Отказы клиник от абортов и фемицид в Аргентине: новости недели от Forbes Woman

Пикет Елены Патяевой
29 января Елена Патяева — подруга Седы Сулеймановой из Чечни, которая пропала после возвращения в республику после побега, — вышла на одиночный пикет в Санкт-Петербурге с требованием провести эффективное расследование дела о похищении и возможном убийстве девушки. Патяева простояла с плакатом с надписью «Где Седа Сулейманова? За 10 месяцев Следком Чечни не осилил найти ее ни живой, ни мертвой» несколько часов, после чего ее задержали сотрудники полиции. 31 января суд в Санкт-Петербурге назначил Патяевой 20 часов обязательных работ по статье о несогласованном публичном мероприятии.
Седа Сулейманова скрылась от родственников осенью 2022 года после конфликта с семьей, желавшей насильно выдать ее замуж. Некоторое время она жила и работала в Санкт-Петербурге, пока в конце августа 2023 года правозащитники не сообщили, что Сулейманову задержали сотрудники полиции и правоохранители из Чечни, вернувшие ее в Грозный. Правозащитники опасались, что после возвращения к родственникам девушке может грозить «убийство чести».
В феврале 2024 года правозащитники обратились в прокуратуру и Следственный комитет по факту исчезновения Седы и ее возможного убийства. После возвращения к семье информация о девушке появлялась лишь один раз — в августе 2023 года. В апреле того же года стало известно, что СК возбудил уголовное дело по статье 105 УК РФ («Убийство»).
Последствия запрета частичного донорства
По данным издания «Медвестник», после того, как в 2022 году в России ввели запрет на частичное донорство в программах суррогатного материнства, выросло число россиянок, которые вывозят свои замороженные эмбрионы из страны. Чаще всего — в Белоруссию, Армению, Грузию, Киргизию и Казахстан.
По данным издания, высокий спрос на программы суррогатного материнства способствовал тому, что специализированные российские клиники и агентства начали открывать свои филиалы в странах СНГ. Кроме того, после введения ограничений на частичное донорство представители агентств и клиник отметили значительное повышение стоимости программ суррогатного материнства в России и за границей.
Убийства мужчин женщинами
Согласно результатам исследования издания «Такие дела», за последние пять лет не менее 1535 мужчин были убиты женщинами в результате домашнего насилия. 983 погибших были сожителями или партнерами убивших их женщин, 367 — мужьями, 33 — братьями, 46 — сыновьями, 58 — бывшими партнерами, а 48 — другими родственниками, в том числе отцами, отчимами, свекрами и другими. Чаще всего женщины использовали для убийства нож. Как отмечает издание, 79% подсудимых женщин заявили на суде, что защищались от насилия со стороны убитых мужчин — физического, психологического и сексуализированного. Судьи признавали их заявления правдивыми в четырех из пяти случаев.
Фемицид в Аргентине
Правительство Аргентины планирует исключить понятие «фемицид» (убийство женщины, совершенное на гендерной почве) из уголовного кодекса страны. «Мы защищаем равенство перед законом, закрепленное в нашей Национальной Конституции. Ни одна жизнь не ценится больше, чем другая», — написал министр юстиции Аргентины Мариано Кунео Либарон в соцсети Х (ранее Twitter; заблокирована в России).
Как отмечает The Guardian, правительство Аргентины выступило с таким заявлением вскоре после того, как президент страны Хавьер Милей раскритиковал концепцию фемицида на Всемирном экономическом форуме в Давосе и заявил, что «равенство перед законом уже существует на Западе». «Все остальное — просто поиск привилегий», — добавил он. «Мы дошли до того, что во многих якобы цивилизованных странах убийство женщины называется фемицидом. И это влечет за собой более серьезное наказание, чем если бы вы убили мужчину просто на основании пола жертвы — по закону жизнь женщины будет стоить больше, чем жизнь мужчины», — заявил Милей.
Понятие фемицида было включено в уголовный кодекс страны в качестве отягчающего обстоятельства при убийстве в 2012 году.
Уголовное преследование Юлии Таратуты
Прокуратура инициировала уголовное преследование в отношении журналистки Юлии Таратуты (признана иноагентом) — ведущей телеканала «Дождь» (признан в России иноагентом и нежелательной организацией) и редактора фем-издания Wonderzine (заблокирован в России). По данным ведомства, с сентября по декабрь 2024 года она не предоставила властям данные о своей деятельности. При этом в течение года Таратута была дважды привлечена к административной ответственности за нарушение порядка деятельности иностранного агента.
Ведомство направило следователям результаты прокурорской проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении журналистки по статье об уклонении от исполнения обязанностей иноагента (часть 2 статьи 330.1 УК).
Отказы частных клиник от абортов
Глава Патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи Федор Лукьянов обратился к председателю Мосгордумы Алексею Шапошникову с просьбой предложить владельцам частных клиник Москвы добровольно отказаться от услуг по проведению абортов. В комментарии агентству ТАСС Лукьянов также сообщил, что за последнее время более 532 частных клиник добровольно отказались от проведения абортов, а в 87 регионах были приняты меры по ограничению этой сферы.
Письма против абортов
Сразу несколько российских медиков и ученых написали открытые письма против проведения абортов в частных клиниках в России. Автором одного из них стал главный специалист Минздрава по репродуктивному здоровью мужчин Олег Аполихин, который отметил, что с момента зачатия эмбрион представляет собой «живое существо» со своими правами на жизнь и развитие. По мнению медика, «защита жизни ребенка до рождения» способствует формированию ответственного отношения общества к человеческой жизни в целом, а также «помогает предотвратить этические проблемы и сохранить физическое и психологическое здоровье женщин».
Почетный президент Союза педиатров России Александр Баранов в своем письме написал, что ребенок на стадии внутриутробного развития «является уникальным человеческим индивидом», чья жизнь «с точки зрения биологии» начинается с момента зачатия. Баранов также отметил, что демографическая ситуация в России «требует решительных мер государства и общества» по ограничению «такой опасной для здоровья женщины медицинской процедуры, как аборты».
К инициативе также присоединились врач-пульмонолог Александр Чучалин, профессор кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ Владимир Голиченков, президент Волгоградской областной ассоциации врачей акушеров-гинекологов Николай Жаркин, доктор юридических наук Александр Мохов и доктор медицинских наук Валерий Альбицкий.
Среди поддержавших инициативу всего три женщины — завкафедры философии МГУ Елена Брызгалина, гинеколог-эндокринолог Ирина Филатова, профессор кафедры биоэтики и почетный профессор ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Ирина Силуянова.