От «Красотки» до «Аноры»: как в кино показывают женщин, работающих в секс-индустрии

«Анора», 2024
Anora
Режиссер: Шон Бейкер
«Анора» — одно из самых громких кинособытий 2024 года. Сначала новая картина Шона Бэйкера взяла «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, затем отметилась на всех главных кинопремиях мира, а завершилось торжественное шествие по наградному сезону пятью «Оскарами»: за лучший фильм, режиссуру, сценарий, женскую роль и монтаж.
Фильм назван по имени главной героини. Анора (Майки Мэдисон) — молодая стриптизерша, которая мечтает о том, что кто-то из богатых клиентов клуба однажды заберет ее из мира неона и латекса в богатую счастливую жизнь. Она знакомится с Ваней Захаровым (Марк Эйдельштейн), инфантильным сыном российского олигарха, и после череды встреч соглашается стать его женой в Лас-Вегасе — сначала за деньги, но вскоре между ними возникает настоящая привязанность. Неожиданная свадьба вызывает гнев родителей Вани, которые готовы пойти на все, чтобы аннулировать брак и вернуть сына в Россию. Для Аноры это означает не только болезненное расставание, но и крах надежд на безбедное будущее, где не нужно бороться за выживание.
«Красотка», 1990
Pretty Woman
Режиссер: Гэрри Маршалл
Культовый фильм с Джулией Робертс часто упоминали в обзорах и рецензиях на «Анору». И не столько потому, что они похожи, сколько потому, что эти две картины иллюстрируют изменение общественного взгляда на историю о женщине в секс-индустрии, которую «спасает» состоятельный мужчина. Если картина Бейкера предлагает смотреть на этот сюжет без иллюзий и стереотипов, то «Красотка» полна романтизации жизни секс-работниц и оказывается весьма инфантильной для современного зрителя.
Действие «Красотки» строится вокруг случайной встречи богатого бизнесмена Эдварда Льюиса (Ричард Гир) и Вивьен Уорд (Джулия Робертс) на ночной улице Лос-Анджелеса. После первой совместной ночи Эдвард предлагает Вивьен провести с ним неделю, сопровождая его на деловых мероприятиях, и оплачивает ее услуги. Также он подталкивает ее преобразиться в девушку из высшего общества: сменить имидж и обновить гардероб. Постепенно между героями завязываются глубокие чувства, и оба начинают меняться под влиянием друг друга. В 1990-м фильм стал одной из самых кассовых лент года и превратился в современную сказку о Золушке.
«Жить своей жизнью», 1962
Vivre sa vie: Film en douze tableaux
Режиссер: Жан-Люк Годар
Фильм Жан-Люка Годара состоит из 12 эпизодов-глав и рассказывает о молодой парижанке Нане (Анна Карина), мечтающей стать актрисой, но вынужденной зарабатывать своим телом. Главными темами здесь становятся иллюзия эмансипации и цена независимости для уязвимой женщины: оставив нелюбимого мужа и потеряв работу, героиня надеется на новый этап жизни, но оказывается в ловушке. Годар отказывается от мелодрамы, предпочитая философский подход к жизни Наны. Финал фильма трагичный и неожиданный: героиню убивают, когда сутенер пытается продать ее другому мужчине. Такой резкой концовкой Годар отвечает на вопрос, насколько человек может быть хозяином своей судьбы в мире, полном ограничений и случайностей.
«Мулен Руж!», 2001
Moulin Rouge!
Режиссер: Баз Лурман
Визуальная и музыкальная феерия, в которой страсть сталкивается с цинизмом шоу-бизнеса. Действие разворачивается в Париже конца XIX века, где бедный поэт Кристиан (Юэн Макгрегор) влюбляется в звезду кабаре «Мулен Руж» и куртизанку Сатин (Николь Кидман). Их роман разгорается на фоне музыкальных номеров в роскошных костюмах и интриг владельцев кабаре, а также появления в «Мулен Руж» богатого герцога, который готов купить не только клуб, но и любовь Сатин. Душевные метания героини между влюбленным Кристианом и властным герцогом превращают картину в притчу о конфликте между мечтой и реальностью: Сатин грезит о карьере актрисы и лучшей жизни, но понимает, что в мире, где все продается, ее любовь — тоже товар.
Лурман объединяет в картине разные стили и эпохи и цитирует оперу, MTV и Голливуд одновременно. Финал фильма — трагическая кульминация, в которой героиня теряет все, кроме собственного достоинства, а зритель — иллюзию сказки.
«Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080», 1975
Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles
Режиссер: Шанталь Акерман
Шанталь Акерман сняла феминистский фильм-высказывание, изобразив три дня из жизни вдовы Жанны Дильман (Дельфин Сейриг), которая занимается проституцией, чтобы содержать себя и сына. Жанна ведет размеренный быт, заботится о ребенке и принимает клиентов у себя дома строго в определенные часы, превращая свою работу в часть повседневности. Три дня ее жизни показаны почти в режиме реального времени: она готовит обед, убирается, ходит по магазинам, общается с сыном. Все — без привычных зрителю четких сюжетных линий, в статичных кадрах, и без музыкального сопровождения. Постепенно в рутине героини начинаются мелкие, но заметные сбои: Жанна пережаривает картошку, забывает выключить свет, роняет только что вымытую ложку. Эти мелочи накапливаются и в итоге приводят к эмоциональному срыву и шокирующему финалу. Фильм стал манифестом о невидимом труде и моральном износе, с которым сталкиваются женщины, которые вынуждены постоянно поддерживать видимость нормальной жизни «как у всех».
«Молода и прекрасна», 2013
Jeune & jolie
Режиссер: Франсуа Озон
Франсуа Озон рассказывает историю семнадцатилетней Изабель (Марина Вакт), которая из любопытства начинает вести двойную жизнь: днем она примерная дочь, а ночью — секс-работница по имени Леа. Фильм избегает морализаторства, сосредотачиваясь на психологических нюансах взросления и осознания своей сексуальности. Взаимоотношения с клиентами, семьей и самой собой становятся для героини способом лучше понять собственные тело и чувства. Ключевым моментом фильма становится встреча Изабель с вдовой одного из клиентов (Шарлотта Рэмплинг), которая помогает ей обрести внутренний покой и принять себя: героиня приходит к внутреннему согласию с тем, кто она есть, со своими желаниями, поступками и чувствами.
«Дневная красавица», 1967
Belle de jour
Режиссер: Луис Бунюэль
Еще одна история, в которой женщина ведет двойную жизнь, чтобы проявлять собственную сексуальность. Молодая парижанка Северин (Катрин Денёв), несмотря на любовь к мужу, доктору Пьеру Серизи (Жан Сорель), не испытывает к нему физического влечения. Страдая от внутреннего конфликта и одержимая фантазиями о подчинении, Северин решает днем работать в борделе, где получает прозвище Дневная красавица. Вечерами она возвращается к роли безупречной супруги. Визуальный язык фильма построен на контрастах: чистота дома и атмосфера борделя, свет и тень. Действие постепенно погружается в сюрреалистическое пространство, где зритель уже не может понять, что реально, а что — лишь плод воображения героини. «Дневная красавица» показывает абсурдность требований, которые предъявляются женщинам, когда они должны быть одновременно «приличными» и желанными, и при этом не иметь собственных желаний.
«Проститутки», 1986
Working Girls
Режиссер: Лиззи Борден
Пример изображения секс-работы без доли осуждения, где героини остаются обычными людьми со своими мечтами, страхами и надеждами. Лиззи Борден показывает будни работников манхэттенского борделя глазами Молли (Луиз Смит), выпускницы университета и матери-одиночки. Каждый ее день состоит из рутинных задач: встречи с клиентами, обсуждения их проблем, перерывов на кофе и общения с коллегами. Будни борделя показаны без гламура и сенсаций, ведь для многих женщин эта работа — способ заработать на жизнь, а не источник острых ощущений. В центре внимания оказываются отношения между сотрудницами, их взаимная поддержка и конкуренция, личные переживания, а также повседневные трудности, с которыми они сталкиваются вне работы. Фильм разрушает показывает секс-работу как обычный, хоть и непростой, труд.