Как Надежда Крупская призывала к гендерному равенству и меняла систему образования

О том, как курсистка-дворянка превратилась в борца с царской властью, Надежда Крупская написала сама в воспоминаниях. Во время летней подработки на ферме она без устали читала «Капитал» Карла Маркса. Этот философско-экономический труд в сочетании с непростыми жизненными условиями самой будущей революционерки произвел на нее неизгладимое впечатление.
Крупская родилась в Санкт-Петербурге в феврале 1869 года в семье небогатого дворянина и гувернантки. Девушка получила образование в женской гимназии и, желая стать учительницей, в 1889 году поступила на историко-филологическое отделение Бестужевских курсов. После смерти отца Надежда с матерью стали жить еще беднее. Об этом сохранились воспоминания однокурсницы будущей революционерки: «Тихая была жизнь у Крупских, тусклая. В тесной, из трех комнат квартирке пахло луком, капустой, пирогами. В кухне стояла кухаркина кровать, покрытая красным кумачовым одеялом… Я удивлялась, как могут они с матерью существовать в такой тесноте».
Курсы Надежда не закончила — ушла с них, увлекшись марксизмом: в начале 1890-х она вступила в социал-демократические кружки, прочитала «Капитал» и прониклась идеей рабочего движения. С 1891-го она преподавала в Петербургской вечерней воскресной школе для взрослых. Спустя несколько лет, в 1894-м, на одном из заседаний революционного кружка Крупская познакомилась с другим подпольщиком с партийным прозвищем «Старик». Этим человеком был ее будущий муж и основатель советского государства Владимир Ленин. Масштаб его личности заслонил фигуру Надежды Крупской — для многих она так и осталась всего лишь «соратницей вождя». Но у нее были и собственные идеи.
Освобождение женщин
Под псевдонимом «К. Саблина» Крупская в 1899-м написала брошюру «Женщина-работница» о положении представительниц пролетариата в царской России. Работа была опубликована в 1901-м, уже в эмиграции, куда Крупская отправилась после ссылки, в которой находилась с 1896-го.
Крупская обращала внимание на то, что трудящейся женщине тяжело еще и потому, что она находится в зависимом положении в семье: в случае замужества переходит из-под власти отца во власть мужа, который может оказаться домашним тираном, а уйти она не в силах, потому что «он имеет право не дать ей паспорта и отовсюду вытребовать ее по этапу». Поэтому, как ни тяжелы работа на производстве и любой другой оплачиваемый труд, они помогают обрести финансовую независимость от мужчины, подчеркивала Крупская. В брошюре она также высказывалась в поддержку женщин, занимающихся проституцией, — ведь они вынуждены идти на это потому, что заработка на фабриках им не хватает на жизнь. По мнению Крупской, освободить женщину должна была победа пролетариата.
Для прицельной работы с женщинами в сентябре 1919 года в партии при содействии других видных активисток Инессы Арманд и Александры Коллонтай был создан Женотдел ЦК ВКП(б). Новый орган занимался ликвидацией безграмотности, политической пропагандой среди женщин, заботой о детях-сиротах. Крупская была заметной участницей этой организации, отличившись именно в публицистике и пропаганде. Еще в 1914-м она стала одной из инициаторов и участниц заграничной редколлегии издания «Работница». В журнале из номера в номер освещались проблемы женского рабочего движения, но со временем в нем также появлялись статьи, посвященные воспитанию детей и домоводству.
Дать возможность работать
Вернувшись в Россию из эмиграции весной 1917 года, она опубликовала статью «Школьная муниципальная программа», в которой заявила о необходимости создать систему яслей: «...городское самоуправление должно озаботиться устройством возможно большего числа бесплатных яслей и материнских школ (аналог детских садов. — Forbes Woman) для детей дошкольного возраста».
Крупская понимала, что «женский» вопрос непосредственно связан с «детским». Женщина может стать более независимой при условии поддержки материнства со стороны государства и наличия возможности оставить ребенка под присмотром. «Надо, чтобы государство не только бы заботилось о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать. Это облегчило бы женщине до чрезвычайности ее положение, поставило бы ее на деле в равные условия с мужчиной», — писала Крупская в статье 1920 года. В ней же Крупская настаивала на праве женщины распоряжаться своим телом: она считала, что необходимо легализовать аборты. Это произошло в том же году.
В России к тому времени уже существовали детские сады, но рабочим они не были доступны. В 1927-м Крупская организовывала для них детские сады в Выборгском районе Петрограда. Она полагалась на западный опыт: изучила пример Роберта Оуэна, который открыл первый детский сад в 1816 году в Шотландии. Развивалась и система яслей — например, с 1928 по 1932 год число мест в них выросло с 31 955 до почти 200 000.
В декабре 1917 года под руководством Крупской в Наркомате просвещения был создан внешкольный отдел. Его задачей стало проведение ликбеза (ликвидации безграмотности) — согласно декрету 1919 года, чтению и письму должны были обучаться все граждане от восьми до 50 лет. Неграмотные шли на занятия под страхом уголовного наказания. К 1917-му читать и писать умели 43% населения, хуже всего дело обстояло среди сельских женщин — среди них грамотных было всего 23%. К 1926 году эти показатели выросли до 56,6 и 35,4% соответственно.
Дети, пропаганда и цензура
Еще в 1911 году в статье «Совместное обучение», опубликованной в журнале «Русская школа», Крупская высказала идею, что женщины должны иметь равный с мужчинами доступ к образованию, как к начальному, так и к высшему, а обучение в школе должно быть совместным. После революции она задумалась, как преобразовать школьную систему в соответствии с советской идеологией. Новая школа должна была быть противопоставлена «буржуазной» — той, что была в царской России. Детям, например, преподавали историю революции. «Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста», — заявляла Крупская. В 1920-е годы применялся позаимствованный из США «проектный метод» — школьники коллективно выполняли различные практические задания, — но выяснилось, что при таком подходе у них остаются серьезные пробелы в теоретических знаниях, поэтому от этой системы в 1930-х было решено отказаться.
Крупская вообще много изучала различные западные системы образования. В ноябре 1921 года она представила доклад «О бойскаутизме», в котором настоятельно советовала учредить детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». В мае 1922 года было принято решение о повсеместном создании отрядов «советских бойскаутов». Назвать их пионерами было идеей другого партийного деятеля.
Пионеры переняли у скаутов организационную структуру и некоторые внешние атрибуты: призыв «Будь готов!», галстуки. Крупская не скрывала главного идеологического мотива создания этой организации: «В капиталистических странах буржуазия старается всячески влиять на подростков, чтобы воспитать из них себе покорных, преданных слуг. Старается буржуазия повлиять на детей, организуя их досуг, организуя особые детские организации… В январе 1922 г. я написала письмо комсомолу, что он должен взять под свою заботу, поставить под свое влияние наших ребят-подростков, помочь им организоваться, растить из них себе хорошую, крепкую смену».
Став в 1920-м председателем Главполитпросвета при Наркомпросе, Крупская составила «список запрещенных книг» — эти издания нужно было изъять из всех библиотечных фондов. В список «агентов буржуазной пропаганды» попал целый ряд авторов: Платон, Шопенгауэр, Декарт, Кант, Лесков, а позже, например, Чуковский. В статье «О «Крокодиле» Чуковского» Крупская назвала творчество детского поэта «мутью», которую «ребятам нашим давать не надо…». Спустя год, в декабре 1929-го, в «Литературной газете» Чуковский опубликовал письмо, в котором отрекался от своего творчества.
После Ленина
Когда в 1924 году Ленин умер, политическое влияние Крупской оказалось под угрозой. На XIV съезде партии в декабре 1925 года она публично выступила против Сталина, раскритиковав то, как принимаются решения в партии. «Большинство не должно упиваться тем, что оно — большинство, а беспристрастно искать верное решение», — говорила она. На Крупскую обрушилась критика, в числе прочего ее обвиняли в том, что она вместе с другими оппозиционерами (Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым) собирается сбить партию «с ленинских рельс». Сам Сталин назвал речь вдовы Ленина чушью.
Нападали на нее и за написание мемуаров, подрывавших некоторые пропагандистские мифы, а порой выставлявших в дурном свете соратников Ленина. В конце концов Крупская заявила, что уедет в эмиграцию в Англию, о чем даже писала The Sunday Times. В Кремле этому поначалу не придали значения, однако вскоре Сталина убедили, что слухи об отъезде вдовы Ленина выставляют советскую власть в негативном свете. В итоге газете The Manchester Guardian был передан официальный комментарий, в котором утверждалось, что Крупской ничего не угрожает на родине, и подчеркивалось, что она даже «не политик в прямом смысле слова».
В 1929 году Крупскую назначили заместителем наркома просвещения. Однако совсем скоро, в 1930-е, она была отстранена от работы в том числе из-за начавшихся проблем со здоровьем. В 1936 году Крупской присудили почетную степень доктора педагогических наук. Спустя три года, в 1939-м, на следующий день после 70-летнего юбилея она умерла.
Начинавшая простой учительницей в вечерней школе, Крупская изменила жизнь миллионов людей. Одни благодаря ей смогли получить образование, другие лишились возможности свободно искать информацию в попавших под запрет книгах. Одни обрели свободу работать и зарабатывать, другие подверглись травле и едва не лишились профессии. Крупская верила в правильность взятого партией курса, но стоило ей выступить с его критикой, она оказалась на обочине.
