Осмысляя Средневековье: почему женщины наряжаются в рыцарские доспехи

По прогнозам Pinterest, в 2025 году модную индустрию захватит Castlecore (от castle — зáмок) — эстетика рыцарских турниров и культа Прекрасной дамы. В TikTok видео с таким хештегом набирают миллионы просмотров и сотни тысяч лайков, а мировые звезды выходят на красные дорожки, цитируя гардероб прошлых веков.
Вообще трендсеттеры уже давно примеряют корсеты и доспехи: еще в 2018 году Зендея пришла на Met Gala в платье-кольчуге Versace, а в мае 2024-го Аня Тейлор-Джой вышла в винтажном платье Paco Rabanne, сплетенном из металлических медальонов. Но в последние месяцы тренд буквально захватил красные дорожки. Только на музыкальной премии MTV Video Music Awards в образе прекрасной дамы вышли экс-участница группы Blackpink, певица Лиса и Тейлор Свифт (последняя — в корсете из коллекции Dior Cruise 2025, вдохновленной шотландскими мотивами). Ярче всех в эстетике Castlecore выступила певица Чаппелл Рон с мечом вместо сумочки и в прозрачном платье, под которым виднелись сапоги, напоминающие латы.
Облегающие силуэты, металлическая броня, кресты и вуали — так мода переосмысляет визуальную культуру Средневековья. Но очень часто эти представления далеки от реальности.
Женские комнаты, общественные бани и корсеты
Собственно зáмки со всем их внутренним укладом — тем, что сегодня романтизирует тренд Castlecore, — зачастую создавались мужчинами для мужчин и были не самым комфортным местом для женщин.
Традиционно при постройке замка и оборонительных сооружений зодчие фокусировались на безопасности. Проектирование крепостей редко учитывало специфические потребности женщин. Планировка диктовалась военной логикой, а не бытовым комфортом. Из-за этого организацией женских пространств архитекторы занимались минимально (а иногда не занимались ею вовсе).
Мнение, что в замках была отдельная «женская половина», — скорее миф. Хозяйки дома организовывали быт, управляли угодьями, лечили раненых, обучали всем этим премудростям молодых девушек, но происходило это в гардеробных, часовнях и внутренних дворах. Женщины подстраивались под особенности помещений и обустраивались в наиболее удобных комнатах, выбирая залы с каминами и естественным освещением. Какую-то особую защиту им никто не гарантировал, но обычно они работали и жили в глубине замка, что обеспечивало безопасность при осадах.
Реальность Средневековья часто игнорировала гигиенические потребности женщин. При менструации они обходились подручными средствами, например льняной тканью. Даже чтобы помыться, приходилось привлекать стороннюю помощь. «Уход за собой требовал усилий — наколоть дров, натаскать и разогреть воду и так далее. Благородная дама могла эксплуатировать чужой труд и намного успешнее следила за гигиеной», — рассказывает в беседе с Forbes Woman кандидат исторических наук Александр Черных. Женщины более низких сословий иногда посещали общественные бани, где «можно было пообщаться, поесть и даже заняться сексом», добавляет историк, специалист по истории европейского Средневековья Екатерина Горностаева (со временем церковные запреты искоренили традицию совместных водных процедур).
Более удобным быт женщин делала просторная и теплая одежда. Корсет — один из главных элементов эстетики Castlecore — никогда не был элементом гардероба средневековой женщины. По словам Екатерины Горностаевой, женский костюм отличался свободным силуэтом: у знатных дам — платья со струящейся вуалью, у крестьянок — льняная или шерстяная юбка-колокол с блузой и широким кожаным поясом (его повязывали так, чтобы он не пережимал грудную клетку). Причем простой одеждой не брезговали и аристократки — надевали ее на прогулки, во время дальних поездок или в особо холодные вечера. Простые женщины шили себе одежду сами, благородные дамы заказывали у портных. Корсеты же стали широко использоваться на исходе Средних веков; одной из тех, кто их популяризировал, была Екатерина Медичи, жившая в XVI веке. Только через столетие этот элемент одежды стал обязательной частью дамского туалета.
Хотя жизнь женщины в замке трудно назвать комфортной, нельзя сказать, что их потребности игнорировались повсеместно. Как отмечает медиевист Горностаева, в Средневековье важной задачей было обеспечить безопасные роды (как для новорожденного, так и для матери). В трактате «Тротула», созданном в XII веке женщиной-врачом из Салерно, описывается, как для беременных, уже готовящихся к появлению ребенка на свет, выделяли отдельную комнату, ее хорошо натапливали и окуривали дымом трав для дезинфекции. Археологические находки подтверждают существование специальных родильных кресел.
Как пишет исследовательница Карен Демпси, «средневековый замок был микрокосмом общества, где женщины, несмотря на ограничения, находили способы самореализации». Крепости становились не только военными цитаделями, но и пространствами, где женщины управляли ресурсами, воспитывали детей и сохраняли культурные традиции.
Не Прекрасная дама, а хозяйка дома
О социальном положении женщин в Средние века тоже существует немало мифов. Два самых популярных стереотипных образа — пассивная, ждущая своего рыцаря Прекрасная дама, во имя которой сражаются на турнирах и сочиняют баллады, и бесстрашная воительница вроде Жанны Д’Арк. Однако в реальности жизнь женщины выглядела более прозаично и была наполнена трудом.
Крестьянки работали наравне с мужьями в полях, горожанки участвовали в семейных предприятиях. Некоторые женщины занимались наукой, медициной (в том числе, например, хирургией). Они могли участвовать в общественной жизни — политике, религии, ремесле. «Да, их было значительно меньше, чем мужчин, им было тяжелее добиться признания, получить звание мастера и занять высокую должность, но, например, после Французской революции положение женщины в обществе стало гораздо хуже, чем в том же Средневековье», — подчеркивает Екатерина Горностаева.
Представительницы высших сословий, например жены лордов, были настоящими хозяйками замков и угодий, особенно в отсутствие мужей. «Сохранилось письмо Маргарет Пастон из Англии XV века, в котором она просит своего супруга прислать арбалеты, стрелы и доспехи для услуг, потому что их замок захватили. Рядом она также просит положить миндаль, сахар и ткань для платьев. И это абсолютно нормальная ситуация в Средневековье, где женщина не украшение для мужчины, а союзник и равноправный партнер», — подчеркивает Екатерина Горностаева.
Женщины низкого сословия — крестьянки или служанки в замке — имели гораздо меньше прав и часто были объектом домогательств со стороны дворянина или его сыновей. «Хотя назвать их совершенно бесправными тоже нельзя. В той же «Русской правде» штраф за убийство рабыни составлял шесть гривен — против пяти гривен за убийство раба. А убийство рабыни-кормилицы каралось штрафом в 12 гривен», — отмечает кандидат исторических наук, историк Александр Черных.
Права и возможности женщины зависели не только от статуса, но и от обычаев и законов конкретной страны или региона. Например, в Скандинавии женщины могли наследовать имущество, отказаться от брака или инициировать развод.
Женщина могла стать и политической фигурой. Один из самых известных примеров — герцогиня Алиенора Аквитанская, которая в XII веке после развода с французским королем вышла замуж за английского, перекроив таким образом карту Европы (принадлежавшее ей герцогство стало владениями Англии на материке), а позже возглавила мятеж против мужа.
Романтика Средневековья
Романтизация Средневековья началась еще в XIX веке, когда писатели вроде Вальтера Скотта создали миф о благородном прошлом. Сегодня традицию продолжают костюмные фильмы и фэнтези-сериалы, предлагая зрителю мир, где любовь и честь побеждают хаос. Дамы в них просыпаются с идеальной укладкой и макияжем, а их повседневная жизнь состоит из влюбленностей, интриг и развлечений. «Вместо грязи, войн и эпидемий люди представляют себе роскошные замки, рыцарские турниры и баллады о любви. Потребность в романтизации связана с жаждой красоты и идеалов, которые часто отсутствуют в реальном мире. Средневековье становится символом потерянного величия, где ключевыми ценностями были честь, верность и красота», — объясняет психолог Галина Васильева.
Литературные и кинематографические сюжеты привели к тому, что Средние века часто поверхностно ассоциируются с миром, где стены замков дают ощущение безопасности, добавляет Галина Васильева. В этом смысле тренд Castlecore — не просто мода на архаичные силуэты, но реакция на тревоги сегодняшнего дня, способ создать вокруг себя иллюзию стабильности и покоя.
И все же Castlecore — не всегда ностальгия по утраченному раю. Примеряя наряды под старину, общество переосмысляет роль женщины. Современные интерпретации Средневековья становятся более глубокими и сложными — неслучайно с женственными платьями на красных дорожках соседствуют мечи и доспехи. Девушки пробуют себя в роли смелых воительниц, в том числе и в обычной жизни.