Как Изабель Баррето возглавила экспедицию в эпоху Великих географических открытий

Женщин не было ни на кораблях Колумба, открывшего Америку, ни среди спутников Магеллана, совершившего первое кругосветное плавание. Главные имена эпохи Великих географических открытий принадлежали мужчинам. Но в конце XVI века произошло неслыханное: Изабель Баррето стала первой в истории женщиной, которая командовала морской экспедицией и пересекла Тихий океан.
Острова сокровищ
Изабель родилась в 1567 году в Лиме, столице Перу. Родители Изабель, воодушевленные распространяющимися по Испании новостями о Новом Свете, отправились туда в составе свиты вице-короля. Прибыв в Лиму, они поселились в доме недалеко от площади Санта-Ана, где и появилась на свет Изабель. Испанские колонисты быстро богатели благодаря энкомьенде — своего рода крепостному праву, которое позволяло эксплуатировать коренное население.
Изабель росла любимицей отца и осталась в родительском доме, когда ее сестер отправили в монастырь для получения образования. В 1585 году 19-летняя Изабель вышла замуж за 44-летнего Альваро де Менданью, первооткрывателя Соломоновых островов (архипелаг к северо-востоку от Австралии). Тот прибыл в Лиму, сопровождая своего дядю, который вскоре стал новым вице-королем.
В те годы ходила индейская легенда о существовании островов, где находятся несметные богатства. Менданья предполагал, что именно их он и открыл. Он планировал отправиться в новое путешествие, исследовать архипелаг и, возможно, найти Terra Australis Incognita — тогда еще не обнаруженную Австралию. Чтобы добиться разрешения, пришлось обить немало порогов, воспользоваться дядиной протекцией и даже съездить в Испанию ко двору короля, который в конце концов и выдал разрешение на экспедицию.
Благодаря приданому Изабель Менданья быстро собрал четыре корабля, на которых разместились 378 человек. Среди них было 98 женщин — что не было необычным, ведь экспедиция собиралась основать колонию. Сама Изабель подбила на путешествие трех братьев и сестру.
Бунт на суше
16 июня 1595 года четыре корабля отплыли из порта Кальяо. Они пытались добраться до Соломоновых островов по картам, которые Менданья составил в своем первом путешествии, однако повторить маршрут оказалось не так просто. Запасы продовольствия и воды подходили к концу. В довершение всех бед один из четырех галеонов исчез однажды среди ночи, и больше о нем и его пассажирах ничего не было слышно.
Только через три месяца экспедиция достигла архипелага Санта-Крус. По приказу Менданьи измученные путешественники сошли на берег и занялись строительством поселения — нескольких хижин и церкви, окруженных частоколом. Это вызвало недовольство командующего военным отрядом Педро Марино Манрике, который ждал обещанных сокровищ. Разгорелся бунт: одни требовали идти к Соломоновым островам, другие — вернуться в Лиму. Тем временем Менданья слег с малярией, и решать проблему пришлось Изабель.
Она жестоко расправилась с бунтовщиками — их головы были насажены на пики в назидание всем недовольным.
Малярия распространялась как лесной пожар — всего за месяц погибли 47 человек, включая Менданью. Его похоронили со всеми почестями, подобающими его положению, в церкви основанного им поселения.
Накануне смерти он вызвал нотариуса и назначил губернатором острова свою жену, а предводителем экспедиции (аделантадо) — ее брата. Тот, впрочем, вскоре погиб. Дело в том, что бунтовщик Манрике успел начать войну с местным населением (он надеялся, что это заставит Менданью уйти с острова и продолжить путь к сокровищам). Жители острова преследовали испанцев, те в ответ разрушали их деревни. Во время одного из таких набегов аделантадо был ранен в ногу стрелой. После нескольких дней мучений он умер от гангрены и был похоронен рядом со своим зятем.
Изабель приняла на себя командование на суше и в море.
Путь на Филиппины
По словам лоцмана Педро Фернандеса де Кироса, Изабель обращалась с подчиненными с бесчеловечной жестокостью. «Мужественная, авторитарная, неукротимая и деспотичная», — описывал ее Кирос, заверяя, что экспедиция смогла продвинуться вперед только благодаря ему. Неизвестно, правда это или нет: Кирос был в конфликте с мужем Изабель при его жизни.
Приняв командование, Изабель Баррето созвала совет, чтобы решить будущее экспедиции. Первый вариант — остаться на острове, который принес им только горе. Второй — снова отправиться в плавание на поиски Соломоновых островов: они находятся недалеко от Санта-Крус, но участники экспедиции тогда этого не знали, и сколько продлятся поиски, никто не мог предположить. Третий — вернуться в Перу, снова пройдя через Тихий океан, теперь в обратном направлении. Четвертый — попытаться достичь Филиппин (расстояние до них было меньше, чем до Перу, примерно в 2,5 раза). После напряженной дискуссии Баррето решила идти на Филиппины.
Хотя это решение воодушевило экипаж, путь предстоял нелегкий: почти 5000 км через неизведанные моря и опасные рифы. Корабли в плохом состоянии, команда измождена. И все же 17 ноября 1595 года три судна из четырех, покинувших Перу, отплыли от Санта-Крус в сторону Манилы под командованием женщины, которая не желала сдаваться.
Около месяца плавание шло без проблем, но на следующий день после пересечения экватора галера «Сан-Фелипе» исчезла — как стало известно позже, команда бросила экспедицию и ушла в неизвестном направлении. Начинался голод. Ослабевшие моряки с трудом поднимали мертвые тела товарищей, чтобы сбросить за борт.
Жестокая царица
Изабель Баррето приказала сократить паек и экономнее расходовать запасы пресной воды. На флагмане «Сан-Херонимо» в ее адрес все чаще звучало недовольство. Кирос позже писал, что в своей каюте она держала запасы пресной воды и даже домашний скот. Когда ее просили поделиться с другими, она якобы отвечала: «Если я повешу двоих, остальные будут молчать».
Понимая, что стоит измученным людям ступить на землю, и на корабль они больше не вернутся, Изабель запретила без ее личного разрешения сходить на сушу. Пополнением запасов занимался небольшой отряд под командованием Кироса, который только и сетовал: «Она, должно быть, верит, что я родился с обязанностью служить ей и страдать». Когда один солдат, участвовавший в экспедиции вместе с женой и сыном, нарушил приказ и предпринял самовольную вылазку на берег, Изабель хотела его повесить. Ее с трудом уговорили этого не делать.
В Маниле Изабель Баррето встретили с почестями — ее экипаж преодолел самое большое расстояние, когда-либо пройденное испанскими кораблями в XVI веке: почти 20 000 км. Все хотели послушать рассказы женщины, которая путешествовала в поисках Соломоновых островов, потеряла мужа, но все же помогла экспедиции вернуться.
Но поражал контраст между измученными, оборванными, оголодавшими людьми и их предводительницей, которая хорошо питалась и каждый день принимала ванну. Изабель прозвали «царицей Савской».
В ноябре 1596 года Изабель снова вышла замуж — за племянника губернатора Манилы. Ее второй муж вскоре стал генералом и отвечал за торговые перевозки между Манилой и Америкой.
Изабель хотела завершить миссию первого мужа, но кто отправится в экспедицию, которой командует женщина? Да еще и с женщиной такого нрава, как Баррето? Она так и не вернулась в архипелаг Санта-Крус и никогда не бывала на Соломоновых островах. Зато вместе со вторым мужем она отправилась в рискованное путешествие в Новый Свет.
В Перу супруги разбогатели, продавая изысканные восточные товары, купленные на Филиппинах, среди которых были, например, роскошные шелка из Китая. Там Изабель умерла в 1612 году в 45 лет. Мы все еще мало знаем о ее жизни: не сохранилось даже ее портрета, а все, что известно о ее путешествиях, вышло из-под пера Фернандо де Кироса — ее злейшего врага.