Королевы вечеринок: как женщины становятся диджеями мирового уровня

Если открыть афишу любого рейва 20-летней давности, то вероятность встретить там женское имя будет крайне мала. Диджейская культура с самого начала выглядела как закрытый мужской клуб. Долгие годы женщина у пульта воспринималась как исключение. Сцену формировали мужчины: они получали лучшие слоты для выступлений, контракты, признание. Женщинам приходилось с двойным упорством доказывать, что они не только умеют красиво двигать фейдеры (ползунки на диджейском или студийном пульте), но действительно могут управлять звуком и пускать в танец тысячи слушателей.
Но если еще в 2012 году женщины составляли всего 9% от всех участников крупных фестивалей электронной музыки — то есть на каждые 10 диджеев приходилась одна девушка, то в 2020–2021 гг. девушек уже было почти 27%. Прогресс заметен, но это все еще меньше трети.
Кроме того, у женщин в индустрии до сих пор меньше возможностей. Например, согласно исследованию музыкальной компании A2D2, женщинам приходится играть в среднем почти в два раза больше сетов, чем мужчинам, просто чтобы добиться схожего уровня узнаваемости. А количество заявок на их выступления, согласно отчету International Music Summit в 2021 году, составило всего 4% от всех запросов.
До сих пор, чтобы стать хедлайнерами больших фестивалей, многим женщинам приходится «пробивать» прочную стену предубеждений. Рассказываем про тех, кому это удалось.
Пегги Гу
Сейчас Peggy Gou — одна из самых востребованных и узнаваемых диджеев в мире. Ее трек (It Goes Like) Nanana стал международным хитом в 2023 году, вошел в Топ-40 Billboard Global 200 и собрал сотни миллионов прослушиваний на стримингах. Он звучит и на крупнейших фестивалях вроде модной Coachella (Пегги Гу выступала на нем в 2024-м), и на самых разных танцполах — от Ибицы до Сеула.
В 14 лет Пегги уехала из Южной Кореи в Лондон, чтобы улучшить свой английский, а в 18 лет начала изучать моду в London College of Fashion. Она пробовала себя в качестве стилиста, но ее настоящим призванием стала музыка. Гу, по ее словам, проводила все выходные на танцполе, пока не получила первое диджейское предложение — после того как промоутер увидел ее фото за пультом в соцсетях (она научилась основам сведения треков еще в Корее благодаря своему другу). Она быстро стала резидентом одного из лондонских клубов, а в свободное время осваивала популярную у диджеев программу Ableton, чтобы писать собственную музыку. Учебу в колледже моды она в итоге забросила.
«Мои родители говорили: «Ты хотела заниматься модой, теперь ты хочешь заниматься музыкой, что дальше?» Я сказала им: «Дайте мне несколько лет. Если не смогу [добиться успеха], вернусь в Корею», — делилась она.
Через несколько лет после первых выступлений в начале 2010-х Пегги Гу начала выпускать собственную музыку. Ее настоящий прорыв случился в 2023 году с (It Goes Like) Nanana, который закрепил за ней статус суперзвезды клубов и фестивалей.
Сегодня у Пегги Гу свой лейбл Gudu Records, собственный бренд одежды Kirin, миллионы подписчиков в социальных сетях и полная творческая свобода.
Нина Кравиц
Нина Кравиц — первая международная техно-звезда из России. Ее узнаваемый стиль — смесь acid-техно, индастриал-техно и миксов редких треков 1990-х — принес ей мировую известность. В 2012 году она выпустила дебютный альбом Nina Kraviz, который стал отправной точкой ее карьеры.
Кравиц училась на стоматолога в Иркутске, работала радиоведущей и писала для журнала «Птюч». С детства Нина слушала рок с электронными элементами — Led Zeppelin и Pink Floyd. В подростковом возрасте ее интересы расширились до детройтского техно, психоделии, чикагского хауса, IDM, эмбиента и малоизвестных направлений электронной музыки. В середине 2000-х она переехала в Москву, где начала играть на вечеринках в клубе «Пропаганда» и быстро стала его резидентом.
Культовый статус Нине Кравиц обеспечила не только музыка, но и особая подача: рассветные сеты на необычных площадках, например на Великой Китайской стене, резкие переходы между жанрами во время выступлений, импровизация без плейлиста, непосредственность и выразительность на сцене и открытая позиция против сексизма в индустрии. Кравиц не раз говорила о недоверии, с которым сталкивалась как женщина, делающая музыку самостоятельно: «Меня не воспринимали всерьез только потому, что я женщина. Но я здесь, чтобы делать музыку, а не чтобы оправдываться».
В 2014 году она основала лейбл trip, который стал площадкой для андеграундных продюсеров из России и Восточной Европы, таких как PTU, Nikita Zabelin и Biogen. Лейбл выпускает экспериментальную электронику и техно на виниле и в цифровом формате, а визуальное оформление релизов нередко создает сама Кравиц. Сегодня она регулярно выступает в роли хедлайнера на крупнейших фестивалях по всему миру.
Элисон Вандерленд
Прежде чем стать известным диджеем и продюсером, австралийка Александрия «Алекс» Шоллер училась игре на виолончели, выступала с Сиднейским молодежным оркестром и играла на басу в инди-группе. Как рассказывала сама Шоллер, она часто бывала в клубах, выступая в составе групп, и стала пробовать диджеить для удовольствия. Постепенно увлечение переросло в серьезное занятие: она усердно практиковалась месяцами, чтобы научиться сводить любимые треки в полноценные диджей-сеты.
С 2008 года Вандерленд активно играла в клубах, а иногда и в необычных местах — например, выступала в складских помещениях. В 2014–2015 гг. она выпустила EP Calm Down, а в 2015 году — дебютный альбом Run. Этот альбом поднялся до шестого места в главном австралийском музыкальном чарте ARIA. Второй альбом Awake (2018) возглавил чарт танцевальных и электронных альбомов Billboard и укрепил статус Вандерленд как одной из самых популярных диджеев.
В документальном фильме о гендерном неравенстве в электронной музыке Underplayed (2020) есть сцена, в которой Вандерленд сидит в углу репетиционной комнаты, пытаясь сдержать слезы, — звукорежиссер-мужчина раз за разом игнорирует ее предложения. Этот эпизод отражает атмосферу недоверия и обесценивания, с которой нередко сталкиваются женщины в индустрии.
Как артистка Вандерленд не боится быть уязвимой — она смело говорит о личной борьбе с депрессией, превращая болезненный опыт в мощное эмоциональное высказывание, например в треках с альбома Awake. «Плачу в ванной, знать бы еще почему. Почему бы тебе не найти кого-то, с кем все проще?» — поет она о своем тяжелом моральном состоянии. Откровенность Элисон Вандерленд и готовность поднимать сложные темы делают ее важным голосом на сцене, способным не только заводить толпу, но и поддерживать слушателей.
Амели Ленс
Бельгийка Амели Ленс потеряла мать в пять лет и рано научилась быть самостоятельной. Будучи подростком, она пробовала себя в модельном бизнесе и даже заслужила звание «любимой модели Жана-Поля Готье», но вскоре поняла, что ее настоящая страсть — музыка. Ленс довольно быстро определилась с направлением — техно. В 2016 году итальянский лейбл Lyase Recordings выпустил ее дебютный трек Exhale. Вскоре на Амели обратил внимание дуэт влиятельных продюсеров и диджеев европейской техно-сцены Pan-Pot, отметив ее сосредоточенность, напор и уверенный музыкальный почерк.
До того как начать выступать и продюсировать под своим настоящим именем, Амели Ленс использовала несколько псевдонимов, включая гендерно-нейтральный Рене. Она признает, что в то время она предпочитала скрывать свой пол, чтобы ее воспринимали всерьез.
В 2018 году Амели создала лейбл Lenske, чтобы выпускать свою музыку, треки друзей и поддерживать других начинающих артистов, открывая пространство для новых голосов, в том числе и женских.
Дебора Де Лука
Дебора Де Лука родилась в Неаполе. Она начинала свой путь в музыкальной индустрии, работая официанткой и танцовщицей в клубах. В подростковом возрасте переехала на север Италии, после школы изучала моду, чтобы стать дизайнером, но вскоре решила полностью посвятить себя музыке. Вернувшись в Неаполь, развивала свой стиль, соединяя энергию техно с тонкими ритмическими и мелодическими переходами.
Карьера Деборы Де Лука стремительно развивалась с 2009 года, когда она начала сотрудничать с итальянским лейблом Vertikal Records. С тех пор она подписала контракты с крупными лейблами (Intec и Drumcode) и выпустила треки, которые звучали на танцполах по всему миру. Помимо студийной работы, Дебора активно выступает как диджей на международной сцене и играет в известных клубах и на фестивалях электронной музыки, включая Time Warp в Германии, BPM Festival в Мексике и Kappa Future Festival в Италии. В 2013 году Дебора Де Лука запустила свой собственный лейбл Sola_mente Records.
Более 10% своего дохода она жертвует на помощь собакам, а также строит собственный приют. Одну из своих собак Дебора назвала Ниной в честь Нины Кравиц. Как говорит сама Дебора, Нина Кравиц стала для нее примером внутренней свободы, потому что не пыталась угодить рынку, а делала то, что считала нужным, даже рискуя успехом.
Шарлотта де Витт
Шарлотта де Витт выросла в Бельгии и еще в подростковом возрасте увлеклась клубной культурой. В 17 лет она начала диджеить под псевдонимом Raving George, чтобы скрыть свое женское имя и избежать предвзятого отношения в мужском мире электронной сцены. Позже, когда Шарлотта почувствовала, что ее воспринимают всерьез и ей больше не нужно прятаться за мужским альтер эго, она отказалась от псевдонима.
Шарлотта быстро стала узнаваема благодаря тяжелому техно с влиянием индастриала и EBM (электронная музыка с четким ритмом). Ее живые выступления — это мрачные, насыщенные сеты, и именно такой звук она считает своим истинным голосом.
В 2019 году она запустила собственный лейбл KNTXT, чтобы продвигать артистов со схожим звучанием и сохранить контроль над своим творчеством. Она курирует релизы, участвует в отборе артистов и сама выступает на концертах своего лейбла. Шарлотта регулярно выступает хедлайнером на главных сценах популярных фестивалей, включая Awakenings, Tomorrowland и Sonar, а в 2021 году стала первой женщиной-диджеем, сольно закрывшим главную сцену Tomorrowland.
«Я не считаю, что обязательно должно быть строгое гендерное деление 50/50 в лайнапе, но у всех должны быть равные возможности и равные шансы, людей нужно оценивать одинаково», — говорила она в интервью.