Лихорадка, дожди и джунгли: как путешественница Делия Экли пересекла Африку

Делия Экли не любила говорить о своем детстве и юности, начиная свою историю жизни со встречи с Карлом Экли. Известно, что она родилась в большой семье ирландских иммигрантов. Непослушная и вспыльчивая девочка по прозвищу Микки была грозой деревенских мальчишек. В юном возрасте она сбежала из дома и вскоре вышла замуж за парикмахера и охотника-любителя. С Карлом Экли она познакомилась как раз во время охоты.
Экли был биологом, скульптором и таксидермистом — делал чучела для Публичного музея Милуоки и даже разработал более совершенную технику их набивки. До этого шкуры животных набивали «как диваны», Экли же начал создавать каркасы, благодаря которым готовые работы выглядели максимально реалистично, как и ожидалось от музейных экспонатов. Делия была его ассистенткой. С прежним мужем она рассталась, и в 1902 году вышла замуж за Карла.
Жена таксидермиста
Сегодня использование чучел в музеях подвергается критике, но в XIX и XX веках они считались наглядным пособием, которое расширяло знания человека о мире, рассказывало посетителям о диковинных животных и о среде их обитания. Иногда это даже помогало сохранить вид — например, главный таксидермист Смитсоновского института в 1880-х годах, встревоженный массовым истреблением американских бизонов, выставил в Вашингтоне несколько чучел, чтобы привлечь внимание к их бедственному положению. Его работа способствовала созданию охраняемого ареала бизонов в Йеллоустоуне. Музеи снаряжали экспедиции с участием охотников, которые становились знаменитостями. Это был преимущественно «мужской клуб», но Делии Экли удалось в него войти.
В 1905 году Филдовский музей естественной истории предложил Карлу Экли отправиться в Восточную Африку и привезти для экспозиции слонов. Делия отправилась с ним, продолжая играть роль ассистентки. Вместе они предприняли две экспедиции в Африку. Но третья стала сущим кошмаром. Позднее Делия вспоминала: «Посетители, которые видят эти великолепно оформленные экспонаты, не могут себе представить, каким опасностям и трудностям мы подверглись, чтобы поместить их туда, какое разочарование и душевную боль мы пережили за два года их поисков».
Карл постоянно болел — то менингитом, то крысиной лихорадкой, то лихорадкой черной воды, а Делии пришлось играть роль заботливой медсестры. Как участник экспедиции, она должна была собирать образцы бабочек, не уходя далеко от лагеря, но ей пришлось выстрелить в разъяренного слона, который напал на Карла (когда животное упало, она выдохнула: «Я хочу вернуться домой и заниматься домашним хозяйством до конца своей жизни!»). Сопровождающие разбежались, и Делии пришлось возвращать их, чтобы добраться до больницы, где раненый Карл провел три месяца.
По возвращении из Африки супруги отдалились друг от друга. Карл делал диорамы для музеев, а Делия писала книгу о верветке, которую привезла из экспедиции. «Я отказалась практически от всей своей общественной жизни и многих друзей, чтобы посвятить себя заботе и изучению этого интересного маленького существа» — писала Делия. Книга «Джей Ти — младший: биография африканской обезьяны» вышла в 1928 году.
К тому времени супруги уже развелись. Карл успел жениться повторно (на подруге Делии), в 1926 году он погиб. А Делия побывала во Франции, где во время Первой мировой войны работала в столовой Американских экспедиционных войск. И снова отправилась в Африку — теперь как руководитель экспедиции.
Делия Экли пересекает континент
В 1923 году Джордж П. Энгельхардт, куратор отделения естественных наук Бруклинского музея искусств и наук, объявил, что Делия Экли возглавит экспедицию в Восточную и Центральную Африку. Пресса ликовала, в газетных заметках Делию сравнивали с богиней Дианой. Впрочем, несмотря на ее опыт исследователя, некоторые высказывали сомнения по поводу решения музея отправить в опасное путешествие женщину, да еще в возрасте, который уже считался почтенным. На фотографии, опубликованной перед отъездом, ей около 50, седеющие волосы уложены под стильную шляпку, на носу пенсне.
Экспедиция Делии существенно отличалась от других тем, что ее единственными спутниками в путешествии вглубь континента были местные жители — никаких белых охотников, организаторов сафари и проводников. С собой она при этом везла огромный багаж — от фотографического оборудования до серебряных столовых приборов и резиновой ванны.
В 1925 году Делия Экли доставила в Бруклинский музей десятки образцов животных, став первой женщиной, которая пересекла Африканский континент с востока на запад. И сразу начала планировать следующую поездку.
Ее почтовый ящик был забит письмами от других женщин, желавших присоединиться к экспедиции, — так всех вдохновил ее пример. Все же Делия Экли решила отправиться в одиночку, чтобы никого не подвергать опасности, — и это решение оказалось правильным. «Это был сезон ужасных штормов и аномальных осадков, и жизнь в лесу была удручающе неприятной», — говорила она впоследствии. Ей пришлось вернуться после пяти месяцев в джунглях. Она привезла коллекцию этнографических артефактов и более полутора сотен фотографий представителей коренных народов Конго.
Этим снимкам газета The New York Times посвятила целый разворот.
Женщины из племени мбути
Экли занималась не только сбором образцов фауны, но и этнографическими исследованиями. Как и многие ее коллеги, она описывала коренное население Африки в терминах цивилизованности и примитивности. Но чувствовала ограниченность «мужского взгляда» ученых, рассуждая в своих дневниках: «…я твердо верю, что, если бы женщина рисковала одна, без вооруженного сопровождения, и жила в деревнях, она могла бы подружиться с [местными] женщинами и получить ценную и достоверную информацию об их племенных обычаях».
Она оказалась права. В Конго Делия Экли жила в племени мбути — самом малочисленном из всех пигмеев. Местные женщины доверяли ей, даже позволили присутствовать при родах. Вечерами они приходили к ее костру, болтали и смеялись.
Из своих экспедиций Делия привозила множество историй — например, о том, как мбути, у которых седина появлялась только в глубокой старости, были удивлены ее седеющими волосами и называли ее «женщиной со старой головой в молодом теле». Или о том, как во время охоты ей предложили раздеться, потому что ее одежда слишком шуршала. О том, как мбути прятали ее вещи, боясь отпускать в опасную дорогу. Или о том, как, покинув их, она оказалась в племени каннибалов.
«Я нашла [пигмеев] дружелюбными, умными и гораздо более понимающими, чем мы», — писала Делия Экли. Она выступала против колониального вторжения в Восточную и Центральную Африку и жестокого обращения с коренными народами. Ее этнографические заметки вошли в книгу «Портреты джунглей», которая вышла в 1930 году.
Делия читала лекции о своем опыте по всей Америке и стала членом Общества женщин-географов. В 64 года она снова вышла замуж — за доктора Уоррена Д. Хоу, соседа и старого друга, которого знала еще со времен брака с Карлом. Внуки Хоу называли ее «тетя Микки». Теперь отважная искательница приключений окунулась в размеренную семейную жизнь.
Она тихо умерла 22 мая 1970 года в возрасте 95 лет. Делия Экли стала первой женщиной, пересекшей Африканский континент. А собранные ею образцы африканских млекопитающих и птиц сегодня представлены в музеях Чикаго, Нью-Йорка и других городов.