К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мореплавательницы: как женщины переплывали океаны и боролись со стереотипами

Капитан парохода «Чавыча» Анна Щетинина в штурманской рубке (Фото DR)
Капитан парохода «Чавыча» Анна Щетинина в штурманской рубке (Фото DR)
В прошлом женщин на корабли почти не пускали — считалось, что их присутствие на судне приносит беду. Но, несмотря на запреты, они переплывали моря, терпя суровые условия, а иногда и скрывая свой пол. Forbes Woman рассказывает, как менялось отношение к женщинам на кораблях со Средневековья до наших дней

Сегодня женщина может стать командиром атомного авианосца, как американка Эми Бауэршмидт, или соревноваться на равных с мужчинами в парусном спорте, как олимпийская чемпионка из Бразилии Мартине Граэл. Однако равноправие в морской профессии — достижение недавнего времени. В России, например, только в 2021 году из списка запрещенных для женщин профессий исключили должности шкипера, боцмана и моряка.

В то, что «женщина на корабле — к беде», моряки верили и в средние века, и в ХХ веке. Если девушкам и удавалось попасть на борт, то в исторических хрониках предпочитали об этом умалчивать, пишет английский историк Дэвид Кордингли в книге «Мореплавательницы». 

Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Ревность корабля

Писательница Сильвия Роджерс в статье «Женская сила в море» рассказывает, что со времен Античности до ХХ века мореплаватели в Средиземноморье и Тихом океане использовали местоимение «она», говоря о кораблях, поэтому суда называли женскими именами. Моряки верили, что это принесет защиту в опасных и непредсказуемых морских путешествиях. Однако реальное присутствие женщины на борту воспринималось совсем иначе. Считалось, что сам корабль и морские духи начнут ревновать, призовут шторм или несчастье. Вместе с тем существовало поверье: если женщина на борту оголит грудь, это принесет кораблю удачу — так и возникла традиция украшать нос судна фигурами обнаженных женщин.

 

Как объясняет Сильвия Роджерс, предрассудки моряков (особенно связанные с ревностью корабля) во многом объясняются непредсказуемостью морской стихии и постоянным ощущением опасности. В таких условиях мужчинам было важно объединиться и чувствовать, что в команде есть «равные» — те, на кого можно полностью положиться в трудную минуту. Женщин же воспринимали как чужих, посторонних, тех, кто мог бы только мешать в самые критические моменты. 

Татьяна Матасова, доцент кафедры истории России до XIX века исторического факультета МГУ, объясняет отсутствие женщин на кораблях тем, что они в принципе редко покидали дом. Их главной задачей была забота о семье и хозяйстве, поэтому, например, на Руси даже жены купцов и дипломатов не сопровождали мужей в поездках. «Путешествия всегда были связаны с опасностями, а морские экспедиции — особенно. Кроме того, невовлеченность женщин в активную социальную жизнь означала, что они практически не перемещались за пределы своего дома», — отмечает Матасова. 

 

Стать паломницей или пираткой

Редким поводом отправиться в путешествие, в том числе морское, было посещение святых мест. В книге «Странствующие женщины и святые матроны» Лэй Энн Крейг рассказывает, что еще в поздней Античности (IV век н.э.) женщины отравлялись из Рима в Иерусалим — один из главных центров христианского мира. Зачастую они плыли на кораблях вместе с мужьями или в компании других женщин. Формально запрета на паломничество для женщин не было, но, как пишет Крейг, их присутствие на корабле часто воспринималось как неуместное и вызывало раздражение — мужчины-паломники порой отказывались пускать их на борт. Средневековый немецкий историк Феликс Фабри описывает случай с шестью пожилыми матронами, когда «горделивые мужчины были возмущены и заявили, что не сядут на корабль, если эти дамы будут на борту — они считали это позором». Другие паломники поддержали женщин, веря, что «их святость защитит судно», и сумели отстоять их присутствие на корабле.

Девушки знатного происхождения могли путешествовать по морю ради политического брака в другой стране — значимость такого союза перевешивала суеверные страхи, рассказывает Татьяна Матасова. Елизавете, дочери Ярослава Мудрого, пришлось плыть через Балтийское море, чтобы выйти замуж за норвежского короля Гарольда III. Племянница последнего императора Византии Константина XI София Палеолог, ставшая второй женой царя Ивана III, на пути из Рима в Москву пересекла это море в обратном направлении. 

В эпоху Великих географических открытий и расцвета мореплавания женщины стали все чаще сопровождать своих супругов в морских путешествиях. Историк Дэвид Кордингли рассказывает, что на европейских и американских торговых судах капитаны брали с собой жен, чтобы те ухаживали за больными, стирали, готовили еду и следили за порядком в личных каютах. Иногда эти женщины могли становиться главными на борту, если во время плавания умирал их муж.

 

Одним из таких примеров стала Анна Паттен, жена капитана корабля «Колесница Нептуна». В 1856 году, когда судно попало в бурю у берегов Фолклендских островов, капитан Джоршуа Паттен внезапно умер от пневмонии. Старший помощник начал настраивать команду на мятеж, но 19-летняя беременная Анна подавила волнения, заявив, что еще при жизни супруг обучил ее основам навигации. Не каждый моряк мог ориентироваться в открытом море — для этого было важно разбираться в астрономии, погодных условиях, географических картах, что простые матросы редко умели. Благодаря знаниям Анны корабль благополучно доплыл до порта в Сан-Франциско.

На военных кораблях женщины появлялись крайне редко. Только в мирное время, когда судно надолго оставалось в порту, капитанам и иногда боцманам или плотникам разрешалось подниматься на борт вместе с женами. При этом на судне могла находиться всего одна женщина, которая не имела права выходить на палубу без сопровождения мужа.

Еще один способ попасть на корабль для женщины — скрыть свое настоящее имя и пол. Один из наиболее известных подобных случаев — история Ханны Снэл. В автобиографии «Женщина-солдат, или Удивительная жизнь и приключения Ханны Снэл» она рассказывает, что родилась в английском городе Вустер в простой семье, рано потеряла родителей, вышла замуж, но после исчезновения мужа осталась одна с новорожденным ребенком. Когда ее шестимесячная дочь умерла, Снэл решила переодеться мужчиной и пойти служить на флот под именем Джеймс Грей. Ханна прослужила четыре года, участвовала в боевых действиях в Индии и была тяжело ранена во время осады Пудучерри (бывшей французской колонии). После возвращения в Англию Снэл опубликовала свою историю и стала выступать в танцевальном театре, где пела, одетая в военную форму.

Пока одни служили Короне, другие становились пиратками, как, например, Энн Бонни и Мэри Рид, о которых в XVIII веке было сложено немало легенд.

Молчаливые и незаметные

Чтобы не выдать свой пол, женщины старались выглядеть как мальчики или юноши без бороды, считает Кордингли. Форма юнги — свободная рубашка, жилет или пиджак и мешковатые брюки — скрывала женскую фигуру. А вот волосы женщины могли не прятать: мужчины на корабле часто отпускали их ниже лопаток и носили распущенными или заплетенными в косу.

 

Главные испытания для женщин, скрывающих свой пол на корабле, были связаны с естественными физиологическими потребностями. Специальных туалетов на судах практически не существовало — мужчины справляли нужду за борт. Женщинам же приходилось использовать носовую часть судна, где располагалась платформа с отверстием для подъема якоря.

Как женщины скрывали менструацию, неизвестно. Существует предположение, что из-за суровых условий у них нарушался цикл и кровотечения останавливались на время путешествия. «Согласно другой теории, моряки страдали от множества болезней и недугов, включая простатит и гонорею. Они не обращали внимание на то, что одежда одного из них могла быть испачкана кровью», — говорит Кордингли.

Портрет капитана Уильяма Дж. Массона и его семьи в салоне капитана судна Wavertree, ок. 1906 год (Фото W.J.L. Masson·South Street Seaport Museum Archives)

Паломницы хоть и не скрывали свой пол, чувствовали себя немногим лучше. Историк Лэй Энн Крейг отмечает, что в путешествиях к священным местам от них ожидали молчания и незаметности. Им запрещалось приближаться к мужчинам, нежелательным считалось даже тревожить собственных мужей. Средневековый хронист Феликс Фабри писал, что женщины-паломницы ели отдельно, на своих «маленьких» и «убогих» койках — там же, где они спали. Теснота, жара и неприятные запахи общих кают становились неизбежной частью их паломнического опыта.

В XIX веке женщины все чаще появлялись на кораблях, особенно в Великобритании, где жены офицеров нередко сопровождали мужей в длительных плаваниях. Но и для них годы, проведенные на судах, превращались в испытание: условия жизни оставались суровыми. Корабельный быт, созданный с учетом мужских нужд, редко учитывал женские потребности, делая рутину тяжелой и неудобной.

 

Жизнь жен капитанов на борту была ограничена тремя помещениями: капитанской каютой, гостиной и главной каютой, служившей столовой. По словам Дэвида Кордингли, у них был небольшой туалет, умывальник и шкафчик, а гостиную они могли обставить на свой вкус: поставить диван, кресла, ковер, повесить барометр или картину. Главным развлечением, как правило, были книги, для которых выделялось специальное сухое место.

На корабле женщина могла поговорить только с мужем, так как общение с остальными было запрещено. Изоляция и отсутствие женской компании становились настоящим испытанием. Дэвид Кордингли приводит воспоминания Эммы Макиннес: «Я плакала как ребенок, когда упустила возможность поговорить с женщиной с другого корабля». Эти чувства разделяла и Элиза Брок из Нантакета, писавшая в 1863 году в дневнике: «Это долгий, тоскливый день. Шторм. Все, что я могу делать, — читать, писать и изредка петь песню, вспоминая о доме и друзьях».

От туризма до мировых войн

К концу XIX века морские путешествия из тяжелого испытания превратились в роскошное приключение. Развитие пароходства и рост туризма сделали океаны доступными для широкой публики. Удобные каюты, изысканные рестораны и комфорт на уровне лучших отелей привлекали тысячи путешественников, среди которых было немало женщин.

Историк Эмма Робинсон-Томсетт в книге «Женщины, путешествия и идентичность» отмечает, что девушки стали неотъемлемой частью новой эпохи мореплавания. Например, в 1872 году каждые десять дней из Лондона в Нью-Йорк прибывало около 3000 женщин. Они не только наслаждались путешествием, но и вели дневники, указывая координаты судна, фиксировали погодные условия и использовали морские термины для описания маршрута.

 

Этикет и стиль стали важной частью таких поездок. Модные журналы давали рекомендации по дресс-коду и поведению на борту. «Атмосфера на корабле отличается от той, что в отеле или поезде. Здесь соблюдаются строгие традиции, близкие к придворным обычаям», — писали в книге этикета Vogue. Эти путешествия сформировали новый образ женщины — уверенной, самостоятельной и свободной исследовательницы мира.

Данута Кобылинская-Валас, первая в Польше женщина-капитан большого судоходства (Фото ZUMA·TASS)

Если в 1870-х годах морские путешествия стали доступны женщинам, то Первая и Вторая мировые войны стали поворотным моментом в их профессиональной эмансипации на судах. Когда мужчины ушли на фронт, женщины взяли на себя их роли в кораблестроении. Например, Билли Луэлла Адельс работала оператором торгового флота и прокладывала маршруты к ключевым портам, где велись бои, — японскому Иводзиме и Гуадалканалу на Соломоновских островах.

С середины XX века начался новый этап — эпоха поиска гендерного баланса и первых значимых достижений женщин в мореплавании. В 1935 году Анна Щетинина стала первой женщиной-капитаном: она повела корабль «Чавыча» из Гамбурга на Камчатку, а в 1943-м управляла транспортным пароходом «Жан Жорес». Спустя четыре года Валентина Орликова стала первой женщиной-капитаном китобойного судна «Шторм».

Сестры Муди за управлением яхтой, 1936 год (Фото Houston Yacht Club Archives)

В 1976–1978 годах Кристина Хойновская-Лискевич совершила первое одиночное кругосветное путешествие. Только через десять лет в соревнованиях по парусному спорту на Олимпийских играх начали участвовать полностью женские команды. Первое золото в 1988 году досталось американкам Линн Джуэлл и Элисон Джолли. В это же время Трейси Эдвардс возглавила первый женский экипаж в кругосветной яхтенной гонке и стала первой женщиной, получившей звание «Яхтсмен года».

 

В туристическом мореплавании появились женские круизы и экскурсионные компании, возглавляемые женщинами. В 2007 году Карин Старе-Джонсон стала первой женщиной-капитаном круизного лайнера Monarch of the Seas компании Royal Caribbean, а в 2014-м Лиза Лютофф-Перло возглавила крупную круизную компанию.

Несмотря на такие значимые шаги, для достижения гендерного баланса предстоит пройти еще большой путь (например, почти закрытой для женщин морской сферой остается военный флот). Женщины доказали, что их присутствие на корабле — больше не плохая примета.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+