Художницы, заказчицы, натурщицы: как женщины влияли на искусство XX века

В музее в Нукусе (Узбекистан), созданном Игорем Витальевичем Савицким, хранится одна из лучших коллекций неофициального советского изобразительного искусства. За короткое время вряд ли возможно разобраться в огромном массиве сложнейшего материала, но один вывод кажется неоспоримым: XX век в искусстве — время женщин.
В XX веке в русское изобразительное искусство ворвались многочисленные художницы, модели, жены и подруги художников, что нередко (и, как правило, не явно) запечатлено на картинах Нукусского музея. Некоторые из этих картин привезли в Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», и их можно увидеть на выставке «Свет между мирами». Истории, стоящие за ними, переплетаются между собой, — вот некоторые из них.
Нина Симонович-Ефимова
На картине Нины Симонович-Ефимовой (1877–1948) изображена улыбающаяся брюнетка. Голова занимает все полотно, подчеркивая энергичную натуру молодой женщины. Это Мария Цетлин (в девичестве Тумаркина). Известная революционерка, состоявшая в партии эсеров, жила в эмиграции в Париже. В 1910 году Мария Соломоновна вышла замуж во второй раз — за Михаила Цетлина, человека разнообразных дарований. После Февральской революции 1917 года супруги вернулись в Москву.
Семейство Цетлиных принадлежало к предпринимательской элите Российской империи и могло себе позволить заказывать портреты знаменитым живописцам. Известно, что в 1909 году Валентин Серов написал Анну Васильевну Высоцкую, мать Михаила Цетлина. В 1910 году, когда Мария Тумаркина стала его женой, ее ростовой портрет также написал Серов.
Приехав в Москву в 1917 году, Цетлины заказали портрет Марии художнице Нине Симонович — двоюродной сестре Серова и отчасти его ученице. Разные художники, разная стилистика, другое время — портрет, который сделала Нина Симонович, оказался совсем не похож на портрет, ранее написанный Серовым. Неизвестно, почему он остался у художницы: то ли не понравился заказчикам, то ли они не смогли взять его с собой — после прихода к власти большевиков в октябре 1917 года Цетлиным пришлось срочно уехать из Москвы. Они перебрались в Париж и больше никогда не возвращались в Россию.
В 1917 году Нина Симонович вышла замуж за скульптора Ивана Ефимова и в историю отечественного искусства вошла под двойной фамилией.
Людмила Бакулина
Иван Ефимов (1878–1959) десять лет руководил скульптурной мастерской во Вхутемасе/Вхутеине. С 1922 года в течение нескольких лет у него в мастерской работала натурщицей Людмила Бакулина (1905–1989). По ее рассказам, не поступив в МГУ, Бакулина увидела объявление о приглашении на работу натурщицей во Вхутемас. Тамошняя атмосфера пробудила у нее интерес к творчеству. Она стала заниматься живописью в частной мастерской Федора Рерберга.
Во Вхутемасе Людмила Бакулина познакомилась с художником Василием Почиталовым (1902–1973), учившимся в 1924–1930 гг. в живописной мастерской у Александра Шевченко, и вышла за него замуж. После этого она оставила работу натурщицей, сопровождала мужа в творческих командировках, писала картины, участвовала в выставках. Считается, что после выставки «Художники РСФСР за 15 лет» 1932–1933 гг. Людмила Бакулина оставила занятия живописью.
Глядя на ее работу «Гуляние в парке Горького в Москве», можно ощутить атмосферу счастья, когда люди чувствуют себя частью окружающего мира. Парк культуры и отдыха, открытый в 1928 году, на многие годы стал и витриной достижений СССР, и любимым местом москвичей. В сентябре 1932 года парку было присвоено имя пролетарского писателя Алексея Горького. В это время страна отмечала 40-летие его общественной и литературной деятельности, а сам писатель собирался возвращаться из Италии в СССР.
На картине художница скомпоновала территорию парка до видимого сверху условного пространства. На первом плане изображена часть лозунга, украшавшего вход в парк: «Мы вступили в период социал…» При всей условности изображения парк легко узнается по нескольким знаковым сооружениям, сохранившимся до наших дней: это и арочный мост на границе с Нескучным садом, и ротонда на набережной Москвы-реки. Вероятно, именно наивная бескомпромиссность и привлекла Савицкого в работах Бакулиной.
Станислава Осипович
В отличие от Бакулиной, Станислава Осипович, которая тоже работала во Вхутемасе, никогда не изменяла своей профессии модели. На картине профессора Вхутемаса Александра Осьмеркина «Натурщица с зеркалом» 1924 года изображена мастерская, где на колченогом табурете сидит обнаженная натурщица — Станислава Осипович. Она кокетливо смотрится в ручное зеркальце, поправляя рукой короткие волосы. Край зеркальца обломан.
Тело женщины художник изобразил фиолетово-розовыми красками — и это не дань модному модернизму. По всей видимости, картина написана зимой, в мастерской холодно. Студенты Вхутемаса вспоминали, что в начале 1920-х зимой за ночь краски превращались в лед и утром перед занятиями их приходилось разогревать. На картине Осипович сидит спиной к натопленной печке-буржуйке, и ее кожа написана розовым там, где тело чувствует тепло.
Осипович служила моделью для многих знаменитых русских художников и скульпторов на протяжении почти 50 лет. Она с гордостью говорила: «Мое тело стоит в Лувре». В 1950-е годы художники между собой называли ее «Заслуженной натурщицей СССР». Однако поистине народную славу ей принес портрет, написанный Робертом Фальком в 1922 году. В 1962 году этот портрет, оказавшийся на выставке в Манеже в честь 30-летия МОСХа, благодаря Никите Хрущеву, разгромившему экспозицию, получил название «Обнаженная Валька». В Нукусском музее есть портрет Осипович 1960-х годов.
Мария Раубе-Горчилина
Еще одной легендой неофициальной московской сцены была художница Мария Раубе-Горчилина (1900–1979). В «Новом Иерусалиме» показывают «Портрет Горчилиной с куклой», написанный выпускником Вхутемаса Николаем Тарасовым (1896–1969). С начала 1960-х годов Мария Раубе держала «открытый дом» в коммунальной квартире в Дмитровском переулке недалеко от Большого театра. В ее салоне более десяти лет собирались представители творческих профессий, чьи взгляды отличались от общепринятых в советское время. Сюда в 1970 году в поисках вещей для своего музея впервые пришел Игорь Савицкий. Увидев на стенах квартиры несколько портретов хозяйки, написанных Николаем Тарасовым, Савицкий решил купить работы для своего музея. В результате он приобрел у родственников художника почти 800 его произведений. Так большая часть наследия Николая Тарасова оказалась в Нукусе.
В Нукусском музее хранятся более 20 портретов Раубе-Горчилиной, выполненных Тарасовым в разные годы. Ни один из них не датирован. Кроме того, в учетной документации музея некоторые из этих работ записаны как «портрет жены». Так Мария Раубе по музейным документам стала женой Николая Тарасова. В реальности отношения между ними — сюжет для романа. Судя по сохранившимся письмам, он звал ее Мусей. Вероятно, они познакомились во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1917–1918 гг. Мария Раубе стала его постоянной моделью. Однако свою личную жизнь она связала с Андреем Горчилиным (1886–1956) — известным большевиком, актером, профессионально занимавшимся скульптурой, близким другом скульптора Сергея Коненкова. Горчилин и Раубе поженились в 1919 году, а в 1921-м у них родился сын. После замужества Мария оставила занятия искусством и посвятила себя семье. О последующих годах жизни Марии Раубе-Горчилиной известно немного. По неподтвержденным данным, у нее родился второй ребенок — девочка. Однако в 1928 году произошла трагедия, дети погибли (как именно — неизвестно). Через некоторое время Мария Горчилина вернулась к активной творческой деятельности, находя в работе утешение.
Можно предположить, что «Портрет Горчилиной с куклой» был написан Тарасовым не в конце 1950-х годов, как указано в экспликации на выставке, а в конце 1920-х, вскоре после трагических событий в ее жизни. Несколько деталей на портрете косвенно указывают на эту дату: кукла как напоминание о детях; толстая книга, открытая на последних страницах; безжизненный взгляд модели, сфокусированный на невидимом предмете.
Считается, что после того, как очередной портрет Раубе-Горчилиной был отвергнут на выставке 1934 года, Николай Тарасов не выставлял больше свои работы. Однако писать любимую модель не перестал. В Нукусском музее среди созданных им портретов есть один, который, наиболее вероятно, был написан как раз в конце 1950-х — художник не скрывает возраст модели.
Николай Тарасов всю жизнь рисовал Марию Раубе-Горчилину, создавал образы-воспоминания своей музы. В свою очередь она, познакомив Савицкого с работами Тарасова, сохранила его творческое наследие в истории искусства.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора