К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Сегодня на заводах женщин по-прежнему мало, но есть и те, кто каждый день управляет мощными машинами и оборудованием, руководит складами и лабораториями, делает открытия. В промышленных городах, которые создавались вокруг заводов, карьеров и шахт, большинство местных жителей трудятся на производстве независимо от пола. Forbes Woman узнал у заводчанок, что привело их на производство, за что они любят свою работу и с какими стереотипами сталкиваются

«Любовь к производству мне передалась еще в юности. Была еще мечта стать воспитателем, потому что я очень люблю детей. Но приверженность заводу пересилила. Папа ведь в детстве приводил меня на производство, и я видела все изнутри — как высыпают целые вагоны горячего кокса. Зрелище незабываемое, красивое! Мне захотелось стать частью этого дела, — рассказывает аппаратчик цеха очистки коксового газа на Череповецком металлургическом комбинате Елена Егорова. Ее отец отработал на производстве черных металлов 35 лет, мать больше 20 лет трудилась на коксохимическом производстве (первое звено в технологической цепочке производства чугуна). Сама она отучилась в металлургическом колледже на технолога и пришла на завод в отдел технического контроля. «Отработала контролером почти семь лет, потом был декрет, а вернувшись на работу, я перешла в тоннельщики (регулирует обогрев специального агрегата для изготовления кокса. — Forbes Woman)», — рассказывает Егорова.

Елена Егорова (Фото из личного архива)

Заведующая лабораторией по закладочной смеси на Яковлевском горно-обогатительном комбинате Кристина Говердовская изначально тоже заинтересовалась этой сферой благодаря отцу, который много лет работал на заводе. Закладочная смесь нужна, чтобы заполнять в шахте пространство, из которого извлекли руду, — это важно для предотвращения обвалов и, соответственно, безопасности рабочих. Кристина впервые попала на завод во время практики на выпускном курсе вуза: «Женщины с такой легкостью справлялись с бетоном, этими формочками и кубиками, со всеми испытаниями. Меня это поразило. Я подумала, что тоже смогу. Вообще люблю бросать себе вызовы, чтобы прыгнуть выше головы».

Через пару месяцев после защиты диплома она устроилась на другой завод лаборантом физико-механических испытаний и столкнулась с серьезной трудностью: отбирать бетонную смесь для проверки на качество тяжело физически. «Первые три месяца я рыдала и думала: зачем я вообще сюда пришла? Но потом начала расти и через полгода стала инженером производства. Там меньше физических нагрузок, потому что акцент на контроль: корректировать смесь, чтобы не было много щебня, песка и воды. Так я проработала семь лет и потом три года технологом (управляла лабораторией). Когда производство закрылось, меня пригласили на должность заведующей лаборатории на Яковлевском горно-обогатительном комбинате. И вот уже четыре года я здесь», — говорит Кристина.

 

Ярославу Бурмистрову тоже вдохновили родители и брат, которые трудятся на комбинате. Девушка сначала получила гуманитарное образование в Москве, затем решила вернуться в родную Костомукшу и устроилась в административную службу управления комбината «Карельский окатыш». Но на производстве оказалось интереснее, чем в офисе. «Я пошла работать на маленький склад, где ремонтировали огромную горную технику: БелАЗы и другие самосвалы. Там я трудилась кладовщиком, а после выхода из декрета продолжила карьеру уже на центральном складе», — говорит Бурмистрова. Сейчас она уже заведующая складом.

Татьяна Гурьева (Фото из личного архива)

У Ирины Титовой любовь к заводу началась с любви к технике. Она трудилась на фабрике по производству музыкальных инструментов, где было множество станков. Девушка быстро их освоила и с удовольствием работала руками. «Жаль только, зарплата на фабрике была мизерная, а у меня дочка росла и муж скрылся в тумане. Поэтому пришлось искать прибыльную должность. Я пришла на завод в отдел кадров и честно спросила: «Мне нужны деньги. Где у вас их можно заработать?» Мне предложили пойти учеником оператора станков с числовым программным управлением (автоматизированные станки, которые могут производить операции по заданной программе без непосредственного участия человека. — Forbes Woman). Там я прошла путь до оператора третьего разряда. По деньгам обманули, но профессию я получила. А когда зарплата стала совсем печальной, я нашла вакансию на другом заводе, где и работаю уже почти четверть века. Дослужилась до наладчика станков с ЧПУ шестого разряда, что довольно престижно в моей профессии», — делится Ирина.

 

А вот Татьяна Гурьева из Свердловской области пришла на завод из совершенно другой сферы под влиянием жизненных обстоятельств. В свое время она работала педагогом в саду для детей с инвалидностью и попала под сокращение. В службе занятости не смогли найти новую должность по профессии Татьяны и предложили освоить незнакомую сферу — учиться на сверловщика (рабочий, который при помощи специальных станков и другого оборудования делает отверстия в различных деталях). «На местном заводе как раз набирали станочников. Я согласилась, потому что других вариантов особо не было. Окунулась в мир завода и вдохновилась работой токарей. Смотрела, как они все делают, как красиво у них получается. Уже через месяц я попросилась на ученика токаря, выучилась, сдала экзамен и с тех пор тружусь. Не все, конечно, сразу получалось. Сложности бывают по сей день — то станки ломаются, то инструмента нет. Но я нашла себя в этом деле», — говорит Гурьева.

Минимум рутины

Самым привлекательным в работе на заводе собеседницы Forbes Woman называют возможность постоянно осваивать новое, а еще чувство ценности своего труда. «Оборудование в нашей сфере постепенно меняется, даже если работать на одном предприятии. И ты снова учишься им управлять. Сейчас у меня работа чисто творческая: обучаю операторов и контролирую их детали, чтобы брак не делали. Мне нравится учить: когда человек понял логику действий, а не просто заучил последовательность кнопок, ему легче работать, и мне меньше хлопот. Сама к станку встаю, только когда нужно переналадить его, серийным изготовлением деталей почти не занимаюсь. Зато запускаю новые станки, работаю с технологами и программистами. Я это люблю, минимум рутины», — делится наладчик ЧПУ Ирина Титова. 

Самый сложный аспект работы для Титовой — борьба с бюрократией. «Когда годами вынужден клевать мозг начальству, чтобы закупили какую-то необходимую мелочь. Чаще всего в масштабах завода это символические деньги, но решение по закупке принимают не мои непосредственные руководители, которые прекрасно все понимают, а кто-то выше. И вот приходится стучаться, доказывать, ждать», — говорит Титова.

 

Заведующая складом Ярослава Бурмистрова вспоминает, как несколько лет назад ее коллектив построил в карьере циклично-поточную технологию, благодаря которой горную породу стало возможно транспортировать из глубины карьера на поверхность с помощью конвейеров, а не только самосвалами. «Буквально на глазах вырос целый город из синих металлоконструкций, эдакая урбанистическая фантастика протяженностью в несколько километров. Невероятно вдохновляющее зрелище», — рассказывает девушка.

Кристина Говердовская (Фото из личного архива)

Команда Кристины Говердовской отвечает за изготовление смесей из бетона, которыми заполняют пустоты в шахте. В лаборатории смесь предварительно проверяют на прочность, ищут способы улучшить состав, не удорожая ее, или снизить себестоимость без потери качества. Как-то технологи в ее команде придумали, как задействовать пустую породу (горная порода без полезных ископаемых), а еще экспериментировали с высокоминерализованной водой: брали образцы в лаборатории и оставляли на долгое хранение, чтобы проверить, можно ли ее использовать для закладки смеси. «В итоге все получилось, мы сделали маленькие открытия. Для нас, производственников, это безумно интересно. Мы же потом составляем отчеты, делимся с коллегами, и наработки будут использовать еще много лет», — говорит Говердовская. 

Самым сложным аспектом своей работы Говердовская считает управленческий — у нее в подчинении девять человек: «Все абсолютно разные по характеру, и к каждому нужно найти подход. Важно всегда отстаивать своего лаборанта перед высшим руководством, но одновременно держать подчиненного в рамках, чтобы он не думал, будто все можно. Это важные невидимые нюансы. Дается это труднее, чем физический труд».

Сила и внимательность

«У нас город промышленный, поэтому сложно удивить кого-то тем, что работаешь на заводе. В Череповце вообще много типично мужских профессий, которые женщины выполняют с легкостью. Вот я в свое время училась на машиниста электровоза и до сих пор не укладывается в голове, что умею им управлять. Машину я не вожу, даже прав у меня нет, зато управляю целым электровозом!», — рассуждает Елена Егорова.

И все-таки гендерного баланса в промышленности пока нет. Наладчик станков Ирина Титова вспоминает, что когда она только пришла на производство, на станках работали лишь две женщины (при этом всего на участке — от восьми до пятнадцати человек). Спустя 25 лет пропорции примерно такие же: одна женщина и 10 мужчин в команде, говорит Титова. По данным Минпромторга на 2021 год, женщины составляют около 40% занятых в промышленности, но в основном это фармацевтика и легкая промышленность. По-прежнему возможности женщин на производстве ограничены из-за списка запрещенных профессий, который сегодня насчитывает 100 специальностей в металлообработке, подземных и горных работах, пищевой промышленности и других сферах.

 
Ирина Титова (Фото из личного архива)

Ирине Титовой приходилось оказываться в ситуации, когда от физической силы зависела зарплата: «Были как-то руководители, которые платили по вкладу каждого. Мужчины в силу большей выносливости успевали больше производить за смену, результат получался выше». Сейчас ее работа меньше зависит от физической подготовки: «В основном ноги страдают от беготни. А тяжелые детали поднимать не приходится. Сейчас это делается кран-балкой — только кнопки нажимай».

В команде Ярославы Бурмистровой погрузочно-разгрузочные работы, требующие физической силы, выполняют мужчины, а женщины чаще занимаются документооборотом и координацией процессов, где важны внимательность и аккуратность. «Бывают случаи, когда смекалка ценнее физической силы, — рассказывает она. — Например, при координации работы разных подразделений важно грамотно распределять ресурсы, а при разрешении конфликтов — уметь находить компромисс. Именно женский подход позволяет взглянуть на проблему под другим углом и найти нестандартное решение». Сама Бурмистрова, работая в преимущественно мужском коллективе, встретила удивление от коллег-мужчин лишь однажды — когда с первого раза сдала экзамен на управление трактором.

Ярослава Бурмистрова (Фото из личного архива)

«Помню, у нас одна девушка была на подмене. Сказала мне, что в автоматической программе один показатель неверно считается. Я посмотрела, и выяснилось, что действительно весь год неправильно считали, и этого не замечали. А девушка в первую же неделю обнаружила. Конечно, потом разработчики все исправили. Зато пример женской внимательности очень наглядный», — говорит Кристина Говердовская.

И все же завод — это не только тяжелая работа. Аппаратчик цеха очистки коксового газа Елена Егорова нашла среди коллег друзей, в том числе таких же, как она, волонтеров. «В пандемию мы все выходные посвящали тому, что доставляли пожилым людям продукты и лекарства, принимали посылки для больных в госпитале, — вспоминает она. — У меня тот случай, когда на работу идешь с удовольствием. Домой я, как правило, только ночевать прихожу. У меня там кошка живет на хозяйстве. Что касается планов на будущее, то на пенсию не спешу».

 

Ирина Титова рада возможности работать на высококлассном оборудовании: «Это как водителю дали бы управлять «Лексусом» или «Ягуаром». А вот на офисную должность я ни за что бы не перешла. По молодости-глупости уже пробовала работать с документами, но поняла, что это совсем не мое: в трех бумажках бардак разведу. Буду трудиться, пока жив завод и ноги носят».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+