К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Женщины в джунглях: как три исследовательницы изменили представления о приматах

Джейн Гудолл (Фото National Geographic)
Джейн Гудолл (Фото National Geographic)
Натуралистки Джейн Гудолл, Дайан Фосси и Бируте Галдикас одними из первых начали наблюдать за большими обезьянами в их естественной среде обитания. Исследовательниц объединяло знакомство, любовь к животным и научная смелость. Их работа изменила представления ученых не только о приматах, их психологии и поведении, но и о человеке. Рассказываем о женщинах, которые не просто изучали, а смогли подружиться с гориллами, шимпанзе и орангутанами

Джейн Гудолл, Дайан Фосси и Бируте Галдикас во второй половине XX века изучали приматов в их естественной среде обитания. Британско-кенийский антрополог Луис Лики, который внес большой вклад в изучение эволюции человека, выбрал этих женщин в качестве исследовательниц, потому что увидел в них неподдельный интерес к животным и ценил отсутствие у них опыта полевой работы с приматами — по его мнению, это могло помочь им быть более открытыми новому опыту. Усилиями трех женщин были зафиксированы факты, благодаря которым ученым удалось больше узнать о повадках и особенностях жизни приматов, а также их сходстве с человеком. Forbes Woman рассказывает, как Гудолл наблюдала за шимпанзе, Фосси — за горными гориллами, а Галдикас — за орангутанами

По соседству с шимпанзе

Джейн Гудолл родилась в Лондоне в 1934 году. Она не была ученой: на момент начала исследовательской работы за ее плечами были школа и курсы обучения на секретаря (позволить себе платное образование в университете она не могла). Гудолл любила животных и мечтала отправиться в Африку. «У меня [перед глазами] не было женщин-исследователей или ученых, на которых можно было бы равняться, но меня вдохновляли доктор Дулиттл, Тарзан и Маугли из «Книги джунглей» — все персонажи-мужчины. Только моя мать поддерживала мою мечту: «Тебе придется много работать, пользоваться возникающими возможностями и никогда не сдаваться», — вспоминала Гудолл.  

Ради этого девушка взяла несколько подработок — официанткой в кафе и помощницей в кинокомпании — и в 23 года отправилась в Африку, чтобы навестить друга семьи, который жил на ферме в Кении.   

 

 Именно в Африке Гудолл случайно познакомилась с Луисом Лики, который и предложил ей работу личной ассистентки. Сам антрополог в это время вместе с женой исследовал ископаемые останки в ущелье Олдувай в Танзании. Лики, впечатленный вниманием к деталям и терпеливостью Гудолл, решил предложить ей отправиться в национальный парк Гомбе-Стрим на территории современной Танзании, чтобы там она изучала шимпанзе. Отсутствие профильного образования у Гудолл не смущало Лики, даже наоборот, он посчитал это большим преимуществом, поскольку знал, что она не будет мыслить предвзято, а посмотрит на мир шимпанзе с новой стороны.  

В интервью она не раз признавалась, что, по мнению Лики, женщины лучше справлялись с наблюдением за животными. «Он сознательно выбирал женщин», — говорила Гудолл. В итоге в 1960 году, в 26 лет, Джейн Гудолл отправилась в заповедник Гомбе-Стрим на восточном берегу озера Танганьика вместе со своей матерью, поскольку местные власти не разрешали девушке оставаться без сопровождения. 

 
Фото Apic·Getty Images

Ее подход к изучению приматов и правда был неординарным. Она стала не сторонним наблюдателем, а как бы их соседом — могла просто сидеть рядом с шимпанзе и подавать фрукты, а животное в ответ пожимало ей руку. Кроме того, вопреки правилам, она давала своим подопечным имена.   

«Я ничего из этого [особенностей полевой работы] не знала, поэтому и дала шимпанзе имена — что было неуместно, ведь у них должны были быть номера. Я описала их как личностей и привела множество примеров разумного поведения и эмоций, которые были похожи на человеческие — иногда они даже были такие же, как у людей», — говорила исследовательница. Так, первого самца, которого встретила Гудолл, она назвала Дэвидом Грейбирдом. Наблюдая за ним, она заметила, что самец использует примитивные орудия, чтобы извлечь термитов из их гнезд. «Я продиралась сквозь высокую траву и вдруг увидела темную фигуру, склонившуюся над золотистым термитником. Я посмотрела в бинокль сквозь кусты и увидела, что шимпанзе стоит ко мне спиной. Я увидела, как он протянул руку, сорвал травинку и опустил ее в термитник», — вспоминала Гудолл.  

За годы экспедиции в Гомбе Гудолл зафиксировала важнейшиие наблюдения: шимпанзе всеядны, а не травоядны, и иногда даже могут охотиться, они используют примитивные орудия, такие как палки и камни, для добычи пищи и выполнения других задач, а еще сами могут изготавливать простейшие орудия.

 

В 1966 году Гудолл получила докторскую степень в Кембриджском университете. Она стала восьмым человеком в истории, которого допустили к работе над докторской диссертацией без высшего образования. Другие ученые ставили под сомнение методы Гудол и не соглашались с ее предположением о том, что у шимпанзе есть эмоции. Когда исследовательница выпустила книгу My Friends, the Wild Chimpanzees («Мои друзья — дикие шимпанзе») в 1970 году, многих удивило, что она написала языком, понятным широкой публике.

Гудолл также боролась против вырубки лесов, чтобы спасти среду обитания шимпанзе. Кроме того, она хотела улучшить условия содержания приматов в медицинских исследовательских центрах и даже создала несколько приютов для шимпанзе. В 1977 году исследовательница основала Институт Джейн Гудолл, который существует и сегодня. Основные миссии организации: спасение шимпанзе от вымирания во всем мире, защита окружающей среды, улучшение образования для девочек, информирование людей о важности сохранения природы.  

Сейчас Гудолл 91 год, она до сих пор активно путешествует по миру, ездит в приюты для шимпанзе и встречается с другими защитниками окружающей среды. В январе 2025-го в Белом доме ее наградили Президентской медалью свободы, а сейчас она снимается в сериале «Джейн» от Apple TV+.  

«Гориллы ей нравились больше, чем люди»

Американка Дайан Фосси, как и Джейн Гудолл, обожала животных с детства. Она родилась в 1932 году в Сан-Франциско, часто проводила время на ранчо и увлекалась верховой ездой. Фосси выучилась на ветеринара, но потом сменила специальность на эрготерапию, окончила колледж и работала то в больницах, то на ферме. Однако ее главной мечтой было путешествие в Африку. Чтобы воплотить это желание в жизнь, Фосси пришлось потратить все сбережения и взять кредит.  

В сентябре 1963 года она отправилась в путешествие и посетила Кению, Зимбабве, Танзанию и Конго. В Танзании познакомилась с Луисом Лики и его женой — тот рассказал ей о работе Джейн Гудолл с шимпанзе в Танзании, что очень вдохновило путешественницу. А в Конго подружилась с фотографами Аланом и Джоан Рут, которые  работали над документальным фильмом об африканских гориллах. Они взяли Фосси с собой, и впервые девушка смогла понаблюдать за приматами. «Именно их [приматов] индивидуальность в сочетании с застенчивостью в поведении стали самым захватывающим впечатлением от этой первой встречи с величайшими из человекообразных обезьян», — писала Фосси в книге «Гориллы в тумане» в 1983 году.  

 

Уже по возвращении в США, в 1966 году, девушка вновь встретилась с Луисом Лики на лекции, и он предложил ей исследовать находящихся под угрозой исчезновения горилл в горах Вирунга в Восточной Африке. Семья Лики проспонсировала поездку Фосси. В 1966 году она прилетела в столицу Кении Найроби, затем на машине отправилась в Конго, по пути заглянув к Гудолл в исследовательский центр Гомбе-Стрим в Танзании. А после из-за гражданской войны в Конго ей пришлось бежать в Руанду. 

Фото DR

Когда Фосси только начала свое исследование в Руанде, горные гориллы совершенно не шли на контакт. Она и ее команда открыли в долине исследовательский центр, и когда животные привыкли к их присутствию, то стали чувствовать себя намного свободнее. «Тогда я и не подозревала, что, установив две небольшие палатки в глуши Вирунга, я положила начало тому, что впоследствии станет всемирно известной исследовательской станцией, которую в итоге будут использовать студенты и ученые из многих стран», — вспоминала позже Фосси. 

Ей удалось подробно задокументировать, что едят гориллы, она изучала иерархию в их группах, описала случаи насилия (например, детоубийства) и внесла заметный вклад в изучение общения горилл голосом.  В 1974 году Фосси получила докторскую степень в Кембриджском университете.

Важной частью работы Фосси стала защита горилл от браконьеров. Она и ее команда патрулировали территорию, уничтожали ловушки, проводили перепись животных, а иногда и вовсе сжигали браконьерские лагеря. Подход Фосси критиковали в Руанде, он считался негуманным и чересчур жестоким. «Возможно, гориллы ей нравились больше, чем люди», — вспоминал один из ее коллег.  В декабре 1985 года, когда Фосси было 53 года, ее нашли мертвой в ее лагере в лесах Руанды. Предположительно она была убита группой браконьеров, но официальная причина смерти исследовательницы до сих пор не названа.

 

Продолжает работать основанный ею в 1967 году фонд Dian Fossey Gorilla Fund, изначально задуманный как исследовательский центр. Руанда, по данным на 2015 год, была единственной страной, где популяция горных горилл увеличивалась.   

Самое долгое исследование

Исследовательница литовского происхождения Бируте Галдикас родилась в немецком Висбадене в 1946 году, но выросла в Торонто. Еще в детстве Галдикас начала изучать эволюцию людей, и это пробудило в ней интерес к орангутанам.

В отличие от Гудолл и Фосси, Бируте в 1966 году получила степень бакалавра в сфере психологии и зоологии, а в 1969-м — степень магистра антропологии. «Когда мне было 19 лет, я сидела на занятии по психологии, и профессор как-то упомянул женщину, живущую с шимпанзе. Я поняла, что это то, чем я хочу заниматься», — вспоминала в одном из интервью Бируте Галдикас. «Я встретила [Луиса Лики] на лекции в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Я просто подошла к нему и заговорила с ним. Сказала, что хочу изучать орангутанов, и попросила его о помощи», — рассказывала исследовательница. Позже она некоторое время наблюдала за горными гориллами в Руанде и Уганде, а также познакомилась с Джейн Гудолл в Танзании.

В итоге в 1971 году Галдикас в возрасте 25 лет вместе с мужем отправилась в национальный парк Танджунгпутинг в индонезийской части острова Борнео. Перед исследовательницей стояла одна цель: найти и изучить орангутанов, на тот момент одних из наименее изученных приматов. Многие говорили Галдикас, что это невозможно, поскольку орангутаны очень скрытны, но исследовательнице удалось увидеть орангутана на берегу реки, выследить других особей и постепенно приучить животных к своему присутствию. «Была более старая самка орангутана по имени Присцилла. Мне потребовалось 15 лет, чтобы она смогла привыкнуть ко мне», — говорила Галдикас.  

 
Фото DR

Первым диким орангутаном, который полностью привык к исследовательнице, был самец Ник. Благодаря ему Галдикас выяснила, что самцы орангутанов — одиночки, которые намеренно избегают контактов с другими особями, в отличие от шимпанзе и горилл, которые, наоборот, очень социальны. Она выяснила, что дикие самки могут иметь первое потомство в возрасте от 15 до 17 лет, а самцы становятся полностью взрослыми только к 19 годам, а некоторые и вовсе созревают к 30. Документальный фильм «Король орангутанов» 2005 года рассказывают историю самого изученного орангутана по имени Кусаси, за которым наблюдала Галдикас.

«Орангутаны не являются нашими ближайшими родственниками в животном мире, но они разделяют 97% нашей ДНК, — говорила Галдикас. — Поэтому, когда мы смотрим на орангутана, мы видим существо, у которого в основном более или менее такая же ДНК, как у прародителя человекообразных обезьян, который когда-то был родным братом наших предков».  

В 1986 году Галдикас основала организацию Orangutan Foundation International, которая занимается защитой и реабилитацией этих приматов и среды их обитания. В 2021-м стала покровителем НКО Ancient Woods Foundation, сохраняющей леса в Литве. Свое любимое дело Галдикас тоже не оставляет — суммарно она изучала орангутанов дольше, чем кто-либо другой в истории.  

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+