К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спартанский быт, насмешки мужчин и дети в рейсе: как работают дальнобойщицы в России

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Россиянки начали официально работать дальнобойщицами только в 2021 году, когда эту профессию вывели из списка запрещенных для женщин. Добиться этого удалось благодаря активности одной энтузиастки: она обращалась к правозащитникам, выступала на площадках крупных международных организаций и собирала вокруг себя единомышленниц. Сегодня женщины в России водят грузовые машины, некоторые даже отправляются в путь с семьей. Forbes Woman узнал у дальнобойщиц, почему они выбрали такую профессию, как ходят в рейсы и что мешает добиться в этой сфере гендерного равенства

Инженер-испытатель беспилотных грузовых транспортных средств Евгения Маркова была главным идейным вдохновителем борьбы за легализацию женщин в автомобильных грузоперевозках на большие расстояния. В 2017 году она обратилась в антидискриминационный центр «Мемориал» (признан иноагентом) и выступила на конференции по правам человека в ОБСЕ. Затем Евгения призвала российского омбудсмена Татьяну Москалькову помочь снять для женщин запрет на доступ к профессии дальнобойщика.

«Я обосновала свою позицию тем, что это дискриминация по половому признаку, которая запрещена Конституцией России. Никаких медицинских противопоказаний для женщин для управления грузовиком нет, и даже если бы они и были, люди вправе самостоятельно решать, заниматься им вредной работой или нет. Более того, женщины все равно трудятся на таких производствах, но по серым схемам, что очень плохо и для них, и для государства. Я собрала подписи женщин, хотевших работать дальнобойщицами, в поддержку моего письма, и отправила в приемную уполномоченного по правам человека. Мне удалось привлечь всего 20 специалисток. Многих уговаривала, так как девушки из нашей сферы не особо любят публичность», — рассказывает Маркова.

Сначала в ответ на ее обращение пришел вежливый отказ, а через день омбудсмен публично объявила, что женщины должны иметь право работать кем хотят — это было в конце 2017 года. Началось обсуждение этой идеи в Госдуме. В итоге через полтора года, летом 2019-го, несколько профессий, включая водителей грузовых машин, Минтруд предложил убрать из списка запрещенных для женщин. В январе 2021-го приказ вступил в силу. 

 
Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Зачем идти в дальнобойщицы

Как рассказали опрошенные Forbes Woman дальнобойщицы, две главные причины выбрать эту профессию — это зарплата (150 000–200 000 рублей) и любовь к дорогам. Большинство действующих дальнобойщиц имеют за плечами опыт работы в других сферах, не всегда даже связанных с вождением, — это как раз результат того, что женщины получили право зарабатывать на управлении грузовыми машинами всего несколько лет назад.

Жительница Магнитогорска Анна Атанова после школы выучилась на менеджера по туризму, но решила исполнить мечту детства: освоить профессию автослесаря. Поступила в техникум и там получила водительские права на управление грузовиками — это была обязательная часть учебной программы. Затем родила ребенка и ушла в декрет.«Через три года после родов, в 2015-м, я взялась искать новую работу, и в центре занятости посоветовали получить водительские права категории Е (позволяют управлять транспортными средствами с прицепами. — Forbes Woman). Сдав экзамен, я стала думать, как применить на деле новые знания. На тот момент ничего другого я делать не умела. Навела справки и поняла, что оплата труда в логистике довольно конкурентная по сравнению с другими отраслями», — вспоминает Атанова. 

 

Ее совершенно не пугали стереотипы о «типично мужской» профессии. «Физические нагрузки у меня редкие. В основном это замена колеса. Ну а без рисков для жизни никуда. Можно выйти с крылечка и неудачно упасть. Не сидеть же вечно дома», — рассуждает дальнобойщица.

Евгения Маркова (Фото из личного архива)

Водитель компании «X5 Transport», самарчанка Елена Литвинова с детства мечтала управлять грузовиками. «Папа водил такие машины и часто брал меня в рейсы. Мне все очень нравилось. Так что пока ровесники мечтали стать космонавтами, я уверенно заявляла, что буду шофером грузовика», — рассказывает Елена. После школы она получила юридическое образование, но по профессии работать не захотела. Искала себя во многих сферах: была и продавцом, и оператором кол-центра. Девушка чувствовала, что все эти сферы ей не подходили, поэтому карьерного взлета не случалось. 

«Как-то я вышла подработать в такси, и случайный клиент рассказал о своей жизни в дальнобое. Всю дорогу я слушала человека взахлеб. Всплыли воспоминания из детства, как мы с папой ездили в рейсы, как с нами происходили удивительные истории. Это так взбудоражило, что я решила выучиться на грузовую категорию и попробовать. Все сделала, но после получения прав меня долго не хотели брать на работу. Рекрутеры компаний ссылались на то, что не берут людей без опыта, а некоторые прямо говорили: «Вы же девушка, не справитесь, даже не сможете поменять колесо!» — говорит Литвинова. Она рассказывает, что была готова пойти на курсы автомеханика или устроиться на стажировку без оплаты. Но в конце концов получила предложение о работе от крупной компании, сдала внутренний экзамен и вскоре вышла в самостоятельный рейс.

 

Евгению Маркову из Подмосковья в профессию тоже привела любовь к долгим автомобильным путешествиям: «С детства я мечтала, чтобы это было моей работой. Так сложилось, что много лет я трудилась программистом в крупной компании. Со временем приобрела грузовик, а на фуру устроиться порекомендовали друзья». 

Шум, опасности и долгие разгрузки

График у дальнобойщиц вахтовый: многодневный (может быть и 20 дней, и 90) рейс без выходных и потом отдых такой же длительности. Некоторые берут дополнительные рейсы в период отпуска. Маршруты зависят от географии работы компании: грузы возят и в пределах региона, и по России, и по всему континенту от Валенсии до Владивостока.

Обязанности у дальнобойщиц стандартные: аккуратная и своевременная доставка груза, выгрузка, правильное документальное сопровождение. Также водитель должен контролировать состояние автомобиля: проверять колеса, тормоза, уровень рабочих жидкостей и освещение, вовремя проводить техническое обслуживание. И, конечно, соблюдать правила дорожного движения. 

Елена Литвинова уже три года доставляет свежие продукты питания в распределительные центры, откуда их развозят по магазинам. Самое сложное для нее — это дорожные преграды, туман, гололед и морозы. Бывало, что замерзало дизельное топливо, но дальнобойщица справлялась, отогревала. 

Анна Атанова признается, что тяжело болеть в дороге и спать с работающим прицепом-рефрижератором: «Так и не привыкла к его шуму, а у меня ведь перевозка режимных продуктов, которые требуют соблюдения определенных условий в пути: температуры, влажности, вентиляции. Это продукты питания, цветы, краски, строительные жидкости, алкогольные напитки, косметика». Все дальнобойщики спят прямо в машине. Для этого там предусмотрены кровать, отопление, кондиционер. А если форс-мажор (машина встает на длительный ремонт) или международный рейс, компания организует проживание в гостинице. 

 
Анна Атанова (Фото из личного архива)

Из тяжелых моментов она называет ДТП со смертельным исходом не по ее вине: «С тех пор остался рефлекс [реагировать] на все, что движется в поле бокового зрения. Но в целом у меня устойчивая психика». А в качестве одного из самых приятных случаев называет перевозку вакцины от COVID-19: «Здорово быть причастной к маршруту лекарства, которое спасло жизни тысячам людей». 

Евгения Маркова во время пандемии перевозила медицинские маски, продукты, товары первой необходимости. Самой утомительной частью работы она называет погрузку и выгрузку на территории России и Восточной Европы: «Вечная неразбериха с этим. Планируешь одно, а тебя задерживают на двое суток, и все личные планы летят. А физических нагрузок в нашем деле нет. Исключение — если работаешь с растентовками (снятие тента с автомобиля нужно, когда груз невозможно загрузить в машину традиционным способом — с задней стороны кузова. — Forbes Woman). Так что не стоит верить мужчинам, которые якобы очень устают [на этой работе]». Сейчас Евгения воспитывает маленького ребенка и не ходит в рейсы.

Несправедливая предвзятость

«Если человек влюблен в свою работу, то какая разница, какого он пола? Да, профессия дальнобойщика непростая. Но если человек прикипел душой к дороге и машине, возможно все», — говорит Елена Литвинова. Рейс для нее — это каждый раз новое путешествие, где она знакомится с разными людьми, исследует новые города. Если сроки доставки груза позволяют, можно припарковаться на стоянке у города и погулять по нему, увидеться с друзьями и родственниками. 

Литвинова обращает внимание на предвзятость к дальнобойщицам еще на этапе трудоустройства, когда транспортные компании отказываются взять в штат женщину и доверить ей большую машину. «Мне повезло с компанией, но путь к ней был тяжелый. Изначально коллеги меня, конечно, не принимали. Думали: столкнусь с первыми преградами и тут же убегу из профессии. Но я уже давно в компании и успела повысить грузовую категорию, пересесть на полуприцеп. Год уже с ним езжу. Сейчас я слышу от коллег слова уважения и похвалу, это мотивирует», — делится дальнобойщица.

 
Елена Литвинова (Фото из личного архива)

Елена рассказывает: когда диспетчеры слышат непривычный для них женский голос водителя, то иногда думают, что ошиблись номером. А когда дальнобойщица выходит на связь по рации, водители-мужчины сразу оживляются и интересуются, почему девушка за рулем. «Некоторые мужчины до сих пор скептически относятся к женщинам — водителям грузовика. Спрашивают: «Как будешь менять большое колесо или чинить авто?» Мне это тоже смешно слышать — у нашей компании есть собственные ремонтные базы и шиномонтаж по всей России. Да и машина меня пока ни разу не подводила», — говорит Литвинова. 

Анна Атанова тоже часто сталкивается с гендерными стереотипами, в основном со стороны коллег-мужчин. «Я неоднократно слышала в свой адрес: «Должна сидеть дома, рожать детей, варить борщи», «Это не женская работа», «Это показуха». Изрядное число мужчин не относится к нам в этой работе серьезно. Некоторые ошибочно думают, что дальнобойщицы везде идут без очереди, возят лишь беспроблемные и легкие грузы. Это заблуждение: я стою в очередях на погрузки, выгрузки и заправки так же, как все, — делится дальнобойщица. — Но я сюда пришла за тем же, за чем и они: обеспечить себя и свою семью. Бывает, что начинают соревноваться, видеть во мне конкурента. Считаю это неправильным. Радует, что доброжелателей все же больше, слова поддержки перевешивают негатив, иначе я бы просто не смогла работать. Выслушивать необоснованные колкости в свой адрес очень неприятно, а у начальства ко мне редко возникают вопросы». Она отмечает: женщины-водители часто более ответственны, инициативны и чистоплотны. «Мы менее импульсивны и оттого меньше подвержены неприятностям на дороге. У себя отмечу еще в качестве плюсов терпение, умение быстро мыслить и сохранять твердость духа», — говорит Анна.

Совмещать то, что кажется несовместимым

В большинстве случаев, как рассказали собеседницы Forbes Woman, карьера женщин в дальнемагистральных грузоперевозках зависит от их семейных обстоятельств. У Елены Литвиновой муж тоже работает водителем, иногда они встречаются в рейсе и вместе путешествуют. Это называется «парные рейсы»: женщина ведет свою фуру, мужчина свою, и они едут рядом по одному маршруту, делают остановки в одно и то же время.

Дети Елены уже самостоятельные, поэтому она не боится оставить их дома: «Мы всегда на связи по телефону, когда я в отъезде. Дочка очень гордится мной и рассказывает об этом в школе. У кого-то папа дальнобойщик, а у нее и мама, и папа такие. Это уникально, дочь счастлива».

 

Евгения Маркова родила ребенка в прошлом году, но уже трудится в новой должности: испытывает новые модели тягачей, например беспилотного КАМАЗа. Пока что делает это нечасто, а на время командировок оставляет ребенка с отцом.

Анна Атанова с 10-летнего возраста берет сына в рейсы, и ему очень нравится. «В прошлом году рискнула взять сына в длинную поездку, все прошло чудесно. С начальством мы это вообще не согласовываем. Дальнобойщики ведь возят с собой жен, подруг. А чем дети хуже?» Она рассказывает, что старается выстроить рабочий график так, чтобы проводить больше времени с семьей. «Конечно, полноценно все совместить сложно. Но такая работа не навсегда. Я это знала сразу и не планирую задерживаться здесь на всю жизнь», — делится дальнобойщица.

Елена Литвинова пока не задумывается о смене профессии даже в перспективе, хотя многие ее коллеги говорят, что в какой-то момент наступает кризис, дорога просто надоедает. «Я в восторге от работы. На третий день выходного уже начинаю скучать и тосковать по разъездам. Очень люблю все это, да и во многих городах России я еще не бывала, много чего не увидела», — говорит Елена.

И все-таки, по наблюдениям Евгении Марковой, гендерного равенства в этой сфере не будет до тех пор, пока для отцов не станет нормальным брать на себя полную заботу о своих детях на время рейсов жен.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+