К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как изобретательница Марион Донован облегчила жизнь миллионам матерей

Марион Донован демонстрирует Boater (Фото Smithsonian Institution)
Марион Донован демонстрирует Boater (Фото Smithsonian Institution)
Изобретателем современных одноразовых подгузников считается химик Виктор Миллс, но за несколько лет до него такую же модель предложила домохозяйка Марион Донован. Ей не удалось убедить инвесторов, что продукт, придуманный женщиной, станет успешным. Впрочем, она вывела на рынок другие свои изобретения и стала миллионершей

В 1975 году в эфире популярной в США телепередачи «Не только для женщин» изобретательница Марион Донован рассказывала об одной из своих идей: «Я обращалась к самым крупным [производителям], которые только можно себе представить, и они говорили: «Нам это не нужно. Ни одна женщина нас об этом не просила». Отвергнутая идея позже превратилась в продукт, совокупная выручка от продаж которого в 2025 году, по оценкам Statista, только в США и Китае составит $8,21 млрд и $13 млрд соответственно.

Речь об одноразовых подгузниках. И женщинам они оказались очень даже нужны.

Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Из редакции Vogue — к домашней рутине

Марион О’Брайен родилась в 1917 году. Ее отец был иммигрантом из Ирландии, который вместе со своим братом некоторое время работал в компании Томаса Эдисона, а позже изобрел станок для шлифования автомобильных шестерен и в 1906-м основал собственную компанию. К 1930 году, когда Марион было 13 лет, South Bend Lathe Works производила почти половину промышленных токарных станков в Соединенных Штатах. 

 

Мать девочки умерла, когда той было семь лет, и чтобы дочь не оставалась без присмотра, отец брал ее с собой на работу. В его мастерской она часами играла со всевозможными инструментами и уже в начальной школе создала свое первое изобретение — новый зубной порошок.

По окончании школы Марион получила степень бакалавра искусств в католическом женском колледже Розмонт и в 1939 году устроилась редактором в Vogue, позже работала в Harper's Bazaar. В 1942 году она вышла замуж за капитана Джеймса Донована и вместе с ним переехала в Коннектикут, где у них родились трое детей. Работу в глянце Марион оставила, чтобы всю себя посвятить семье. Однако материнство возродило ее детскую страсть к изобретательству.

 
Фото Lemelson Center

Повседневные обязанности домохозяйки казались Донован утомительными. Особенно ее раздражала необходимость менять детские подгузники. В начале 1940-х годов, когда родились старшие дети Марион, на рынке были в основном тканевые пеленки и трусики из резины. Первые промокали насквозь, вторые вызывали опрелости и сильно сдавливали ножки ребенка. Стоило Марион уложить дочь, как та просыпалась, — женщина не спала ночами, меняя простыни. К тому же подгузники приходилось закалывать английскими булавками. Чтобы проткнуть сложенную в несколько слоев ткань, приходилось прикладывать усилия, можно было случайно уколоть младенца. 

Спасением стала занавеска для душа, из которой Марион сшила трусики, надевавшиеся поверх тканевого подгузника. После трех лет экспериментов она создала влагонепроницаемый чехол для подгузника из парашютного нейлона с застежкой на кнопки. Они все еще не пропускали воздух, но ткань внутри отводила влагу от кожи, снижая риск опрелостей. Чтобы выпустить продукт на рынок, Марион основала компанию Donovan Enterprises. В 1949 году чехлы под торговым названием Boater — «лодочник» (потому что они «помогали малышам держаться на плаву») — появились на полках универмага Saks Fifth Avenue в Нью-Йорке. К концу первой недели продаж универмаг заказал еще одну партию — в три раза больше первой. «Нечасто случается, чтобы новинка в сфере детской одежды имела такой же мгновенный успех, как ваши Boater», — писал Адам Гимбел, президент Saks Fifth Avenue, в письме Донован.

Из нейлона и бумаги

Чехлы для подгузников Boater выпускались в четырех разных размерах и продавались по $1,95 за штуку. Они стали настоящим хитом во время послевоенного американского беби-бума (1946–1964). В 1951 году Донован получила четыре патента на свои изобретения (включая использование кнопок вместо булавок). А вскоре после этого продала Donovan Enterprises и свои патенты корпорации Keko за $1 млн (почти $10 млн в сегодняшних деньгах).

 

Продав бизнес, Донован немедленно направила свою энергию на улучшение собственного изобретения — создание одноразового подгузника, который пропускал бы воздух, удерживая влагу. 

«Мама постоянно рисовала или работала с материалами — проволокой, пластиком, нейлоном или бумагой, — вспоминала ее дочь Кристин. — У нее был кабинет над гаражом, но, честно говоря, все служило ей чертежной доской. Она много времени проводила на кухне, и там постоянно что-то готовили, помимо еды, — разогревали утюги, герметики и так далее». 

Первые одноразовые подгузники вывела на рынок компания Johnson & Johnson в 1935 году. Особенно популярными они стали в начале 1940-х, когда во время Второй мировой войны женщины массово вышли на рынок труда и потеряли возможность тратить время на стирку. Подгузники Chux состояли из трех слоев: марли, впитывающего слоя из целлюлозы и плотной бумаги, которая удерживала влагу. Но это были просто толстые трехслойные прямоугольные пеленки, которые еще нужно было обернуть вокруг тела ребенка и заколоть булавкой. Донован хотела совместить удобство модели Boater на кнопках с преимуществами материала, подходящего для одноразового использования.

Марион часами экспериментировала с разными сортами бумаги. Она обратилась к нескольким производителям целлюлозно-бумажной продукции, но представители отрасли — в первую очередь мужчины, которым вряд ли приходилось часто менять подгузники детям, — отвергли ее идею, посчитав, что продукт не окупится. Даже успех модели Boater их не убедил: они не верили, что женщины будут готовы снова и снова платить за одноразовые подгузники вместо того, чтобы один раз купить и затем постоянно стирать многоразовые.

Только после того, как в 1956 году ту же идею предложил химик компании Procter & Gamble Виктор Миллс, на рынок вышли подгузники Pampers. 

 

Сделать простые вещи еще проще

«Каждая комната в доме была лабораторией, — рассказывала позже Кристин Донован. — Повсюду были разбросаны резинки, скобы, соломинки. В детстве мы организовали сборочную линию для работы над прототипами. Она всегда делала два-три дела одновременно».

Однако порой Марион чувствовала, что ей не хватает технических знаний для реализации многочисленных идей. К тому же ее, вероятно, тяготил образ «изобретательницы-домохозяйки», о которой в одной хейтерской статье писали, что она «ничего не смыслит в науке… ее сбивает с толку любой механизм сложнее взбивалки для яиц». Спустя годы после окончания колледжа она вернулась на студенческую скамью и в 1958 году в возрасте 41 года окончила магистратуру школы архитектуры Йельского университета (признан нежелательной организацией), став одной из трех женщин на всем потоке. «Я всегда хотела быть архитектором, — говорила Донован. — Меня увлекает структура». В качестве дипломной работы она спроектировала школу, а позже, в 1980-м, сама построила себе загородный дом.

Марион Донован с Dent-a-Loop (Фото DR)

Донован искала возможности улучшить самые простые вещи. Например, придумала органайзер для шкафа, в котором можно было разместить до 30 предметов и который при этом занимал мало места. Во времена, когда люди постоянно выписывали чеки и вели бухгалтерию на бумаге, предложила совместить чековую книжку с гроссбухом. Сконструировала мыльницу, в которой не застаивалась вода. Создала приспособление, помогавшее застегивать молнию на спине. А увидев, как ее муж пытается управиться с зубной нитью, сделала продукт под названием DentaLoop — заранее расфасованные колечки из вощеной нити, которые было удобнее растягивать пальцами. 

Ее дочь Кристин Донован, которая занималась маркетинговыми исследованиями и продажами в DentaLoop, рассказывала, что Марион была готова продать права на продукт, когда в 1995 году ее муж пережил инсульт. «Мы добились большого успеха [с DentaLoop], но когда у него случился инсульт, все закончилось… После смерти мужа [в 1998 году] она была физически и духовно истощена». Марион Донован умерла четыре месяца спустя.

 

Всю свою продолжительную карьеру она активно занималась не только разработкой новых продуктов, но и проектированием производственных линий и продвижением товаров на рынке. Марион Донован совершенствовала свои идеи, переписываясь с компаниями-производителями. Кроме того, она много лет работала консультантом по разработке продукции для других компаний. В 2015 году Марион Донован была введена в Национальный зал славы изобретателей.

«У нее была потрясающая черта: столкновение с препятствием заставляло ее по-новому взглянуть на идею, — вспоминала ее дочь Кристин. — Ее философия — постоянно думай, работай, совершенствуй».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+