ясно, что к Тарнополю приближаются советские войска, Рюгемер пустился в бега. Ирена вместе с двумя сообщниками вывезла своих друзей к партизанам, а вскоре и сама присоединилась к ним. В мае 1944 года там, в лесу, у Иды и Лазаря Халлеров, которых Гут в числе прочих укрывала на вилле Рюгемера, родился сын Роман. В одном интервью он позже скажет: «Ирена Гут для меня как вторая мать. Без нее я не был бы жив».
После войны Ирена узнала, что отца убили немцы, а мать и сестры скрываются после того, как советские власти обвинили их (и даже арестовали, но затем отпустили) в шпионаже. Ирена воссоединилась с ними только в 1984 году.
В 1949-м она эмигрировала в США. Ирена вышла замуж за сотрудника ООН Уильяма Опдайка, с которым познакомилась еще в лагере для перемещенных лиц в Германии. Они счастливо прожили в браке 37 лет, у них родилась дочь Джинни. Ни муж, ни дочь не знали о прошлом Ирены, пока однажды в 1972 году ей не довелось пообщаться со студентом, который писал диссертацию о Второй мировой войне и не верил в Холокост.
Ирена начала выступать в политических клубах, синагогах, церквях и школах, рассказывая свою историю. «Я хотела научить детей одинаково относиться друг к другу независимо от национальности, религии, цвета кожи или вероисповедания. Мы принадлежим к одной семье, и я прошу их научиться любить друг друга, помогать друг другу», — делилась она. В 1982 году мемориал Яд Вашем признал Гут-Опдайк «Праведником народов мира».
Ирена Гут-Опдайк на экране
Над военной драмой «Что скрывает Ирен?» (Irena's Vow в оригинале) работала канадская постановщица Луиз Аршамбо, которая снимает преимущественно фестивальное кино. Сценарий к фильму написал американец Дэн Гордон, основываясь на своей же бродвейской пьесе «Клятва Ирены» 2009 года. Сам он познакомился с Иреной Гут-Опдайк еще в 1993 году.
Главную роль сыграла звезда survival-сериала «Шершни» Софи Нелисс. Канадская актриса не впервые за свою карьеру снимается в военной драме: в «Воровке книг» (2013), поставленной по одноименному роману Маркуса Зусака, Нелисс блестяще вжилась в роль девочки Лизель, которая спасает книги, обреченные в Третьем рейхе на сожжение.
Экранная история Ирены начинается в сентябре 1939 года. В больницу, где героиня работает медсестрой, попадает бомба, происходит взрыв, помещение заполняет густой дым, героиня задыхается — это единственная громкая сцена за весь фильм, тихий, но от того не менее пугающий.
Картина практически побуквенно воспроизводит на экране мемуары самой Гут-Опдайк: изматывающие смены на заводе, благосклонность Рюгемера, работа кухаркой, спасение друзей. Фильм мог бы оказаться монотонным пересказом книги, но эмоционально тонкая игра Софи Нелисс придает истории надрыв. Она с обходительной улыбкой подает напитки офицерам СС; паникует, боясь разоблачения; проявляет находчивость и остроумие и превращается в напуганную девочку, став свидетелем расправ над евреями и тех, кто их укрывал. Камера оператора Пола Шарошши часто показывает лицо Гут крупным планом, когда она смотрится в зеркало, словно пытаясь понять, хватит ли у нее сил продолжать вести двойную жизнь.
В фильме отсутствуют постельные сцены, но мы видим боль, которую девушке причиняет сначала вынужденная близость с Рюгемером, а затем обвинения в коллаборационизме. Сам майор (его сыграл Дюгрей Скотт), кажется, презирает себя. Интересно, что его прототип, как и Ирена, в 2012 году был признан Праведником народов мира — уже упоминавшиеся Лазарь и Ида Халлеры рассказывали, что он пытался заботиться о жителях гетто, нескольким помог бежать.
«Что скрывает Ирен?» во многом довольствуется хрестоматийной историей о добре и зле, которые встретились под одной крышей. Картина Луиз Аршамбо оппонирует фильму «Зона интересов» (2023) Джонатана Глейзера, герои которого, живя рядом с концлагерем, не задумывались об узниках за стеной. Между двумя лентами возникает рифма: и там, и там есть сцена с тайной передачей еды заключенным. В истории Ирены Гут-Опдайк этот небольшой жест становится началом подвига.
«Мужество — это шепот свыше. Когда вы слушаете свое сердце, вы знаете, что, как и когда делать», — говорила она.