К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Женщины идут до конца»: как Алина Пекова первой в России покорила 14 высочайших гор

Алина Пекова (Фото DR)
Алина Пекова (Фото DR)
Алина Пекова первой в истории России покорила все 14 самых высоких гор мира, которые также называют восьмитысячниками. «Стыдно, нельзя было девчонку вперед пропускать, это должен был сделать мужик», — сказал о ее достижении президент клуба «Семь вершин» Александр Абрамов. В интервью Forbes Woman Алина прокомментировала эти слова, рассказала, что она думает о сексистских комментариях от мужчин-альпинистов, как она решила подняться на все восьмитысячники и есть ли разница в том, как женщины и мужчины ведут себя на таких серьезных подъемах

Менее 100 человек в мире покорили все 14 гор выше 8000 метров над уровнем моря, 10 из них находятся в Гималаях, 4 — в Каракоруме. Первым мужчиной, кому это удалось, был итальянец Райнхольд Месснер в 1986 году. Первая женщина повторила рекорд только в 2010 году — это сделала испанка Эдурне Пасабан. 

— Как вам звание первой россиянки, которая завершила эту программу? Что-то изменилось в жизни и самовосприятии после такого титула?

— Не могу сказать, что что-то кардинально поменялось в моей жизни, но, безусловно, мне приятно осознавать, что получилось это сделать. 

 

— Вы знали, что до вас в России никто этого не делал еще? 

— Когда я загорелась этой идеей, я не знала, что в России нет никого, кто бы завершил программу. Сложно было в это поверить, потому что у нас огромная страна, очень много сильных альпинистов — как может быть такое, что нет мужчин [которые выполнили программу]? Со временем где-то вычитала, что есть претендент, Сергей Богомолов, и он готовится взойти на К2, свою последнюю вершину, и когда сделает это, будет первым из России. И я подумала: «Здорово, он станет первым мужчиной, а я первой женщиной».

 

— Насколько сильно отличаются ощущения на первой и последней горе из 14? 

— На первой горе я была полна энтузиазма, сил, энергии, мне было все интересно, а на последней уже, честно скажу, устала, но была безумно рада, что все благополучно закончилось. В это было сложно поверить, потому что на последнюю гору получилось подняться только с третьего раза: то нам не выдавали пермиты (разрешение на восхождение. — Forbes Woman), то погода не та. 

Была огромная радость на последнем, но и на первом восьмитысячнике тоже — потому что он для меня стал началом всего проекта, и это была самая опасная гора из всех. У меня не было другого варианта, потому что сезон начинается именно с Аннапурны (смертность составляет 29%. — Forbes Woman). Туда даже шерпы не любят подниматься лишний раз из-за того, что она такая непредсказуемая. 

 

— Много девушек совершают восхождения на восьмитысячники? 

— В последнее время больше девушек присоединяются к программе и поднимаются на все 14 гор. В разных источниках пишут, что я третья в мире из женщин, кто завершил программу, но на самом деле список гораздо больше. Со мной эту программу заканчивали достаточно много девушек: были первые полька, англичанка, непалка, американка, японка.

 — Эти полтора года вы с ними вместе были в команде или ее состав менялся?

— Состав команды менялся, но мы часто пересекались. С некоторыми я на несколько гор поднималась.

— В 1929 году, после восхождения француженок на вершину Грепон массива Монблан, один альпинист сказал: «Теперь, когда ее покорили две женщины, ни один уважающий себя мужчина не будет пытаться это повторить. А жаль, это был хороший маршрут». Восприятие женщин в сообществе альпинистов изменилось спустя 100 лет? 

 

— Ничего не поменялось. Мужчинам не нравится, когда женщины опережают их. Насколько я наблюдаю, они всячески стараются обесценивать [женские достижения], к сожалению.

Алина Пекова (Фото DR)

— Сами вы сталкивались с обесцениванием?

— Когда я начинала, человек, который позже стал моим другом, говорил: «Уезжай домой, это не для девушек, зачем тебе это нужно? Поднялась на одну гору, тебе хватит». Когда уже я поднялась на несколько восьмитысячников, он мне начал звонить, поддерживать.

Однажды другой мужчина как-то намекнул на то, что горы — это не женское дело, и сказал: «Алина, тебе не стоит даже думать об этом. Во-первых, у тебя средств не хватит. И потом ты никогда первой не станешь, тебе не надо пробовать». Это был мой первый восьмитысячник, как раз Аннапурна. Тот мужчина тогда в итоге не поднялся на него, а я поднялась. Я не говорила никому, что хочу выполнить проект: вы же понимаете, люди начинают отговаривать, негативные вещи говорить. 

 

— На подкасте у Оскара Конюхова президент клуба «Семь вершин» Александр Абрамов о вашем рекордном восхождении сказал: «Стыдно, нельзя было девчонку вперед пропускать, это должен был сделать мужик. Стыдно, что женщина решилась это делать, а 10 000 мужиков-альпинистов сидели и критиковали, и ждали, что она не сходит».

— Мы общаемся с Александром, и он ко мне хорошо относится. Я думаю, здесь он имел в виду, что стыдно, что мужчины это не сделали, а не то, что сделала это я, девушка.

Видимо, выразился не совсем верно, но в целом он меня поддерживал, поэтому к Александру у меня каких-то претензий нет. Армия девушек начала защищать меня, мне писали очень многие, поэтому он немножко задел женскую аудиторию.

— А женщины поддерживали в основном? 

 

— Не скажу, что все поддерживают, но коллеги в основном да. Потому что если женщины задумали подняться на все 14 гор, они идут до конца. 

— Как вы начали ходить в горы?

— Я же родом из Кабардино-Балкарии, у нас Эльбрус — это основная достопримечательность республики. Я подумала, столько людей приезжают к нам ради него, а я что, не могу подняться? И поднялась. Не скажу, что готовилась к этому. Сложностей не было, хорошая погода в тот день была. Мне весь процесс понравился и показалось, что я хотела бы подняться и на другие горы. 

Это было в 2017 году, с тех пор я регулярно хожу в горы. Мне не нравится, когда говорят: «Ой, мне нравится твое увлечение». Это не увлечение, а очень опасное дело. Кто-то недавно мне написал: «Я тоже хочу гулять по горам, скажите, как найти спонсора». Но это не прогулка, это действительно рискованное занятие, в которое ты вкладываешь свое здоровье, энергию, финансы.

 

— Когда был тот момент, когда вы поняли: «Все, иду на восьмитысячники»?

— В 2023 году я как раз собралась в Непал на свой первый восьмитысячник — Манаслу. У меня мечта была подняться на Эверест, и я решила начать с самого простого восьмитысячника, чтобы не обломаться потом на Эвересте. Подняться не получилось из-за непогоды, но именно тогда почему-то я очень сильно загорелась идеей взойти не только на Эверест, но и на все 14 гор. Я подумала, что я должна и смогу сделать это. Начала узнавать информацию, что мне надо сделать, как подготовиться, с чего начинать. 

Я советовалась с непальцами, они мне подсказывали, какую последовательность можно выбрать, а дальше я сама решала, куда я пойду в следующий раз. Основной план был подняться на все вершины за максимально короткий срок: я хотела справиться за год. Но планы менялись: были проблемы с пермитами и погодой. У горы сезон для восхождения может быть раз в году, получается, если восхождение отменили, то надо ждать еще год. Из-за этих обстоятельств у меня затянулось все на полтора года. 

— Сколько времени ушло на подготовку от момента, когда вы решили подняться на все восьмитысячники, и когда вы отправились на первую гору?

 

— Я периодически ходила в горы, поэтому последние годы я, по сути, все время готовилась, была в хорошей физической форме. А после Манаслу у меня было полгода, чтобы подготовиться к следующему сезону — когда я и начала программу. Кардио-тренировки, силовые шесть раз в неделю. 

— В те полтора года, которые заняла программа, вы занимались чем-то, кроме восхождений? Как я представляю это: человек прилетает, поднимается на гору, потом улетает и ждет следующий сезон дома, потом опять летит. Как у вас это было устроено?

— Я прилетела в Непал в марте 2023-го и с марта по май поднялась на четыре восьмитысячника — это, кстати, был рекорд России по скорости восхождения. Потом я 10 дней отдыхала в Катманду и полетела в Пакистан, где за три месяца поднялась еще на четыре горы. После этого я прилетела в Дубай, провела там тоже где-то 15−20 дней, чуть отдохнула у друзей и обратно полетела в Непал. Поднялась на три восьмитысячника, то есть шесть месяцев я, можно сказать, провела нон-стоп в горах. 

Это был сумасшедший ритм. Сильно изматывает, но когда есть цель, то мы по-другому мыслим, нам кажется, что все можно потерпеть. 

 

— Как вы сами с собой договаривались, когда шли в горы, понимая, что есть вероятность в них погибнуть? Были моменты, что проскальзывала мысль, надо ли так рисковать?

— Конечно, были, особенно после первого восьмитысячника. У меня там друзья погибли. Несмотря на то, что это было успешное восхождение, я посмотрела на гору и подумала, стоит ли это все того, чтобы жертвовать своей жизнью, что мы хотим себе доказать? Но все равно люди продолжают ходить. 

— Были какие-то сложности, которых вы не ожидали?

— На самом деле, сложностей было очень много. Мне кажется, все, что было связано с этим проектом, было уже сложно: и морально, и физически. Иногда казалось, что я уже не могу дальше идти, это сверх моих возможностей. Сложно было, конечно, найти деньги и договориться для этого с людьми.

 

— В одном интервью вы сказали, что для того, чтобы иметь средства на восхождения, вы продали квартиру — это так?

— Когда я рассказала маме, что хочу выполнить такой проект, она меня спросила: «А на какие деньги?» Я ей сказала, что у меня есть квартира, я могу ее продать и начать, а потом у меня появятся спонсоры. Она ответила: «Ты сумасшедшая, это безумие», но потом все равно меня поддержала. Квартиру в итоге продали. 

В самом начале пути очень сложно найти спонсоров: большие деньги просто так никто не даст. Надо сначала зарекомендовать себя, я это прекрасно понимала. Мне очень хотелось начать, сначала за свои средства, а дальше уже появились спонсоры. 

— Примерно считали, в какую сумма вышла вся программа?

 

— Финансовую сторону я не озвучиваю. 

Алина Пекова (Фото DR)

— А возможно ли вообще подняться, не имея таких больших средств? Например, прилететь в Непал, получить обязательный платный пермит, а дальше уже как-то по минимуму?

— В спортивном стиле это возможно сделать, просто сложнее всю еду таскать, логистику организовывать, этого почти никто на восьмитысячниках сегодня не делает, потому что существует много компаний, которые предоставляют такие услуги. В спортивном стиле надо подниматься без кислорода, помощи шерпов — это рискованнее, но в мире альпинизма это ценится больше.

— У вас было коммерческое восхождение. Часто люди пишут комментарии, что на таких восхождениях вообще не надо напрягаться, там все за тебя сделают и чуть ли не поднимут тебя на вершину. Как обстоят дела на самом деле?

 

— Сегодня самый популярный восьмитысячник — это Эверест, на него около 600 человек поднимается за один сезон. Это очень много. Гора пользуется спросом, поэтому местные жители пытаются на этом заработать. Они создают самые лучшие условия и соревнуются в этом. 

Некоторым состоятельным людям важно просто подняться, и они максимально хотят облегчить вот эти условия. Многие смотрят на это и думают, что подняться на восьмитысячники легко. Но остальные горы сильно отличаются от Эвереста. Допустим, на Канченджангу около 30 человек в сезон поднимается. Когда я была на Аннапурне, тоже около 30 человек было. Это колоссальная разница. Там нет таких условий, как на Эвересте. И никакой комфорт не избавит от вероятности лавины и других рисков.

— Сколько времени вы проводили на самих вершинах? 

— По-разному. Если погода позволяет, то можно провести 15−20 минут. Иногда мы на одной вершине около 40 минут находились, потому что была погода идеальная, и мы себя хорошо чувствовали. Просто фотографировались, болтали. 

 

У меня была одна вершина в Пакистане, Нанга Парбат называется. Очень сложное восхождение, холодное, долгое. Мой партнер (шерпа. — Forbes Woman) шел без кислорода позади меня (Пекова использовала кислород с 7000 метров. — Forbes Woman). Я не стала даже его ждать: просто добралась до вершины, коснулась ее, покрутила телефоном, чтобы сделать видео, и сразу же пошла вниз. Пять минут ушло на это все. 

— Видите ли вы разницу в том, как женщины и мужчины совершают восхождения?

— Думаю, что мужчины все равно физически сильнее, чем женщины. Но я видела, что мужчины на горе чаще отступают, чем женщины. 

— 18 мая вторая россиянка, Николь Ковальчук, поднялась на свой последний восьмитысячник. Получается, уже две девушки из России завершили программу и ни один мужчина. Как думаете, почему?

 

— Сейчас такое время, когда именно в этой сфере девушки больше себя проявляют. Я уже упоминала как раз первых в своих странах польку, британку и других. Была еще моя подруга из Албании. 

— Сейчас вы поднимаетесь на все «Семь вершин» (семь самых высоких гор континентов. — Forbes Woman), осталась последняя. Чем дальше планируете заняться? 

— Недавно я была на горе-шеститысячнике Денали на Аляске. Там я настолько замерзла, что прилетела обратно и думаю, пока никуда не полечу. Столько здоровья приходится в это все вкладывать, надо точно отдохнуть. А дальше посмотрим. Хочу сделать перерыв, побыть с семьей и восстановиться.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+