К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Королевы вечеринок: как женщины становятся диджеями мирового уровня

Нина Кравиц (Фото Matt Jelonek / WireImage)
Нина Кравиц (Фото Matt Jelonek / WireImage)
Среди диджеев женщин меньше трети, и чтобы добиться признания, им нужно выступать чаще и дольше, чем мужчинам. Некоторые в начале пути берут мужские псевдонимы, чтобы избежать предвзятости. Однако примеры Пегги Гу, Нины Кравиц и других доказывают, что женский голос на вечеринках и многотысячных фестивалях тоже может быть услышан. Forbes Woman рассказывает об артистках, которые построили успешную карьеру в диджеинге

Если открыть афишу любого рейва 20-летней давности, то вероятность встретить там женское имя будет крайне мала. Диджейская культура с самого начала выглядела как закрытый мужской клуб. Долгие годы женщина у пульта воспринималась как исключение. Сцену формировали мужчины: они получали лучшие слоты для выступлений, контракты, признание. Женщинам приходилось с двойным упорством доказывать, что они не только умеют красиво двигать фейдеры (ползунки на диджейском или студийном пульте), но действительно могут управлять звуком и пускать в танец тысячи слушателей.

Но если еще в 2012 году женщины составляли всего 9% от всех участников крупных фестивалей электронной музыки — то есть на каждые 10 диджеев приходилась одна девушка, то в 2020–2021 гг. девушек уже было почти 27%. Прогресс заметен, но это все еще меньше трети.

Кроме того, у женщин в индустрии до сих пор меньше возможностей. Например, согласно исследованию музыкальной компании A2D2, женщинам приходится играть в среднем почти в два раза больше сетов, чем мужчинам, просто чтобы добиться схожего уровня узнаваемости. А количество заявок на их выступления, согласно отчету International Music Summit в 2021 году, составило всего 4% от всех запросов.

 

До сих пор, чтобы стать хедлайнерами больших фестивалей, многим женщинам приходится «пробивать» прочную стену предубеждений. Рассказываем про тех, кому это удалось.

Пегги Гу
Mark Sagliocco·Getty Images for Montblanc

Пегги Гу

Сейчас Peggy Gou — одна из самых востребованных и узнаваемых диджеев в мире. Ее трек (It Goes Like) Nanana стал международным хитом в 2023 году, вошел в Топ-40 Billboard Global 200 и собрал сотни миллионов прослушиваний на стримингах. Он звучит и на крупнейших фестивалях вроде модной Coachella (Пегги Гу выступала на нем в 2024-м), и на самых разных танцполах — от Ибицы до Сеула. 

В 14 лет Пегги уехала из Южной Кореи в Лондон, чтобы улучшить свой английский, а в 18 лет начала изучать моду в London College of Fashion. Она пробовала себя в качестве стилиста, но ее настоящим призванием стала музыка. Гу, по ее словам, проводила все выходные на танцполе, пока не получила первое диджейское предложение — после того как промоутер увидел ее фото за пультом в соцсетях (она научилась основам сведения треков еще в Корее благодаря своему другу). Она быстро стала резидентом одного из лондонских клубов, а в свободное время осваивала популярную у диджеев программу Ableton, чтобы писать собственную музыку. Учебу в колледже моды она в итоге забросила.

«Мои родители говорили: «Ты хотела заниматься модой, теперь ты хочешь заниматься музыкой, что дальше?» Я сказала им: «Дайте мне несколько лет. Если не смогу [добиться успеха], вернусь в Корею», — делилась она. 

Через несколько лет после первых выступлений в начале 2010-х Пегги Гу начала выпускать собственную музыку. Ее настоящий прорыв случился в 2023 году с (It Goes Like) Nanana, который закрепил за ней статус суперзвезды клубов и фестивалей.

Сегодня у Пегги Гу свой лейбл Gudu Records, собственный бренд одежды Kirin, миллионы подписчиков в социальных сетях и полная творческая свобода.

Нина Кравиц
Matt Jelonek·WireImage

Нина Кравиц

Нина Кравиц — первая международная техно-звезда из России. Ее узнаваемый стиль — смесь acid-техно, индастриал-техно и миксов редких треков 1990-х — принес ей мировую известность. В 2012 году она выпустила дебютный альбом Nina Kraviz, который стал отправной точкой ее карьеры.

Кравиц училась на стоматолога в Иркутске, работала радиоведущей и писала для журнала «Птюч». С детства Нина слушала рок с электронными элементами — Led Zeppelin и Pink Floyd. В подростковом возрасте ее интересы расширились до детройтского техно, психоделии, чикагского хауса, IDM, эмбиента и малоизвестных направлений электронной музыки. В середине 2000-х она переехала в Москву, где начала играть на вечеринках в клубе «Пропаганда» и быстро стала его резидентом.

Культовый статус Нине Кравиц обеспечила не только музыка, но и особая подача: рассветные сеты на необычных площадках, например на Великой Китайской стене, резкие переходы между жанрами во время выступлений, импровизация без плейлиста, непосредственность и выразительность на сцене и открытая позиция против сексизма в индустрии. Кравиц не раз говорила о недоверии, с которым сталкивалась как женщина, делающая музыку самостоятельно: «Меня не воспринимали всерьез только потому, что я женщина. Но я здесь, чтобы делать музыку, а не чтобы оправдываться».

В 2014 году она основала лейбл trip, который стал площадкой для андеграундных продюсеров из России и Восточной Европы, таких как PTU, Nikita Zabelin и Biogen. Лейбл выпускает экспериментальную электронику и техно на виниле и в цифровом формате, а визуальное оформление релизов нередко создает сама Кравиц. Сегодня она регулярно выступает в роли хедлайнера на крупнейших фестивалях по всему миру.

Элисон Вандерленд
Christopher Polk·Billboard via Getty Images

Элисон Вандерленд

Прежде чем стать известным диджеем и продюсером, австралийка Александрия «Алекс» Шоллер училась игре на виолончели, выступала с Сиднейским молодежным оркестром и играла на басу в инди-группе. Как рассказывала сама Шоллер, она часто бывала в клубах, выступая в составе групп, и стала пробовать диджеить для удовольствия. Постепенно увлечение переросло в серьезное занятие: она усердно практиковалась месяцами, чтобы научиться сводить любимые треки в полноценные диджей-сеты.

С 2008 года Вандерленд активно играла в клубах, а иногда и в необычных местах — например, выступала в складских помещениях. В 2014–2015 гг. она выпустила EP Calm Down, а в 2015 году — дебютный альбом Run. Этот альбом поднялся до шестого места в главном австралийском  музыкальном чарте ARIA. Второй альбом Awake (2018) возглавил чарт танцевальных и электронных альбомов Billboard и укрепил статус Вандерленд  как одной из самых популярных диджеев.

В документальном фильме о гендерном неравенстве в электронной музыке Underplayed (2020) есть сцена, в которой Вандерленд сидит в углу репетиционной комнаты, пытаясь сдержать слезы, — звукорежиссер-мужчина раз за разом игнорирует ее предложения. Этот эпизод отражает атмосферу недоверия и обесценивания, с которой нередко сталкиваются женщины в индустрии.

Как артистка Вандерленд не боится быть уязвимой — она смело говорит о личной борьбе с депрессией, превращая болезненный опыт в мощное эмоциональное высказывание, например в треках с альбома Awake. «Плачу в ванной, знать бы еще почему. Почему бы тебе не найти кого-то, с кем все проще?» — поет она о своем тяжелом моральном состоянии. Откровенность Элисон Вандерленд и готовность поднимать сложные темы делают ее важным голосом на сцене, способным не только заводить толпу, но и поддерживать слушателей.

Амели Ленс
Silas Tahapary·BSR Agency·Getty Images

Амели Ленс

Бельгийка Амели Ленс потеряла мать в пять лет и рано научилась быть самостоятельной. Будучи подростком, она пробовала себя в модельном бизнесе и даже заслужила звание «любимой модели Жана-Поля Готье», но вскоре поняла, что ее настоящая страсть — музыка. Ленс довольно быстро определилась с направлением — техно. В 2016 году итальянский лейбл Lyase Recordings выпустил ее дебютный трек Exhale. Вскоре на Амели обратил внимание дуэт влиятельных продюсеров и диджеев европейской техно-сцены Pan-Pot, отметив ее сосредоточенность, напор и уверенный музыкальный почерк.

До того как начать выступать и продюсировать под своим настоящим именем, Амели Ленс использовала несколько псевдонимов, включая гендерно-нейтральный Рене. Она признает, что в то время она предпочитала скрывать свой пол, чтобы ее воспринимали всерьез.

В 2018 году Амели создала лейбл Lenske, чтобы выпускать свою музыку, треки друзей и поддерживать других начинающих артистов, открывая пространство для новых голосов, в том числе и женских.

Дебора Де Лука

Дебора Де Лука

Дебора Де Лука родилась в Неаполе. Она начинала свой путь в музыкальной индустрии, работая официанткой и танцовщицей в клубах. В подростковом возрасте переехала на север Италии, после школы изучала моду, чтобы стать дизайнером, но вскоре решила полностью посвятить себя музыке. Вернувшись в Неаполь, развивала свой стиль, соединяя энергию техно с тонкими ритмическими и мелодическими переходами.

Карьера Деборы Де Лука стремительно развивалась с 2009 года, когда она начала сотрудничать с итальянским лейблом Vertikal Records. С тех пор она подписала контракты с крупными лейблами (Intec и Drumcode) и выпустила треки, которые звучали на танцполах по всему миру. Помимо студийной работы, Дебора активно выступает как диджей на международной сцене и играет в известных клубах и на фестивалях электронной музыки, включая Time Warp в Германии, BPM Festival в Мексике и Kappa Future Festival в Италии. В 2013 году Дебора Де Лука запустила свой собственный лейбл Sola_mente Records.

Более 10% своего дохода она жертвует на помощь собакам, а также строит собственный приют. Одну из своих собак Дебора назвала Ниной в честь Нины Кравиц. Как говорит сама Дебора, Нина Кравиц стала для нее примером внутренней свободы, потому что не пыталась угодить рынку, а делала то, что считала нужным, даже рискуя успехом.

Шарлотта де Витт
Alessandro Levati·Getty Images

Шарлотта де Витт

Шарлотта де Витт выросла в Бельгии и еще в подростковом возрасте увлеклась клубной культурой. В 17 лет она начала диджеить под псевдонимом Raving George, чтобы скрыть свое женское имя и избежать предвзятого отношения в мужском мире электронной сцены. Позже, когда Шарлотта почувствовала, что ее воспринимают всерьез и ей больше не нужно прятаться за мужским альтер эго, она отказалась от псевдонима.

Шарлотта быстро стала узнаваема благодаря тяжелому техно с влиянием индастриала и EBM (электронная музыка с четким ритмом). Ее живые выступления — это мрачные, насыщенные сеты, и именно такой звук она считает своим истинным голосом. 

В 2019 году она запустила собственный лейбл KNTXT, чтобы продвигать артистов со схожим звучанием и сохранить контроль над своим творчеством. Она курирует релизы, участвует в отборе артистов и сама выступает на концертах своего лейбла. Шарлотта регулярно выступает хедлайнером на главных сценах популярных фестивалей, включая Awakenings, Tomorrowland и Sonar, а в 2021 году стала первой женщиной-диджеем, сольно закрывшим главную сцену Tomorrowland. 

«Я не считаю, что обязательно должно быть строгое гендерное деление 50/50 в лайнапе, но у всех должны быть равные возможности и равные шансы, людей нужно оценивать одинаково», — говорила она в интервью.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+