К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

Йоко Оно (Фото Antonio Nava / Prensa Internacional via ZUMA Wire)
Йоко Оно (Фото Antonio Nava / Prensa Internacional via ZUMA Wire)
В начале мая состоялся цифровой релиз документального фильма «Один на один: Джон и Йоко», рассказывающего о совместной жизни лидера The Beatles и его жены. Йоко Оно долгое время обвиняли в распаде культовой британской группы и считали всего лишь возлюбленной Джона Леннона. Однако еще до встречи с музыкантом она состоялась как художница. Forbes Woman вспоминает творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы

Война и грейпфрут

10 марта 1945 года, когда военно-воздушные силы США бомбили Токио, 12-летняя Йоко Оно лежала в кровати с высокой температурой, пока ее мать и младший брат Кейсуке укрывались в бомбоубежище. Из окна своей комнаты Йоко наблюдала за горящим городом. Росшая в тепличных условиях, она оказалась не готова к столь разрушительному зрелищу и оцепенела от страха. 

Мать Оно принадлежала к аристократическому клану Ясуда, который основал банк Ясуда (позже — банк Фудзи) и владел одним из четырех крупнейших финансовых конгломератов в Японии. Отец строил карьеру в Yokohama Specie Bank (после Второй мировой переименованный в Tokyo Bank), пропадал в заграничных командировках и несколько лет работал в американском филиале Bank of Japan, поэтому увидел дочь только когда ей исполнилось три года. Когда отца не было рядом, маленькая Йоко засыпала с его фотографией под подушкой. 

В своей семье Йоко Оно чувствовала себя белой вороной. Она вспоминала, что росла в изоляции, а своих родителей характеризовала как «эмоционально отстраненных». Близкие были слишком заняты вопросами материального процветания, поэтому в детстве художница чаще всего находилась в обществе нянь и горничных — в их доме, расположенном в престижном районе неподалеку от Императорского дворца в Токио, работали около 30 слуг. 

 

Все изменилось после той бомбардировки: мать вместе с детьми решила эвакуироваться в деревню за пределами Токио. Тамошние жители бежавшую из города семью встретили враждебно. Йоко с братом обменивали свои вещи на еду, но большую часть времени голодали. Оно вспоминала, что они постоянно думали о еде и в деталях рисовали в своем воображении желаемые блюда и процесс их поедания: «Я поняла, что даже просто представляя [еду], мы можем быть счастливы. Так что у нас был концептуальный ужин — и это, возможно, мое первое произведение искусства».

Именно связанные с войной образы — разрушений и голода — во многом определили ее как художницу. Во многих своих произведениях позже она страстно призывала к миру и демонстрировала хрупкость и уязвимость человека.

 

Но художницей Оно стала не сразу — родители хотели, чтобы дочь построила академическую карьеру. В школе она училась в одном классе c сыном императора. А в Университете Гакусюин стала первой женщиной, поступившей на философский факультет. Однако в стенах альма-матер свободолюбивая девушка чувствовала себя «одомашненным животным, которое кормят информацией». Позже Оно признавалась, что ей уже тогда претила идея объединения людей для получения «общего знания»: «Я не верю в коллективизм в искусстве или в то, что в какой-либо сфере должно быть только одно направление». Йоко бросила университет и отправилась в США, чтобы поступить в престижный гуманитарный колледж Сары Лоуренс (в то время исключительно женский) в Бронксвилле, но и там девушка ощущала себя загнанной в рамки. 

Незадолго до отчисления из колледжа Сары Лоуренс Йоко Оно опубликовала в студенческой газете короткий рассказ «Грейпфрут в мире парка», в котором компания молодых людей пыталась решить, как поступить с фруктом, оставшимся после пикника. В образе грейпфрута, случайного гибрида помело и апельсина, Оно отразила собственную идентичность: она с детства общалась с родителями на двух языках (японском и английском) и воспитывалась в двух религиозных традициях (христианской и буддийской). Кроме того, еще в старших классах Йоко вместе с друзьями читала немецкие, французские и русские книги в японском переводе и особый интерес питала к трудам философов-экзистенциалистов. 

Концептуальное искусство 

Уйдя из колледжа Сары Лоуренс, Йоко перебралась на Манхэттен. Она тесно общалась с близкими ей по духу молодыми поэтами, художниками и музыкантами. Семья не одобряла ее богемный образ жизни. «Давление стать Ясуда было таким огромным. Если бы я не восстала против этого, я бы не выжила», — позже вспоминала художница. Назло родителям Оно вышла замуж за тогда еще бедствующего композитора и пианиста Тоси Итиянаги, а на жизнь зарабатывала преподаванием японской народной песни и каллиграфии. 

 

В начале 1960-х Йоко устраивала закрытие мероприятия и концерты для авангардных художников, музыкантов и поэтов из творческого объединения Fluxus прямо у себя чердаке. Она быстро прослыла неофициальным куратором нью-йоркской арт-сцены, ее «высшей жрицей», как ее окрестили единомышленники. Под своей крышей Йоко собирала таких легенд XX века, как композитор-минималист Ла Монте Янг, художники Марсель Дюшан и Джаспер Джонс, галеристка и коллекционер Пегги Гуггенхайм. 

Сама Оно успехов на арт-сцене Нью-Йорка добилась уже после того, как развелась с Тоси Итиянаги и вышла замуж за своего поклонника, джазового музыканта и кинопродюсера Тони Кокса, вытащившего ее из затяжной депрессии. К середине 1960-х годов Йоко зарекомендовала себя чуткой художницей, работавшей в направлении концептуализма. Задолго до иконы перформативного жанра Марины Абрамович Йоко Оно создавала работы, которые заставляли зрителей выйти из «зоны комфорта» и часто требовали от самой художницы серьезной выдержки.

Именно благодаря своему концептуальному искусству Йоко Оно познакомилась с лидером The Beatles Джоном Ленноном. После перфоманса «Отрежь кусок» Йоко пригласили провести персональную выставку в контркультурной галерее Indica в Лондоне. 9 ноября 1966 года, за день до официального открытия экспозиции, в арт-пространство, которому покровительствовал Пол Маккартни, наведался Джон Леннон. Йоко сопровождала музыканта, пока тот рассматривал ее инсталляции, и едва сдержала раздражение, когда он без разрешения надкусил помещенное на пьедестал яблоко. Химия между ними возникла, когда они оказались перед объектом «Картина, чтобы забить гвоздь». 

«Ведьма, развалившая Beatles»

Поначалу привязанные к своим семьям Оно и Леннон пытались остаться «просто друзьями», но чувства оказались сильнее. Оба развелись со своими тогдашними супругами, а позже поженились. Во время медового месяца Оно и Леннон провели легендарную акцию «В постели за мир», таким образом протестуя против войны во Вьетнаме. Одетые в белоснежные пижамы музыкант и художница по 12 часов в день обсуждали политику с приглашенными журналистами в номере амстердамского отеля Hilton. 

Пацифистская позиция Леннона и Оно нашла отражение и в музыке. Супруги, создавшие собственную группу Plastic Ono Band, записали знаковую для 1970-х антимилитаристскую песню Give Peace a Chance («Дайте миру шанс») и, как выяснилось много лет спустя, вместе работали над антивоенным гимном Imagine («Представьте»), соавтором которого в 2017 году наконец признали Йоко. 

 
Леннон и Оно в отеле Hilton в Амстердаме, 1969 год (Фото Eric Koch·Anefo·СС0)

Живя и творя вместе с Ленноном в Гринвич-Виллидж (Нью-Йорк), японская художница открывала для себя новые грани искусства и развивалась как певица, но в то же время ощущала себя зависимой от мужа. «Вместе мы вредили карьере и положению друг друга, просто находясь вместе и просто являясь собой», — вспоминала Оно. 

Леннон требовал, чтобы жена сидела рядом с ним в звукозаписывающей студии и контролировал каждый ее шаг. Он всерьез считал, что стоит Йоко исчезнуть из его поля зрения, она оставит его навсегда. Оно позже вспоминала о «жестокости их с Джоном любви». В подробности она не вдавалась, но в одном интервью сравнила их интенсивные отношения с «14 годами в общей тюремной камере». 

Фанаты группы Beatles, которая распалась вскоре после встречи Леннона и Оно, демонизировали японскую художницу, хотя реальной причиной развала были внутренние разногласия. О травле, преследовавшей ее вплоть до трагической гибели мужа в 1980 году, Оно вспоминает в документальном фильме «Один на один: Джон и Йоко». Она говорит, что до брака с Ленноном люди воспринимали ее как независимую художницу, творческую единицу. Но отношение к ней радикально изменилось после того, как Йоко стала женой фронтмена Битлов. «Общество внезапно отнеслось ко мне как к женщине, принадлежавшей мужчине, который был одним из самых влиятельных людей в нашем поколении», — рассказывает художница. Поклонники The Beatles угрожали ей, в том числе желая смерти ей и ее еще неродившемуся ребенку. 

Несмотря на публичные попытки Леннона защитить жену от травли, в сознании многих битломанов Оно так и осталась злой ведьмой, разрушившей культовую британскую группу. «Я думаю, что меня использовали в качестве козла отпущения, и я была очевидным козлом отпущения. Японская женщина, и все такое», — говорит Йоко в интервью. «Ее поносили как наркоманку, плохую мать и беспечную жену, ее презирали как шокирующую художницу и бездарную искательницу внимания с детскими идеями и дурным вкусом. Возможно, ни один другой художник в наше время не сталкивался с таким количеством расизма и женоненавистничества», — писал Дональд Брэкетт в биографической книге Yoko Ono: An Artful Life («Йоко Оно: жизнь в искусстве»). 

 

Память о муже и возвращение к творчеству 

В 1971 году Леннон и Оно переехали в Нью-Йорк — изначально для того, чтобы найти Киоко, дочери Йоко от ее второго мужа, росшую в христианской общине под другим именем. Заручившись поддержкой Леннона, художница начала долгую борьбу со своим бывшим мужем за опеку над дочерью и даже записала песню Don't Worry Kyoko («Не волнуйся, Киоко»), чтобы «достучаться до своего ребенка». Увы, с Киоко мать так и не воссоединилась. А в 1980-м она потеряла мужа — Джон Леннон был застрелен у входа в их дом.

Похоронив супруга, художница закрылась от мира и погрузилась в глубокую скорбь. «Когда Джон ушел, было такое ощущение, будто машина, на которой мы ехали вместе, все еще мчалась на полной скорости. Колеса все еще крутятся, и вместо того, чтобы пытаться затормозить, мне приходится некоторое время позволять им вращаться», — вспоминала Оно в интервью. Выдержав самый мрачный этап в своей жизни, художница занялась сохранением памяти о муже через искусство и акционизм. 

В 2005 году Оно посадила японские дубы на территории Кафедрального собора Ковентри в Великобритании — там, где еще в 1968 году они пытались сделать это вместе с Ленноном. В 2007-м, в день рождения Леннона, на острове Видей в Исландии открылась башня-мемориал Imagine Peace, проект которой создала Оно. 

После смерти мужа Йоко также возобновила свою музыкальную карьеру. В 2007 году Йоко выпустила альбом с ироничным названием Yes, I'm a Witch («Да, я — ведьма»), который объединил музыкальных легенд (DJ Spooky, Cat Power, Flaming Lips и других). В 2011 году вошла в историю, став старейшей певицей, чей хит Move On Fast возглавил танцевальные чарты. 

 

«Работа художника заключается не в том, чтобы разрушать, а в том, чтобы менять ценность вещей. И делая это, художники могут превратить мир в утопию, где есть полная свобода для каждого», — сказала однажды Йоко Оно. По этому принципу она живет и творит сегодня. Вот некоторые из ее знаковых работ.

«Инструкции» (1961–1971)
Yoko Ono. Painting to Be Stepped On. 1960. Ink on paper. The Gilbert and Lila Silverman Fluxus Collection Gift·MOMA

«Инструкции» (1961–1971)

За пределами нью-йоркской арт-тусовки Йоко Оно стала известной благодаря серии так называемых обучающих работ, к которым прилагались специальные инструкции. Например: «Позвольте людям скопировать или сфотографировать ваши картины. Уничтожьте оригиналы». Развивая идею Марселя Дюшана о том, что любой объект может быть назван искусством, она пошла дальше и радикально свела произведение к описанию лежащей в его основе идеи.

Bag Piece (1964)
MOMA

Bag Piece (1964)

Международную славу японской художнице принесли перформансы, впервые представленные в экспериментальном художественном пространстве Sogetsu Art Center в Токио. В Bag Piece («Мешок») любой желающий набрасывал на себя мешок из черного хлопка и полностью раздевался внутри плотной ткани, через которую он зрителей видел, а они его — нет. Участнику перформанса предоставлялась полная свобода действий внутри мешка: в течение нескольких минут он мог танцевать, медитировать, смеяться, кривляться или просто замереть и думать о своем. В работе Bag Piece Оно стремилась стереть любые «традиционные» различия (национальные, классовые, гендерные) между людьми, ведь человек, спрятанный за черной тканью, казался полностью обезличенным, поэтому отношение аудитории к нему было нейтральным. 

«Отрежь кусок» (1964)
MOMA

«Отрежь кусок» (1964)

Другой культовый перформанс Йоко, Cut Piece («Отрежь кусок»), считается образцом феминистского современного искусства. Художница вышла на сцену, встала на колени и предложила зрителям по очереди отрезать куски своего платья ножницами, которые лежали на полу рядом с ней. Весь перформанс Йоко оставалась неподвижной и молчала, пока не оказалась в одном нижнем белье. Как комментировала сама Оно, это отражает опыт женщин, которые часто вынуждены просто терпеть то, что с ними делают другие люди. 

«Муха» (1970)

«Муха» (1970)

К теме эксплуатации женского тела Йоко Оно вновь обратится в короткометражном фильме «Муха» (1970), в котором насекомое ползает по телу обнаженной женщины. Идею концептуальной картины Йоко объясняла так: «Вся эта идея патриархального общества основывалась на том факте, что женщины замолкают… но молчание — это своего рода смерть. Поэтому мы всегда как бы притворялись мертвыми». 

«Грейпфрут» (1964)
The Gilbert and Lila Silverman Fluxus Collection Gift·MOMA

«Грейпфрут» (1964)

В 1964 году художница выпустила книгу «Грейпфрут». Сборник, разделенный на пять разделов («Музыка, «Живопись», «Событие», «Поэзия» и «Объект»), содержал инструкции для жизни, которые читатель мог выполнить в своем воображении или в реальности. «Представьте, что облака капают. Выкопайте яму в своем саду, чтобы положить их туда», — предлагала Йоко. «Оставьте кусок холста или законченную картину на полу или на улице», — писала она. 

Ceiling Painting / Yes Painting (1966)
Guggenheim Bilbao

Ceiling Painting / Yes Painting (1966)

Работой, привлекшей внимание Леннона на выставке в галерее Indica, была лестница, вскарабкавшись по которой через лупу можно было рассмотреть выведенное на потолке слово «Да». «Это большое облегчение, когда ты поднимаешься по лестнице и смотришь сквозь увеличительное стекло, а там не написано «Нет» или «Пошел ты», — вспоминал Леннон. 

«Картина, чтобы забить гвоздь» (1961)
Modern Art Oxford

«Картина, чтобы забить гвоздь» (1961)

Оказавшись перед этой работой, Леннон спросил Оно, может ли он взять молоток и выполнить задание — забить гвоздь в картину. Художница сказала, что может, если заплатит пять шиллингов. Джон ответил, что тогда он забивает воображаемый гвоздь за воображаемые пять шиллингов, и в тот момент между музыкантом и художницей пробежала искра. 

Imagine Peace (2007)
McKay Savage·CC2.0

Imagine Peace (2007)

Башня-мемориал Imagine Peace в память о Джоне Ленноне, находится в Исландии. Арт-объект, созданный Йоко Оно, символизирует приверженность идее мира во всем мире. 

Arising (2016)
Vancouver Art Gallery

Arising (2016)

Проект Arising («Восстающие») ставит целью привлечь внимание к системной жестокости в отношении женщин. В 2016 году Оно попросила женщин со всего мира, которым причинили вред именно из-за их пола, прислать ей фотографии своих глаз, сопроводив их личными историями о пережитом травматическом опыте.

Add Color (Refugee Boat) (2019)
Tate, Reece Straw

Add Color (Refugee Boat) (2019)

Инсталляция Add Color (Refugee Boat) («Добавь цвета / Лодка беженцев») представляет собой лодку, помещенную в пространство галереи, на которой посетители могут оставлять надписи. Эту работу Оно создала под впечатлением от новостей о многочисленных случаях гибели мигрантов в разных частях света. «Как и вы, вероятно, когда я увидела лодку со множеством людей, меня это задело, и я отчетливо услышала, как мое сердце колотится: бум, бум, бум! — объясняла художница. — Но в то же время я сразу подумала, что это хорошая тема для меня как художника. Я хотела поделиться этим чувством, которое было у меня в сердце, со зрителями и пригласить их поучаствовать».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+