Спонсор летней грусти: как Лана Дель Рей стала одной из самых влиятельных певиц мира

«Многое из того, что обо мне пишут — неправда», или история одной буквы
Вбивая в поисковике имя Ланы Дель Рей, можно найти массу фактов об одной из главных поп-артисток нашего времени. Однако в 2017 году она заявила, что многое из того, что пишут о ней в сети, неправда: «Ни о моей семье, ни о выборе, ни о моих интересах. На самом деле, я никогда не читала ничего правдивого обо мне. Это полное безумие». Тем не менее, мы можем говорить о том, что известно наверняка.
Например, что до того, как стать Ланой Дель Рей, артистка использовала другие псевдонимы. Мелодично звучащее имя породило массу домыслов: одни утверждают, что оно было позаимствовано у актрисы Ланы Тернер, другие находят в нем отсылки то к населенному пункту Марина-дель-Рей в Калифорнии, то к модели автомобиля Ford Del Rey, популярной в 1980-х–90-х. Сама артистка объясняла британскому Vogue выбор псевдонима так: «В то время я часто ездила в Майами, много говорила по-испански с друзьями с Кубы — «Лана Дель Рей» напоминала нам о гламуре побережья. Это имя звучало великолепно, когда сходило с языка».
До того, как стать Ланой Дель Рей, 18-летняя Элизабет Вулридж Грант из пригорода Нью-Йорка выступала в небольших барах под разными псевдонимами. В то время был популярен сервис MySpace, на котором начинающие артисты могли делиться своей музыкой — этим и занималась Элизабет Грант. В 2005 году под псевдонимом Мэй Джейлер она записала альбом Sirens, который был размещен на YouTube только в 2012-м. Несмотря на то, что Sirens не стал музыкальным прорывом, благодаря ему на певицу обратил внимание независимый американский лейбл 5 Points Records. Тогда, в 2007 году, исполнительница изучала философию в Фордемском университете, и владелец лейбла Дэвид Нихтерн планировал, что сразу после окончания учебы она отправится в тур.
Первой работой, записанной на лейбле, стал EP Kill Kill под именем Лиззи Грант. Мини-альбом вышел в октябре 2008 года на площадке iTunes и получил поддержку критиков и редакторов, однако через пару месяцев был удален по решению самой певицы и ее менеджера. Треки из Kill Kill вошли в следующий альбом исполнительницы — Lana Del Ray a.k.a. Lizzy Grant, который был выпущен 5 января 2010 года в цифровом виде. Однако уже в апреле 2010-го Лана Дель Рей попросила лейбл «снести» релиз и решила выкупить права на него — она объясняла это тем, что пока лейбл почти три года ждал, когда кто-то более крупный из музыкальных издательств купит альбом, она захотела сама владеть своими старыми записями. Через год артистка выпустила новый трек, с которого и началась история той самой Lana Del Rey — с Rey через «e».
Первый крупный успех
В августе 2011 года Лана Дель Рей выпустила клип на трек Video Games на своем YouTube-канале, который начал стремительно набирать обороты. В видео артистка использовала архивные видеозаписи и любительскую съемку повседневной жизни: здесь и скейтбордисты, и влюбленные парочки, и развевающийся американский флаг, и отсылки к мультфильмам. Под ностальгический видеоряд сама Лана — девушка с каштановыми волосами и пухлыми губами — низким голосом пропевает минималистичную, но трогательную мелодию. Волна романтики захватила интернет, и уже через пару месяцев Лана подписала контракт со студией Universal и ее дочерним лейблом Interscope.
Выпущенный уже в качестве официального сингла Video Games обрушил на Лану мировую славу. Она впервые попала в европейские чарты, музыкальный журнал Pitchfork в 2019-м отдал треку девятое место в списке 200 лучших песен 2010-х, а издание NME в 2014-м поместило Video Games на 87 строчку в списке 500 лучших треков всех времен.
На волне популярности сингла Лана Дель Рей объявила о выпуске альбома Born To Die. Перед большим релизом она успела выпустить несколько синглов, среди которых одноименная песня об отношениях, которая отличается от Video Games более богатой музыкальной аранжировкой и гнетущей мрачностью. В целом, аналогичный стиль прослеживается во всем альбоме артистки, за исключением нескольких треков, в которых музыка звучит легче и танцевальнее, а вокал напоминает речитатив. Среди них хиты Off The The Races, Diet Mountain Dew, National Anthem. Но даже в них Лана Дель Рей остается нуарной дивой из черно-белого кино.
Помимо бархатистого тембра, кинематографичность Ланы Дель Рей во многом связана с ее внешностью: густые накладные ресницы, объемные прически, фарфоровое лицо с плотным макияжем и вечно печальные глаза моментально стали узнаваемыми. Пока большинство артистов в 2010-х отдавали дань гламуру и носили джинсы с низкой талией, Лана была похожа на девушку из 1950-х.
Критика после выхода Born To Die не заставила себя ждать. Обозреватель New York Times Джон Караманика обвинил Лану Дель Рей в том, что ее музыка — это лишь хорошо продуманный продюсерский ход, который и принес ей успех. По его словам, «мурлыканье», тяжелые вздохи и монотонность музыки не имеют ничего общего ни с прошлыми неизданными официально работами Ланы, ни с той драмой и искренностью, которые продвигает артистка: «Ее культурный штамп уже проставлен, ее биографию не изменить. Единственный вариант — смыть краску с лица, взъерошить волосы и попробовать еще раз через несколько лет. Есть еще много других имен, чтобы выбрать, кого послушать». Тем не менее, именно альбом Born To Die принес Лане Дель Рей мировую славу, а один из его главных треков Summertime Sadness попал на шестое место в чарте Billboard Hot 100 и до сих пор остается одним из самых популярных за всю ее карьеру.
«Грэмми» и обвинения в романтизации насилия
В ноябре 2012 года Лана Дель Рей выпустила переиздание: Born To Die — The Paradise Edition, в который вошли восемь новых треков. Релиз получил положительные отзывы критиков и попал в международные чарты, обогнав оригинальный альбом. Издание Rolling Stone отметило, что в новой версии Лане удалось смешать музыкальные баллады в стиле 1950-х с современными провокационными текстами. Например, в треке Cola под минорное фортепиано звучат вульгарные сравнения запахов частей тела с ароматом кока-колы. Дель Рей не боится играть с разными эпохами и стилями, смешивая их и создавая нечто неординарное. Born To Die — The Paradise Edition привел Лану к первой номинации на «Грэмми» в категории «Лучший вокальный поп-альбом».
The Paradise Edition стал не единственной работой артистки, которая попала в списки претендентов на «Грэмми». В 2013 году Лана Дель Рей написала трек Young and Beautiful для фильма «Великий Гэтсби» режиссера База Лурмана. Депрессивные размышления о том, может ли любовь длиться вечно, привели Лану к номинации за «Лучшую песню для фильма».
До 2019 года Лана Дель Рей продолжала работать над саундтреками к фильмам: в 2014 году она написала заглавный трек Big Eyes для фильма «Большие глаза» режиссера Тима Бертона, а также перепела песню Once Upon a Dream Джека Лоуренса для фильма «Малефисента». В том же году она выпустила альбом Ultraviolence, который продолжал стиль и тематику предыдущих работ артистки, но прославился больше скандальными метафорами о грубой любви.
«He hit me and it felt like a kiss» («Он ударил меня, и это было похоже на поцелуй») — спела Лана в заглавном одноименном треке с альбома. Несмотря на то, что эта строчка отсылает к песне 1962 года группы The Crystals, слушатели и критики обвинили Лану в романтизации насилия. Более того, она часто использовала образы «подчинения» женщин мужчинам в своих песнях и клипах. Это вызвало бурные обсуждения среди сторонниц женского движения. Вскоре Лана Дель Рей окончательно их огорчила: в большом интервью изданию Fader она призналась, что феминизм ей не интересен: «Меня больше интересуют SpaceX и Tesla, что произойдет с нашими межгалактическими возможностями. Всякий раз, когда люди поднимают вопрос о феминизме, я думаю: «Боже мой, мне это просто не так уж интересно».
Однако в 2017 году Дель Рей изменила свою позицию. В интервью изданию Pitchfork она рассказала, что ей больше не нравится то, что она пела в Ultraviolence: теперь она пропускает эту строчку при исполнении трека. Более того, артистка намекнула на то, что сама пережила абьюзивные отношения. В 2020 году она вернулась к обсуждению движения за права женщин, отвечая на многочисленные упреки критиков. «Я не антифеминистка, — написала Дель Рей в соцсетях. — Просто в феминизме должно быть место для женщин, которые выглядят и ведут себя как я; женщин, которых безжалостно критикуют за то, что они остаются собой; женщин, у которых отнимают их собственные истории и голоса».
Один из лучших альбомов всех времен
После выпуска альбомов Honeymoon (2015) и Lust For Life (2017) артистка признавалась, что впала в творческий кризис, из которого ей удалось выбраться лишь в 2019 году — чтобы снова прогреметь на весь мир. Вместе с продюсером Джеком Антоноффа она выпустила альбом Norman Fucking Rockwell!, отдав дань уважения знаменитому иллюстратору журнала The Saturday Evening Post Норману Роквеллу, который изображал средний класс «идеальной» Америки. Используя нецензурное слово в названии альбома, Лана Дель Рей как бы выразила свое циничное отношение к реальности: «Вот она, американская мечта! Мы собираемся лететь на Марс, Трамп — президент, ладно». В альбоме Лана Дель Рей особенно часто упоминает географические названия и представителей массовой культуры США, а также саркастично размышляет о гордости нации: «You’re beautiful and I’m insane / We’re American-made» («Ты прекрасен, а я безумна, мы сделаны в Америке», песня Venice Bitch).
Звучание альбома было традиционным для Дель Рей, с отказом от от массивных ударных инструментов в пользу более «мягких» жанров — фолка, софт-рока, — а вот поэтическая часть словно вышла на новый уровень. Саркастические строчки, колкая ирония и точность высказываний стали главным отличием от прошлых работ исполнительницы. Издание American Songwriter увидело в этом ее «секретное оружие»: «И хотя треки не связаны в единое целое, у нее всегда есть отдельные острые строки, которые хорошо работают вне контекста».
Восторженные отзывы критиков вывели альбом в списки лучших пластинок. Например, Rolling Stone включил Norman Fucking Rockwell! в список 500 величайших альбомов всех времен (321 место), журнал Time поместил альбом на четвертое место в десятке лучших альбомов 2019 года, а New York Times — на шестое из 14 за тот же год. Занятно, что так высоко оценил пластинку тот самый Джо Караманика, который когда-то посоветовал Лане Дель Рей «попробовать снова через пару лет».
Всего через год после выпуска Norman Fucking Rockwell! Лана Дель Рей выпустила книгу Violet Bent Backwards Over the Grass («Вайолет, склонившаяся над травою») и заявила о себе как о поэтессе. Сборник стихотворений занял четвертое место в списке бестселлеров New York Times, был переведен на несколько языков, включая русский, и укрепил Лану Дель Рей в статусе одной из самых «литературных» артисток. Особый подход к текстам она использовала в работе над девятым студийным альбомом Did You Know That There’s a Tunnel Under Ocean Blvd, где впервые затронула темы материнства, семьи, о которых ранее упоминала лишь вскользь. Она обратилась к бессознательному письму.
В последние пару лет к Лане Дель Рей было приковано внимание в связи не столько с музыкой, сколько с внешностью. Пользователи соцсетей активно обсуждали изменения ее фигуры, жестко высказывались о певице и советовали похудеть. Когда же артистка вернулась в прежнюю форму, это тоже стало причиной сплетен — некоторые утверждали, что она принимает «Оземпик» для быстрого снижения веса. Во всяком случае, Дель Рей не давала комментариев на эту тему и стала реже появляться на светских мероприятиях.
Сейчас Лана Дель Рей работает над выпуском десятого альбома, который, как сообщает издание Pitchfork, будет также пропитан «американским духом», но стилистика немного поменяется. Певица пойдет по пути кантри: в последнее время этот жанр активно набирает обороты. К нему уже обращались Бейонсе в альбоме Cowboy Carter, Post Malone в лонгплее F-1 Trillion и другие. Фанаты предвкушают, что новый жанр наконец принесет 11-кратной номинантке на «Грэмми» заветную статуэтку. В любом случае, ее заслуги на сцене уже признаны даже в академической среде — в 2022 году Университет Нью-Йорка запустил курс, посвященный влиянию творчества Ланы Дель Рей на формирование музыкальной индустрии XXI века.