К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Плачет как девчонка»: почему до сих пор жив стереотип о женской эмоциональности

Фото Getty Images
Фото Getty Images
«Женщины более эмоциональны, чем мужчины, поэтому им нельзя доверить управление самолетом и бизнес», — примерно так звучит расхожий гендерный стереотип. Но современные исследования показывают, что эмоциональность — это индивидуальная характеристика, а не качество, присущее определенному полу. Forbes Woman рассказывает, откуда взялось предубеждение об эмоциях, почему в него до сих пор верят и как оно влияет на жизнь женщин

Давнее заблуждение

Мнение о том, что женщинам присуща бОльшая эмоциональность, тысячелетиями закреплялось в разных культурах. По словам доцента Департамента истории НИУ ВШЭ Павла Васильева, невозможно определить точное время зарождения этого стереотипа: он существовал в европейской культурной традиции еще в Средние века. Васильев отмечает, что даже научная революция Раннего Нового времени (1500–1700 годы), которая характеризовалась открытиями и свежими взглядами на устройство природы и общество, не изменила существовавшее убеждение в том, что женщины эмоциональнее мужчин. 

Корни этого мифа можно увидеть также и в медицине прошлого. Так, например, слово «истерия» происходит от греческого hystera, что означает «матка». Со времен древнегреческих философов до Фрейда считалось, что матка провоцирует различные психические недуги у женщин, в том числе излишнюю эмоциональность и тревогу. Фрейд, в свою очередь, предположил, что от истерии страдают и мужчины, и стал лечить ее психоанализом (еще в XIX веке женщин против воли запирали в лечебницах, где делали им «исцеляющий» массаж половых органов). Хотя современная медицина отвергла эти представления (истерию в 1980 году вывели из списка диагнозов), историческая связь между истерией и женской природой оставила след в общественном сознании.

Это привело к тому, что женщин, проявляющих сильные эмоции или страдающих от психических расстройств, могут называть «истеричными», что лишь укрепляет стереотип о женской эмоциональной нестабильности. При этом исследование ученых из Мичигана, проведенное в 2021 году, показало, что нет биологических оснований (в том числе гормональных) для того, чтобы считать женщин эмоциональнее мужчин. 

 

Мальчики не плачут, девочки не злятся

Согласно теории привязанности американского психоаналитика Джона Боулби, запрет на распознавание и выражение чувств человек получает от родителей и других близких родственников, копируя их модель поведения. Определенное отношение к тому или иному проявлению эмоций передается из поколения в поколение. Этот веками складывавшийся механизм привел к тому, что в зависимости от пола люди активнее выражают разные эмоции. 

«Устойчивое выражение «мужчины не плачут» и другие дисциплинирующие мальчиков фразы формируют у них ограниченный эмоциональный репертуар. От девочек же наоборот ожидается большая эмпатичность. Такие нормы воспроизводятся не только в масштабе семьи, но и в образовательных учреждениях, и в рамках всего общества», — рассказывает социолог, доцент и академический директор института междисциплинарных медицинских исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге (ИММИ ЕУСПб) Анастасия Новкунская. Она отмечает, что от девочек, в отличие от мальчиков, требуют больше «эмоциональной работы», что подразумевает управление не только своими, но и чужими переживаниями — отсюда расхожий стереотип, что женщина должна отвечать за «эмоциональный климат» дома, не показывать негативные эмоции при муже.

 

Некоторые представления о том, какие эмоции более присущи людям в зависимости от пола, оказываются в корне противоположными реальности. Так, негативные эмоции женщин, которые можно трактовать по-разному, чаще считываются людьми как испуг, грусть и печаль, а эмоции мужчин — как злость и агрессия. Однако исследование, опубликованное в 2024 году в Cambridge University Press, доказало, что мужчины больше страдают от расставаний: они чаще сообщают о чувстве одиночества, грусти и сниженной удовлетворенности жизнью по сравнению с женщинами. У них также более высокий риск самоубийства после потери партнера, из-за разрыва отношений или смерти. Результаты других научных работ показывают, что женщины способны генерировать злость и гнев быстрее мужчин, хотя от женщин ожидается, что они не должны проявлять агрессию. 

Удар по профессионализму

Философ, профессор Чикагского университета Марта Нуссбаум подчеркивает, что убежденность людей в том, что женщины эмоциональнее, помогает ограничивать их в самореализации. Эмоциональность считается положительным качеством для выполнения определенных задач: воспитания детей, заботы о муже. Если же женщина хочет доказать обществу, что она способна выполнять другие роли, ей следует отказаться от открытого проявления эмоций. 

«Во многих культурах есть устойчивое убеждение, что мужчины менее эмоциональны, но более настойчивы и последовательны в своих действиях, поэтому те профессии, в которых эти качества считаются ключевыми, будут определяться как «более мужские». В хирургии, авиации и ряде других специальностей до сих пор сохраняется мнение, что женщины как «более слабые», «более эмоциональные» не должны там работать», — рассказывает социолог Анастасия Новкунская. Бывает, что не видят женщин и президентами: так, когда Хиллари Клинтон объявила о выдвижении своей кандидатуры на выборах президента США 2016 года, некоторые заявляли, что она из-за своих женских гормонов может развязать войну.

 

Также Новкунская отмечает, что предубеждение действует и в обратную сторону: профессии, сопряженные с заботой о других, например, медсестра, воспитатель детского сада, социальный работник стереотипно относятся к женским. 

В коллективах, где женщину считают по природе слишком эмоциональной, снижается уровень доверия к ее мнению, идеям, действиям, ставится под сомнение ее профессиональная компетентность, добавляет клинический психолог Екатерина Антюфьева. Женщинам приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы доказывать свою способность эффективно работать в условиях стресса, решать сложные вопросы, принимать взвешенные, стратегически верные решения. Такой подход ограничивает возможности карьерного роста и профессиональные перспективы, мешает занимать больше лидерских позиций в компаниях и организациях, в государственных структурах. Более 50% мужчин в России отмечали, что не хотели бы работать под руководством начальницы, при этом доказано, что мужчины теряют контроль над собой на рабочем месте, например, испытывают вспышки гнева и импульсивно высказываются, если их идеи критикуют или не слышат, в два раза чаще, чем женщины.

Предубеждения в отношении женщин существуют и в спорте, где большой спектр эмоций вызван соревнованием. Слезы из-за поражения, сломанные ракетки на корте и драки на льду — такое проявление чувств от мужчин воспринимается, скорее, не как слабость, а как страсть к победе. Аналогичное поведение спортсменок при этом не находит такого принятия.

В финале чемпионата US Open в 2018 году теннисистка Серена Уильямс назвала судью вором за снятый балл. Судья, в свою очередь, вынес ей предупреждение за оскорбление, что повлекло ее проигрыш в одном из геймов (раундов) матча. После чего она обвинила его в сексизме: «Он никогда не отнимал гейм у мужчины за то, что они говорили «вор». Я продолжу бороться за женщин и за равенство», — заявила Серена. «Когда женщина ведет себя эмоционально, она «истерит», и ее за это штрафуют. Когда мужчина ведет себя так же — это «прямота», и никаких последствий нет», — выступила в защиту спортсменки четырехкратная чемпионка US Open в одиночном разряде Билли Джин Кинг. 

Когда женская сборная Северной Ирландии по футболу уступила сборной Англии со счетом 5:0 в апреле 2022-го, тренер проигравшей команды Кенни Шилс одной из причин такого исхода матча назвал особенности «женской» психологии: «Девочки и женщины более эмоциональны, чем мужчины, поэтому они тяжелее принимают пропущенный гол», — сказал он. Бывший нападающий сборной Англии Иэн Райт решил поддержать футболисток и написал в Twitter (сегодня X, заблокирована в России): «Говоря о более эмоциональных женщинах. Разве этот мужчина не видел, сколько раз я плакал на поле?»

 

Влияние на самоощущение

Стереотип об эмоциональности напрямую влияет на женскую самооценку и даже может приводить к тревожным расстройствам и серьезным заболеваниям нервной системы, рассказывает клинический психолог Екатерина Антюфьева. «Постоянно сомневаясь в «легитимности» своих эмоций и праве на их выражение, женщины также начинают больше сомневаться во всем: в своей точке зрения по различным вопросам, в своей правоте, в своих идеях, — говорит специалист. — Кроме того, этот стереотип может вызывать внутреннее недовольство собой и вину за любые естественные проявления чувств, тем самым лишая женщин эмоциональной свободы, необходимой для психологического благополучия». 

Если женщина учится как можно меньше показывать свои эмоции, чтобы перестать соответствовать стереотипу, у нее могут появиться проблемы с отстаиванием личных границ — если дело касается злости, она не сможет показать человеку, что ей что-либо неприятно. Если же женщине запрещают бурно проявлять положительные эмоции, она может заглушать в себе чувство радости и удовольствия, что приведет к неудовлетворенности жизнью в целом. 

Эмоции — это сложный аспект человеческой природы, который зависит от множества факторов, включая социальные, культурные и индивидуальные особенности. Независимо от пола люди способны испытывать широкий спектр чувств и выражать их различными способами. При этом важно понимать, что эмоциональность является не признаком слабости или силы, а отражением человеческого опыта. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+