«Одинаковые кастрюльки на голове»: как советская мода развивалась в условиях дефицита

Установка на развитие подиумной моды и необходимость успешно участвовать в методических совещаниях заставили руководство ПДМО ( Пермский дом моделей одежды, — Forbes Woman) искать возможности и разнообразные ресурсы для разработки творческих коллекций. Так, до 1968 года в штате ПДМО не было дипломированных художников-модельеров. Модельеры ПДМО первого призыва — это сотрудники Третьей фабрики индпошива, на базе которой был организован ПДМО. Потребность ПДМО в художнике-творце совпала с появлением в штате выпускницы Текстильного института Е. П. Обориной.
Е. П. Оборина. …С запалом с таким творческим приехала, я же должна была доказать, что вообще это (создание творческих коллекций. — прим. авт.) надо.
Биографическая справка
Елена Петровна Оборина родилась в 1939 году в семье известных в Перми художников Петра и Галины Обориных. Перед поступлением в Московский текстильный институт Елена год проработала в Пермском доме моделей одежды зарисовщицей. Ради профессии модельера она оставила Свердловское художественное училище, в котором проучилась три года. Елена Оборина окончила Текстильный институт по специальности «художник технолог» (специализация «моделирование костюма»). С 1968 по 1972 год работала художником-модельером в ПДМО, после — художником-мультипликатором на Пермской телестудии.
Вторым вопросом после кадрового был выбор темы для творческой коллекции. Е. П. Оборина вспоминает, что новые идеи соотносили со сложившимися стандартами, практиками ношения одежды и ее разнообразием.
Е. П. Оборина. Мы не могли сделать что-то такое сверх-сверх даже для показа, даже для демонстрации. Во-первых, нас бы не понял зритель. Тогда все еще привычно носили кастрюльки на голове с одинаковым пальтецом.
Интервьюер. То есть даже для творческих коллекций вы себя ограничивали?
Е. П. Оборина. Ограничивали, да.
Очевидно, существенную роль при моделировании играли ограничения, связанные с практикой ношения одежды в провинциальном городе. Сетовала на это и заведующая Ателье мод № 8: «Даже на окраинах города Перми плохо принимаются новые модели, не говоря уж о периферии». Таким образом, новое направление моды должно было не резко порывать с текущими образцами и стандартами, а постепенно изменять мировоззрение обывателей, не шокируя их.
Е. П. Оборина. Сначала я взяла коми-пермяцкие мотивы. Ну, родное все-таки, чего такое пропадает. У них крой народный, на основе народного можно было делать что-то современное.
Обращение к коми-пермяцкому наследию в костюме и декоративно-прикладном искусстве позволило отстроиться от аналогичных разработок других домов моделей.
Е. П. Оборина. …Модели были оригинальные, необычные, хотя сейчас я смотрю на них как на… очень заурядные. Но тогда это было хорошо.
Социальный и культурный контекст влияет не только на оценку моделей неспециалистами — сами модельеры сегодня смотрят на результаты своего труда не так, как смотрели в моменте.
Народные традиции как источник моделирования современного костюма были важной частью концепции советской моды. Удачное решение темы национальных мотивов в современном костюме гарантировало благосклонное внимание доминирующих в поле акторов. Е. П. Оборина выбрала стратегию использования модного капитала, накопленного ею в студенческие годы, — в Текстильном институте она специализировалась на моделировании по мотивам исторических костюмов.
Е. П. Оборина. Если не исторический [костюм], то тогда какой? Современный был… Помните? Пальто такое, кастрюлька… драповая на голове.
Создание творческих коллекций для методического совещания сопровождалось высокой автономией при решении творческих вопросов, коллективной работой, которую лидеры творческой группы организовывали согласно своей эстетической программе. Кроме того, творческая коллекция требовала и материальных ресурсов. Однако плановая экономика порождала системный дефицит, включая дефицит высококачественных тканей, отделок и аксессуаров в домах моделей. Плохое снабжение и культурные ограничения были не менее, а может быть, и более важны, чем идеологические рамки. Ресурсы ПДМО в борьбе за позицию в поле были весьма ограниченны.
Преодолеть эту проблему и решить задачу с разработкой творческой коллекции помогло обращение к канонической для советской моды теме народного костюма.
Благодаря своему профессиональному капиталу Е. П. Оборина сумела применить традиции локального, в данном случае коми-пермяцкого, костюма и декоративно-прикладного искусства для успешного накопления модного капитала ПДМО.
Поиск аксессуаров к коми-пермяцкой коллекции привел к появлению первых, как бы мы сегодня сказали, коллабораций модельеров и пермских камнерезов, создававших украшения по описанию модельеров, а также мастеров трикотажного объединения «Новинка», у которых заказывали трикотажные аксессуары. Однако не все попытки сотрудничать со «смежниками» заканчивались удачно. Попытка дополнить некоторые выходы расписными валенками не увенчалась успехом.
Е. П. Оборина. Мы хотели сделать эти валенки. Я тоже сделала эскизы. Сейчас-то на рынке полно этих расписных валенок каких угодно форм, а раньше всего одна форма была, и всё. Его одеть-то нельзя, пока они разносятся. <…> Ага, мы туда (на производство валенок. — прим. авт.) ездили, мы смотрели эти чаны с этой самой жижей, какая это тяжелая работа была, эта краска, этот запах. И когда мы объяснили, что нам надо, нас просто… не поняли — зачем, что это… Хотя колодки у них были, пусть старомодные и неудобные. А я как раз хотела вот валеночки-сапожки, и расписать их можно было, и вышить, но тогда Пермь до этого еще не дожила.
Коллекция ПДМО по мотивам коми-пермяцкого народного костюма была успешно показана на методическом совещании в Новосибирске, получив высокие оценки от представителей доминирующих организаций.
Интервьюер. Как вы поняли, что вас замечают, что вас как-то положительно оценивают?
Е. П. Оборина. Они собирались, совещание у них, видимо, было, хвалили нас. <…> И коллекция, в общем, нравилась. <…> Как раз Андреева была Ирина (искусствовед ВИАЛегпрома. — прим. авт.). Ей понравилась коллекция. Там еще одна дама была, не помню сейчас фамилию. Такая представительная дама. Не могу ее вспомнить… Им понравилась коллекция.
Интервьюер. То есть директор до вас доносил, что их хвалят?
Е. П. Оборина. Все какие-то довольные приезжали с совещаний. Правда, премию получала администрация.
Интервьюер. Художники не получали?
Е. П. Оборина. Нет, художники не получали.
Таким образом, задача получить одобрение от вышестоящих инстанций, весьма актуальная в системе социалистической экономики, была решена.
Как и в случае с инициативой подготовки творческих коллекций, здесь не было прямой коммуникации между администрацией и модельером, создавшим удачную коллекцию. Только по косвенным признакам модельер понимала, что ее работа принесла значимый для организации результат.
Е. П. Оборина. И Пермский-то дом моделей (имеется в виду новое здание, в которое ПДМО переехал в середине 1970-х. — прим. авт.) начали строить после того, как Пермь о себе заявила.
Успешная творческая коллекция конвертировалась в дополни тельные ресурсы для организации в целом.
