
«Забавная мордашка» (1957)
Funny Face
Режиссер: Стэнли Донен
Редактор модного журнала Мэгги Прескотт и фотограф Дик Эйвери ищут новое лицо, которое изменит представление о женской красоте. Они хотят показать героиню не просто красивой, а умной, живой, настоящей. В поисках вдохновения они оказываются в маленьком книжном магазине, где встречают продавщицу Джо (Одри Хепберн). Ее естественность и необычное обаяние поражают Дика — он убежден, что нашел новую икону моды. Джо поначалу считает их чудаками, но соглашается отправиться на съемки в Париж, где случайно получает шанс изменить не только свою жизнь, но и саму моду.
Сегодня романтический мюзикл, в создании которого приняли участие дизайнер Юбер Живанши и модный фотограф Ричард Аведон, выглядит коллекцией клише. Здесь и превращение застенчивой продавщицы в звезду подиума, и роман молодой женщины с мужчиной на 30 лет старше. Но в историю моды фильм, несомненно, вошел: во-первых, закрепив сотрудничество Хепберн и Живанши, которое продолжалось затем долгие годы; во-вторых, подарив миру образ, в котором щеголяет главная героиня, — черные брюки-дудочки, черная водолазка и лоферы. Придуманный художницей по костюмам Эдит Хэд как символ «анти-моды» (так Джо одевается до того, как попадет на подиум), он стал культовым, показав, что, для того чтобы выглядеть стильно, женщине не обязательно надевать платья и каблуки.
«Дьявол носит Prada» (2006)
The Devil Wears Prada
Режиссер: Дэвид Френкель
Фильм Дэвида Френкеля стал самой цитируемой историей о мире моды и о том, как выжить в нем женщине. Молодая журналистка Энди Сакс (Энн Хэтэуэй) устраивается ассистенткой к легендарной Миранде Пристли (Мэрил Стрип) — главному редактору модного журнала «Подиум», прототипом которой называют Анну Винтур. Год рядом с Мирандой обещает Энди билет в большую журналистику, но оказывается испытанием не только профессиональным, но и личным.
Миранда Пристли не просто «строгая начальница», а символ женской власти, которой в обществе не прощают ни требовательности, ни силы. Фильм показывает, какой ценой женщина удерживает лидерство в индустрии, где внешняя глянцевость скрывает ежедневный стресс, конкуренцию и одиночество. Энди, в свою очередь, учится отстаивать свои границы — даже перед кумиром.
Фильм стал настоящим хитом проката в 2006 году и завоевал культовый статус, заставляя фанатов гадать, кто же истинный «дьявол»: жестокая Миранда Пристли, оппортунистка Энди, ее себялюбивый бойфренд Нейт или же издатели, стравливающие женщин друг против друга в борьбе за место под солнцем?
В июне 2024 года стало известно о подготовке сиквела фильма, в котором сюжет уже будет фокусироваться на Миранде Пристли, отчаянно пытающейся сохранить карьеру в эпоху упадка бумажных медиа.
«Джиа» (1998)
Gia
Режиссер: Майкл Кристофер
Фильм, рассказывающий трагическую историю одной из первых супермоделей Джии Каранджи, честно говорит о цене славы для женщин. В 1977 году девушка из Филадельфии приехала в Нью-Йорк, чтобы стать моделью, и за считанные месяцы превратилась в икону. Джиа (Анджелина Джоли) не была «удобной» — она дерзила, не следовала правилам, была слишком живой для мира, где от женщин ждут идеальности и покорности. Но взлет был недолгим — за ним последовали одиночество, зависимость и СПИД, о котором в 1990-е еще говорили шепотом.
Изначально Анджелина Джоли не хотела соглашаться на роль в фильме — история Джии была слишком похожа на ее собственную. Актриса тоже была моделью в 14 лет и на своем опыте прочувствовала, как жестоко этот бизнес обходится с молодыми девушками. После успеха фильма ей хотелось оставить актерскую карьеру: Джоли была уверена, что сыграла Джию слишком откровенно и чувствовала себя уязвимой. Самым важным в этом персонаже для нее были тяга к любви и одиночество.
«Коко до Шанель» (2009)
Coco avant Chanel
Режиссер: Энн Фонтейн
История Коко Шанель — не просто биография женщины, создавшей моду XX века, а хроника освобождения. Энн Фонтейн показывает Габриэль Шанель (Одри Тоту) не легендой, а живым человеком — упрямой, замкнутой, готовой выживать в мире, где женщинам отводят роль украшения.
Из сиротского приюта — на сцену кафешантана, из провинции — в столицу, из содержанки — в профессионала зарождающейся индустрии и хозяйку компании собственного имени. Шанель рано поняла: зависеть от мужчины — значит снова оказаться в клетке. Вместо этого она выбрала свободу, которой добилась благодаря таланту и дисциплине.
Фильм показывает, как из уязвимости рождается сила: Коко отказывается от корсетов и украшений, освобождает женское тело, делает комфорт новым символом элегантности. В финале, когда зрелая Шанель наблюдает за показом своих коллекций, становится ясно, что всю жизнь она не просто создавала модные коллекции, а раз за разом заявляла о праве женщины быть собой, даже если весь мир против.
«Неоновый демон» (2016)
The Neon Demon
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
16-летняя Джесси (Эль Фаннинг) приезжает в Лос-Анджелес, мечтая стать моделью. Но оказывается, что успех на подиуме зависит не от таланта, а от готовности жертвовать собой: здесь женщины соперничают не только за внимание, но и за право не превращаться в объект.
Режиссер Николас Виндинг Рефн превращает яркие цвета, неоновый свет и сюрреалистические образы в визуальный язык ужаса. Джесси, начинающая модель с «ангельской» внешностью, становится жертвой системы, в которой красота и хищничество неразделимы. Фильм становится размышлением о том, как индустрия, созданная, казалось бы, в первую очередь для женщин, работает против них.
«Круэлла» (2021)
Cruella
Режиссер: Крейг Гиллеспи
Эстелла (Эмма Стоун) мечтает о карьере дизайнера, но вынуждена мыть туалеты в универмаге. Когда она знакомится с Баронессой фон Хеллман (Эмма Томпсон) — представительницей высокой, элитарной моды — между ними начинается война идей. Баронесса стремится к власти и контролю, Круэлла — воплощение протеста.
Модный критик Ванесса Фридман в колонке для The New York Times критиковала ленту за демонизацию модной индустрии: «С тех пор, как появились фильмы о моде, этот мир изображался позолоченной выгребной ямой, полной карикатурных персонажей, злобы, а порой и преступлений, с извращенной системой ценностей». Но интересно, что, в отличие от классических историй о «злодейках», в конце этого фильма героиня не наказана за амбиции (хотя и теряет симпатии близких друзей).
Кроме того, «Круэлла» напоминает, что мода рождается не только в ателье, но и на улицах. Как говорила дизайнер Мэри Куант о мини-юбках, создание которых ей часто приписывали: «Их придумали обычные девчонки с Кингз роуд». Примерно так о создании образов Круэллы рассказывала художница по костюмам Дженни Беван: Лондон 1970-х, в котором происходит действие фильма, — город ее юности. В качестве референсов она также называет дизайнера Вивьен Вествуд и немецкую певицу Нину Хаген.
