Милли Бобби Браун против эйджизма: как общество требует от женщин вечной молодости

Юность как ловушка
На протяжении многих лет молодость считалась своего рода социальным «капиталом» и едва ли не главной ценностью женщины. Сегодня юный возраст по-прежнему ассоциируется с красотой, энергией и новыми возможностями. Кинематограф, мода и музыкальная индустрия активно поддерживают культ молодости, а бьюти-индустрия вовсе превращает его в источник прибыли, предлагая покупательницам все больше anti-age-товаров.
«Сейчас вообще существует культ энергичных, продуктивных людей, которые успевают и карьеру развивать, и дом в уюте содержать, и семью строить. И молодость ассоциируется с этой энергичностью, возможностями в жизни. Чем старше человек, тем, соответственно, у него меньше возможностей и больше потребности в том, чтобы от чего-то отказываться», — отмечает в беседе с Forbes Woman психолог Ольга Телеснина.
Парадокс в том, что требование «вечной юности» предъявляют даже молодым девушкам, таким как 21-летняя Милли Бобби Браун, известная по роли Одиннадцать в сериале «Очень странные дела». Она оказалась в центре критики после премьеры боевика «Электрический штат», где сыграла главную роль. Однако предметом обсуждения стала вовсе не игра актрисы, а ее внешность и «слишком возрастные» наряды и макияж.
Пока пользователи соцсетей соревновались в остроумии, репортеры таблоида The Daily Mail выпустили статьи с заголовками «Почему представители поколения Z так сильно стареют» и «Что Милли Бобби Браун сделала со своим лицом?». В публикациях журналисты обвинили актрису в злоупотреблении инъекциями и заметили, что за последние годы она «постарела» и стала практически неузнаваемой из-за филлеров.
Спустя некоторое время актриса отреагировала на оскорбления. Она записала видеоролик, в котором назвала себя «мишенью» для хейтеров и попросила окружающих прекратить обсуждения ее внешности: «Это не журналистика. Это буллинг. Тот факт, что взрослые люди тратят свое время на разбор моего лица и тела, тревожит. Тот факт, что некоторые статьи были написаны женщинами, еще хуже. Я отказываюсь извиняться за то, что взрослею. И я не буду стыдиться того, как выгляжу и одеваюсь».
Бобби Браун призналась, что выступила с этим заявлением не только чтобы защитить себя, но и чтобы поддержать «девушек со всего мира, которые подвергаются оскорблениям или притеснениям из-за своей внешности». В подкасте Call Her Daddy актриса заявила, что такое отношение к женщинам «никогда не должно становиться приемлемым» и что оно ей «противно»: «Я не могу поверить, что все это до сих пор есть в обществе. И если я могу что-то сделать, чтобы изменить это, я сделала бы. Если бы у меня была возможность загадать желание джинну, то я точно попросила бы, чтобы никому и никогда не приходилось проходить через такую проверку, потому что это меняет твою личность. Это меняет твое отношение к миру. Ты начинаешь видеть плохое в каждом — ты просто уже не видишь хорошего».
Недостаточно молодая
Милли Бобби Браун — не первая, кто сталкивается с подобными нападками. В таблоидах постоянно появляются статьи с заголовками вроде «Молодые звезды, которые выглядят старше своих лет» — к таковым неоднократно относили Беллу Торн, Эмилию Кларк, Эмму Чемберлен, Линдси Лохан, Кайли Дженнер и других.
Внешние проявления возраста стали одной из самых обсуждаемых тем последних лет. Особенно активно эту проблему поднимает мировой кинематограф. Вышедшая на экраны драма «Шоугёрл» с Памелой Андерсон в главной роли рассказывает о возрастной танцовщице и бывшей иконе гламура, которая вынуждена начать новую жизнь, а сюжет нашумевшей «Субстанции» разворачивается вокруг героини, готовой прибегнуть к самым радикальным методам, чтобы выглядеть молодо.
В целом сегодня люди выглядят моложе, чем их ровесники несколько десятилетий назад. Этому способствуют развитие медицины, косметологии, изменившиеся привычки ухода за собой и непрекращающееся социальное давление. Социальные сети с их отретушированными фотографиями и наложенными на снимки фильтрами также способствуют формированию совершенно новых стандартов и требований. Однако стоит помнить, что двигать «планку молодости» бесконечно невозможно — рано или поздно всем равно придется столкнуться с естественными возрастными изменениями.
Причем при обсуждении внешности многие упускают из вида, что восприятие возраста и понимание красоты сами по себе субъективны и противоречивы. Человек может выглядеть в глазах одного старше, а другого — младше, чем он есть на самом деле. Людям свойственно заблуждаться и насчет самих себя: американские исследователи выяснили, что в группе от 50 до 80 лет 59% опрошенных склонны считать, что они выглядят моложе сверстников.
Требуя, чтобы девушки как можно дольше сохраняли юную внешность, общество одновременно сокрушается об инфантильности молодежи и продолжает поддерживать культ быстрого успеха. В случае с Милли Бобби Браун критики обращают пристальное внимание на то, как она одевается и красится, но почему-то забывают, что к своему 21 году девушка успела достичь впечатляющих результатов: она уже более 10 лет работает актрисой, успела сняться в десятках популярных фильмов и сериалов, а также в 2018-м стать самой молодой персоной в списке Time 100 — тогда ей было всего 14 лет. В том же году она стала самым молодым послом доброй воли ЮНИСЕФ. В 2019-м она запустила свой бизнес — линию косметики Florence by Mills. Иронично, что на это ее вдохновило засилье anti-age-средств — актрисе не нравилось, что бьюти-индустрия предлагает женщинам в первую очередь средства от старения и продукты от отеков, ей хотелось сделать такую косметику, которая понравится ее ровесницам.
Новая арена эйджизма
Культ молодости не проходит бесследно для здоровья, причем не только звезд: многие девушки сталкиваются с критикой из-за того, как они выглядят или что их старят та или иная одежда или макияж. Женщины начинают воспринимать себя через призму общественных ожиданий, что сказывается на их отношении к себе и способствует развитию комплексов. Согласно данным британского Фонда психического здоровья, навязанные обществом идеалы красоты могут привести к низкой самооценке, тревожности, социальной изоляции, расстройствам пищевого поведения и депрессии.
«Женщины могут чувствовать себя неполноценно. И учитывая, что возрастные признаки — морщины, седые волосы, качество кожи — могут появляться уже в молодом возрасте, это может заставлять женщин постоянно бороться со своими «недостатками». Тратить на это много сил, денег и энергии и все равно не получать идеальный результат — а от этого расстраиваться еще больше. Может быть, возникает некоторый перфекционизм — стремление довести себя до идеала, которое постоянно подпитывается тревогой», — рассказывает психолог Телеснина.
В современном мире одной из основных площадок для буллинга становятся социальные сети, где с агрессией из-за несоответствия своей внешности чьим-либо ожиданиям могут столкнуться любые пользователи. Распространению негатива также способствуют их алгоритмы: они рекомендуют хейтерам еще больше такого контента, который вызывает у них эмоциональные реакции и подпитывает агрессию. Оградить себя от этого крайне сложно: «Стоит помнить, что в социальных сетях всегда найдется какая-то тема для осуждения. Если сейчас это возраст, то потом может быть что угодно еще. Критика не относится к человеку и его личности — это феномен общественной агрессии. В социальных сетях люди могут безопасно выражать свой негатив — и пока у них есть эта потребность, они будут продолжать это делать», — добавляет Ольга Телеснина.
Она отмечает: хотя общество продолжает навязывать идеалы вечной молодости, можно научиться принимать себя и осознавать свою уникальность без оглядки на стандарты — тогда, возможно, возраст станет восприниматься не как бремя, а как ценный и придающий уверенности опыт. Лучший способ противостоять неконструктивной критике — не воспринимать оскорбления на свой счет и «направлять свое внимание на позитив и поддержку» близких людей. «Важно не то, изменится ли мнение [хейтеров], важно как человек сам к себе относится и себя поддерживает», — уверена Ольга Телеснина.