Муза Феллини и Висконти: самые яркие роли в карьере Клаудии Кардинале

«Я прожила более 150 жизней: проституткой, святой, романтиком, всеми женщинами, — сказала как-то Клаудия Кардинале. — И это чудесно — иметь возможность изменить себя».
Карьера Кардинале началась с конкурса красоты, после которого на нее начали обращать внимание режиссеры. При этом в ранних фильмах голос актрисы дублировали — продюсерам не нравился ее низкий тембр и акцент (Клаудия родилась и выросла в Тунисе).
К тому времени у нее уже был ребенок, которого актриса была вынуждена выдавать за младшего брата. Только спустя годы она призналась, что забеременела в результате изнасилования. В 1966 году Кардинале вышла замуж за продюсера Франко Кристальди, который, по ее словам, контролировал каждый ее шаг, запрещал ей стричься или набирать вес, а после расставания в 1970-х просил друзей и коллег по киноиндустрии не давать актрисе ролей.
Тем не менее Кардинале снималась до 80 лет. В 2002 году на Берлинском кинофестивале она была удостоена Почетного «Золотого медведя» за вклад в кинематограф.
«Рокко и его братья» (1960 год)
Rocco e i suoi fratelli
Режиссер: Лукино Висконти
Рокко (Ален Делон) вместе с четырьмя братьями и овдовевшей матерью, которая ищет лучшей жизни, переезжает в Милан к старшему брату Винченцо — тот вместе с невестой Джинеттой (Кардинале) живет в доме ее семьи. Постепенно все братья устраиваются в городе, но отношения двух из них, Рокко и Симоне (Ренато Сальватори), начинает испытывать на прочность любовный треугольник с секс-работницей Надей (Анни Жирардо).
Небольшая роль в «Рокко и его братья» стала для Кардинале одной из первых в карьере и дала импульс для дальнейших съемок у Висконти уже в главной роли.
«Красавчик Антонио» (1960 год)
Il bell’Antonio
Режиссер: Мауро Болоньини
Клаудия Кардинале играет несчастную жену Антонио Маньяно (Марчелло Мастроянни), аристократа-сицилийца, который известен своими любовными похождениями, но избегает сексуальных отношений с женой. Это порождает слухи и сплетни, которые бросают тень на честь семьи. Откровенное изображение пресыщенной сексуальной жизни богатой буржуазии (а также отождествление маскулинной гиперсексуальности с фашизмом) принесло фильму, снятому по сценарию Пьера Паоло Пазолини, скандальную известность. Описывая игру 22-летней Кардинале, один из критиков писал: «[Ее] превращение из смущенной невесты в ангела мщения — зрелище, от которого кровь стынет в жилах».
«Дофины» (1960 год)
I delfini
Режиссер: Франческо Мазелли
Психологическая и социальная драма о поколении 1950-х. «Дофины» — группа молодых людей из обеспеченных семей небольшого города на Адриатическом побережье. В стране, восстанавливающейся после Второй мировой, их жизни вращаются вокруг демонстрации социального статуса. Юная Федора (Кардинале) с восхищением наблюдает за этой компанией, в которой ее не принимают. На одной из вечеринок она знакомится с богатым и циничным Альберто де Маттеисом (Томас Милиан), которому не составляет труда соблазнить ее. Вынужденная выйти замуж за человека, который ее презирает, Федора вскоре понимает, что мир, о котором она мечтала, полон лицемерия.
«Девушка с чемоданом» (1961 год)
La ragazza con la valigia
Режиссер: Валерио Дзурлини
«У синьорины Кардинале тело и движения стандартного секс-символа, но она обладает экспрессией и возможностью передавать самые разные настроения, что дает ей широкий и провокационный эмоциональный диапазон, — написал критик New York Times в рецензии на фильм «Девушка с чемоданом» после премьеры в 1961 году. Роль певицы Аиды Дзеппони стала для актрисы прорывной, принеся ей известность.
Дзеппони едет в Парму на машине с богачом, который представился музыкальным продюсером и обещал ей помочь с карьерой, однако он бросает ее посреди дороги с одним только чемоданом. Аида не сдается и разыскивает дом бросившего ее мужчины, тот, в свою очередь, посылает младшего брата выпроводить ее. 16-летний Лоренцо (Жак Перрен), познакомившись с девушкой, жалеет ее, помогает с деньгами на ночлег и вскоре влюбляется в нее, но Аида, как позже выясняется, значительно старше него.
В 2008 году картина была включена в список «100 итальянских фильмов, которые нужно спасти» — он был создан под эгидой 65-го Венецианского кинофестиваля для сохранения кино, «изменившего коллективную память страны в период с 1942-го по 1978 год».
«Восемь с половиной» (1963 год)
Otto e mezzo
Режиссер: Федерико Феллини
Известный режиссер Гвидо Ансельми (Марчелло Мастрояни) никак не может начать съемки научно-фантастического фильма, на который студия уже потратила огромные деньги. Его одолевают сомнения, образ будущей картины не складывается в голове, а неурядицы в личной жизни только добавляют проблем.
Кардинале здесь играет в каком-то смысле саму себя — блистательную кинозвезду, которая помогает режиссеру нащупать выход из творческого кризиса. «Феллини говорил мне, что я его муза, что я вдохновляю его», — вспоминала она позже в интервью. — То, что я говорю в фильме — это импровизация. И в этих сценах со мной разговаривал Федерико. Марчелло сидел рядом с ним и повторял его слова».
Картина получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Леопард» (1963 год)
Il Gattopardo
Режиссер: Лукино Висконти
В фильмах «Восемь с половиной» и «Леопард» Клаудия Кардинале снималась одновременно. Феллини хотел видеть ее блондинкой, Висконти — брюнеткой, и она перекрашивала волосы по несколько раз в неделю. Если первый обходился без сценария, то съемки у второго напоминали работу над спектаклем.
«Леопард» — историческая драма об эпохе рисорджименто, закончившейся объединением страны. После падения Королевства обеих Сицилий под натиском отрядов Гарибальди в 1861 году мир, к которому привык князь Салина по прозвищу Леопард (Берт Ланкастер), рушится. Новыми хозяевами жизни становятся буржуа, для которых деньги важнее представлений о чести. Пока князь занимает позицию наблюдателя, его племянник (Ален Делон) делает все возможное, чтобы укрепить свое положение, — в том числе женится на дочери нового мэра Палермо, Анджелике (Кардинале).
Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 1963 году.
«Туманные звезды Большой Медведицы» (1965 год)
Vaghe stelle dell’orsa…
Режиссер: Лукино Висконти
Режиссер перенес древнегреческий миф об Электре, ставшей свидетельницей убийства отца матерью и ее любовником, в Италию XX века. Сандра (Клаудия Кардинале) вместе с мужем-американцем приезжает в ее родной город в Тоскане на церемонию чествования ее отца, который погиб в Освенциме. В его трагической участи она считает виновными мать и отчима. Последний, в свою очередь, обвиняет Сандру и ее брата Джанни (Жан Сорель) в инцесте — Джанни тоже приезжает в дом детства, где пишет автобиографию под названием «Туманные звезды Большой Медведицы». Воссоединение родственников превращается в поток откровений о тайнах семьи итальянских аристократов.
«Однажды на Диком Западе» (1968 год)
C'era una volta il West
Режиссер: Серджо Леоне
Спагетти-вестерн, над сценарием которого Серджо Леоне работал совместно с Бернардо Бертолуччи и Дарио Ардженто. Клаудия Кардинале играет Джилл, молодую вдову, чей муж стал жертвой разборок из-за земельного участка, по которому должна пройти железная дорога. Хотя судьбу участка решают в итоге мужчины, героиня Кардинале не похожа на «деву в беде» — она борется за свое наследство в жестоком мире Дикого Запада и в конце концов строит железнодорожную станцию, которая станет источником процветания для небольшого городка.
«День совы» (1968 год)
Il giorno della civetta
Режиссер: Дамиано Дамиани
Фильм Дамиано Дамиани основан на одноименном романе итальянского писателя Леонардо Шаша, героями книг которого часто становилась сицилийская мафия.
Клаудия Кардинале в «Дне совы» играет Розу Николози, жену рабочего, который стал единственным свидетелем убийства водителя грузовика неподалеку от их дома. Муж Розы пропадает, и его исчезновение вместе с убийством расследует капитан Беллоди (Франко Неро), который выходит на влиятельного главу местной мафии, дона Мариано. Приспешники Мариано распространяют слух, что преступление совершил муж Розы из-за ревности: якобы она изменила ему с убитым. Расследование затягивается из-за того, что местные не готовы отвечать на расспросы Беллоди, опасаясь гнева мафии, поэтому капитан вынужден идти на все, вплоть до подлога, чтобы выяснить правду.
За игру в «Дне совы» Клаудия Кардинале получила приз итальянской национальной кинопремии «Давид ди Донателло» за лучшую женскую роль.
«Красная палатка» (1969 год)
Режиссер: Михаил Калатозов
Картина Михаила Калатозова основана на реальной истории спасения участников экспедиции на дирижабле «Италия». В мае 1928 года экипаж под руководством Умберто Нобиле отправился в полет над Северным полюсом, но потерпел крушение. Выжившие исследователи ожидали помощи в лагере на льду, который прозвали «Красная палатка». Для их вызволения было организовано несколько экспедиций, последних членов экипажа спас в июле 1928-го ледокол «Красин».
По сюжету совместного советско-британско-итальянского фильма, Нобиле (Питер Финч) спустя 40 лет после трагедии вспоминает всех, кого подверг опасности в ходе экспедиции, чтобы они предали его «моральному» суду. Клаудия Кардинале играет медсестру Валерию, возлюбленную в метеоролога Финна Мальмгрена (Эдуард Марцевич), погибшего во льдах Арктики, и выступает одной из «судей» терзаемого чувством вины Нобиле.
В 1972 году «Красная палатка» была номинирована на «Золотой глобус» как «лучший иностранный фильм на английском языке».
