Развод, материнство и потеря близких: семь разноплановых женских стендап-концертов

Роузбад Бэйкер «Материнская жила»
Rosebud Baker, The Mother Lode
«Когда я забеременела, я совершила ошибку новичка и побежала всем рассказывать об этом. А потом у меня случился выкидыш, а об этом никто не говорит, так что было трудно сообщать эту новость. И поздравительные открытки для этого не делают», — горько шутит Роузбад Бэйкер. Ее концерт посвящен материнству. Он состоит из двух частей: в первой она беременна, а во второй в той же локации и почти в том же образе делится впечатлениями от жизни с дочерью спустя год после родов.
Бэйкер смело говорит о чувствительных для миллионов женщин темах: тяжелой беременности, дорогой заморозке яйцеклеток и ЭКО, послеродовой депрессии. Свой спешл она назвала Mother Lode (англ. «материнская жила», геологический термин для обозначения крупной жилы с драгоценными металлами) — это одновременно популярный чит-код в компьютерных играх, позволяющий получить игровые деньги, и метафора неисчерпаемого ресурса.
Написать именно такой стендап Бэйкер решила после того, как поделилась в соцсетях тем, что у нее дважды случился выкидыш. Получив множество личных сообщений от людей, переживших подобный опыт, она решила, что странно, что этой теме уделяется так мало внимания.
Камерон Эспозито «Четыре таблетки»
Cameron Esposito, Four Pills
Актриса и комедиантка Камерон Эспозито ничего не знала о биполярном расстройстве до того, как ей поставили такой диагноз — случилось это только в 40 лет. У нее было очень много вопросов о том, как проявляется это заболевание и как можно сгладить его симптомы. Свой стендап-концерт Эспозито посвятила тому, чтобы рассказать другим людям о биполярном расстройстве, о взлетах и падениях, которые случились в ее жизни из-за него. Она выбрала название «Четыре таблетки», потому что лечение, которое ей предложили врачи, как раз состоит из четырех препаратов, принимаемых ежедневно, — они помогают стабилизировать состояние и сдерживать скачки настроения.
У Эспозито получился одновременно честный и смешной рассказ о ментальном расстройстве, которое все еще стигматизировано в обществе. «Я надеюсь, что посмотрев стендап, вы на собственном опыте поймете, что такое биполярное расстройство. Я пытаюсь сделать фокус: когда вы смотрите концерт, вы чувствуете, будто вы в моем мозге», — говорит комик.
Ярослава Тринадцатко «Медведь»
Комик Ярослава Тринадцатко в своем концерте «Медведь» говорит о взрослении и страхах. Она в 34 года задумывается о ребенке, но боится, что у нее уже недостаточно сил для того, чтобы посвятить себя его воспитанию, переживает, что недостаточно эмпатична, потому что рано потеряла мать, и не знает, как неумение проживать эмоции скажется на детях. «Мне кажется, предыдущее поколение предпочитало свои эмоции консервировать и мариновать, с огурцами и патиссонами в банки запихивать. Знаете, почему эти банки взрывались? Не потому что их плохо обработали, а потому что это были банки с гневом», — шутит Тринадцатко. Кстати, уже после выхода концерта она стала матерью.
Говорит она и о насилии в отношении детей — как физическом, так и психологическом, — и о страхе смерти, который является во снах в виде медведя и мешает делать привычные вещи вроде «катания на самокате или поездок в такси «эконом».
Эли Вонг «Одинокая женщина»
Ali Wong, Single Lady
Комедиантка Эли Вонг спустя два года после развода записала концерт, в котором решила поговорить о расставаниях, браке и построении новых отношений. При этом она избегает стереотипа о том, что после развода жизнь женщины заканчивается. Наоборот, Вонг провозглашает, что «40 лет — лучшее время для развода», потому что можно встречаться как с 25-летними, так и с 55-летними. «Если ты хочешь быть моим бойфрендом, ты должен быть отцом в разводе. Потому что я хочу мужчину, на которого уже кричали», — шутит комедиантка. Она рассказывает о дейтинге после развода, сравнивает расставание с надоевшим партнером с отказом от буррито, когда уже наелась, и размышляет о том, как по-разному 20-летние и 40-летние женщины воспринимают ранимых мужчин.
Айна Мусина: «40 намного лучше»
Комик из Казахстана Айна Мусина в своем стендап-концерте оглядывается назад и проводит параллель между собой в настоящем и в прошлом. Ей 40 лет, она купила внедорожник, а рядом с ней парень младше. При этом когда-то она ездила на велосипеде втроем с братом и отцом, работала бухгалтером, а не выступала на сцене, и находилась в браке, который нельзя было назвать счастливым. По казахским традициям, мужчина приводит невесту в дом своих родителей, и невеста подчиняется свекрови. «Мы хотим в армии победить дедовщину, — мы даже в семьях ее не можем победить. В армии хотя бы знаешь срок — один год. А в семье что делать? Ты просто живешь и надеешься, что она не долгожитель», — шутит об этом Мусина. И благодарит своего мужа, с которым развелась, потому что если бы не его лень, она бы вряд ли добилась успеха: «За каждой великой женщиной лежит мужик на диване».
«40 намного лучше» — это яркий автопортрет одной женщины, которая успевает не только поделиться историями из своей жизни, но и обратить внимание на проблемы, которые знакомы каждой.
Юлия Ахмедова «Лично»
В стендап-концерте под названием «Лично» Юлия Ахмедова действительно делится личным, рассказывая о своей жизни, работе, партнерах. Но этот рассказ прерывается размышлениями о сложностях, с которыми сталкиваются разные женщины: от «третьей смены» — времени, затрачиваемого на бьюти-рутину, чтобы соответствовать ожиданиям мужчин, до игнорирования проблемы насилия правоохранителями.
Отдельный блок комик посвящает разговору о менструальной бедности — когда женщины не могут позволить себе базовые средства личной гигиены. Шутит она и о стигме, которая до сих пор мешает женщинам открыто говорить о естественных процессах в их организме: «Передача прокладки происходит незаметнее, чем передача наркотиков».
Сара Сильверман «Посмертное»
Sarah Silverman, PostMortem
Отец и мачеха актрисы и комедиантки Сары Сильверман умерли с разницей в девять дней. «Я записала стендап о том, как они умирали. Мне выпало счастье обожать моих родителей. Они заходили в гости каждое воскресенье, и это был мой любимый день недели», — рассказала она о выборе темы для своего нового концерта. Таким образом она решила попрощаться со своими родными.
Спустя год после их ухода она с юмором рассказывает о том, как ее отец, толком не умея пользоваться смартфоном, звонил ей с автомойки, как он в 1970-х познакомился в кафе с человеком, который «изобрел имитацию крабового мяса», и почему он не любил богачей, а они — его.
