К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Быт бывших рабов, бедуинок и шерпов: что исследовали женщины-антропологи

Нэнси Шепер-Хьюз (слева) (Фото DR)
Нэнси Шепер-Хьюз (слева) (Фото DR)
Forbes Woman рассказывает о женщинах-ученых, которые внесли вклад в мировую антропологию. Они не просто наблюдали за жизнью разных сообществ, но и неизменно обращали внимание на то, чем женский опыт отличается от мужского. Материнская любовь в бразильских фавелах, поэзия бедуинок, отношение к возрасту у пожилых евреек, — все это может стать объектом изучения и помочь нам больше узнать о самих себе
Зора Нил Хёрстон: фольклор чернокожего населения США
Carl Van Vechten·Wikipedia

Зора Нил Хёрстон: фольклор чернокожего населения США

Зора Нил Хёрстон родилась в семье бывших рабов, и в дальнейшем ее исследования были связаны с прошлым ее семьи. После окончания женского колледжа Барнард при Колумбийском университете в 1928-м со степенью бакалавра в области антропологии она изучала то, как афроамериканские культура и фольклор повлияли на развитие американского общества — для этого в 1930-е и 1940-е собирала народные песни во Флориде. В южных штатах ей приходилось брать с собой пистолет — тогда был риск столкнуться с членами Ку-Клукс-клана. Сохранились девять кинопленок, на которые она запечатлела жизнь местных жителей и записала спиричуэлсы (жанр афроамериканского духовного пения, возникший в США во времена рабства). Чтобы более глубоко погрузиться в культуру чернокожих людей, антрополог ездила на Гаити и Ямайку, изучая там религии африканской диаспоры. 

Также в 1930-е Хёрстон обнаружила, что на лесопильнях во Флориде влиятельные белые мужчины подвергали темнокожих женщин сексуальной эксплуатации — эта практика сохранилась со времен рабовладения. В 1954-м газета Pittsburgh Courier поручила Хёрстон осветить судебный процесс над богатой темнокожей женщиной, обвиняемой в убийстве белого врача и политика — та утверждала, что он изнасиловал ее и заставил родить от него ребенка. 

Наблюдения и исследования Хёрстон ложились в основу газетных статей и многочисленных литературных произведений. Она рассказывала о культуре афроамериканцев, а также о трудностях, с которыми ей приходилось сталкиваться самой: например, в автобиографической книге «Пыльные следы на дороге» — о том, как трудилась на тяжелой низкооплачиваемой работе. 

Одна из самых известных книг Хёрстон — «Их глаза видели бога. Роман о любви и надежде». Вопреки литературным нормам того времени, автор выстроила сюжет вокруг жизненного опыта чернокожей женщины. Посмертно были выпущены сборник фольклорных сказок, собранных Хёрстон во время ее антропологических исследований, и ее работа о жизни Каджо Льюиса, одного из последних рабов, незаконно переправленных в США из Африки.

Рут Бенедикт: формирование личности внутри культуры
Library of Congress·Wikipedia

Рут Бенедикт: формирование личности внутри культуры

Первые свои исследования антрополог Рут Бенедикт проводила на американском Западе, изучая жизнь коренных народов и по результатам наблюдений написала диссертацию «Концепция духа-хранителя в Северной Америке», за которую получила докторскую степень в области антропологии в 1923 году. В этой работе антрополог сравнила и проанализировала верований в духов у разных племен. В 1924 году она начала преподавать в Колумбийском университете, а в 1947-м стала президентом Американской антропологической ассоциации. Всего через год ученая умерла. 

Главным трудом Рут Бенедикт стали «Модели культуры» 1934 года. Ученая рассматривала культуры разных народов как уникальные совокупности интеллектуальных, религиозных и эстетических элементов. Она сравнила коренные народы Северной Америки Зуни, Добу и Квакиутл, чтобы продемонстрировать, что именно «личность», особый комплекс черт и установок той или иной культуры, определяет индивидов внутри нее как успешных или изгоев. В этой работе она также изучала взаимоотношения между личностью, искусством, языком и высказала идею о том, что ни одна из этих единиц не существует изолированно от других. 

Благодаря своим кропотливым исследованиям в 2005 году Рут была включена в Национальный зал славы женщин в США. 

Лила Абу-Лугод: особый взгляд на женщин Востока
DR

Лила Абу-Лугод: особый взгляд на женщин Востока

Чтобы написать диссертацию и получить степень доктора философии в области социокультурной антропологии в Гарварде, Лила Абу-Лугод отправилась на полевые работы в бедуинскую общину в Египте, где жила с конца 1970-х до середины 1980-х годов. Ее наблюдения легли в основу книги Veiled Sentiments: Honor and Poetry in a Bedouin Society («Скрытые чувства: честь и поэзия в бедуинском обществе»). В ней она рассмотрела, как в фольклоре бедуинов выражается их отношение к вопросам пола, чести и эмоций. Например, она заметила, что бедуинки используют поэзию для протеста против патриархальных норм, с которыми им приходится мириться. Однако позже ученая сама же критиковала свой подход к рассмотрению протеста местных женщин из-за ошибочного приписывания им привычного западным женщинам феминистского сознания, которое им не могло быть знакомо. 

Она также изучала опыт конкретных бедуинских женщин: жила в их семьях, наблюдала за их повседневностью. Абу-Лугод рассматривала их истории многогранно, стараясь отойти от упрощенного взгляда «угнетенная жертва» и призывая к этому других антропологов. Впоследствии вопрос гендера стал центральным в исследованиях Абу-Лугод. Знаменитая книга ученой «Нужно ли мусульманским женщинам спасение?» критикует в том числе то, как либеральное общество Запада манипулирует правами женщин, чтобы оправдать политические и военные вмешательства в жизнь мусульманских государств. Она говорит о женщинах не как о заложницах политической ситуации, а как о важных представителях общества со своими взглядами на жизнь, желаниями и ограничениями. 

С 2000 года Абу-Лугод занимает должность профессора антропологии и женских исследований в Колумбийском университете.

Барбара Майерхофф: жизнь пожилых представителей еврейской диаспоры
Wikipedia

Барбара Майерхофф: жизнь пожилых представителей еврейской диаспоры

Антрополог Барбара Майерхофф, защитившая докторскую диссертацию в Калифорнийском университете в 1968-м, стала первым иноземцем, совершившим вместе с индейцами Уичоль сбор священного для них кактуса, изучила ритуалы и символы в жизни представителей коренных народов Мексики. А в 1972 году обратилась к изучению жизни сообщества пожилых евреев в Калифорнии. Эта тема была близка антропологу, происходившей из еврейской семьи.

В ходе наблюдений она сделала вывод: ритуалы, рассказывание историй друг другу и даже ссоры позволяют пожилым людям чувствовать себя включенными в социальную жизнь и закрывают потребность быть замеченными, когда контакты с семьей и обществом становятся реже. Барбара Майерхофф также исследовала гендерные различия в отношении к старению и заметила, что в еврейских сообществах женщины относятся к старости легче, чем мужчины, так как они более ориентированы на сохранение семьи, чем на публичность и работу вне ее.

Все эти темы она отразила в книге Number Our Day («Сочти наши дни»), которая вышла в 1978-м. Двумя годами ранее на основе собранных Мейерхофф исследований был снят одноименный документальный фильм, удостоенный премии «Оскар».

Шерри Ортнер: обычаи шерпов и подчинение женщин
DR

Шерри Ортнер: обычаи шерпов и подчинение женщин

Шерри Ортнер получила докторскую степень в антропологии в университете Чикаго. Особое внимание она уделяла исследованиям жизни шерпов — народа, живущего в Восточном Непале. Она изучала их религиозные ритуалы, устройство общества и гендерные нормы. Свои наблюдения о том, что для шерпов повседневная жизнь и религия неразделимы, она изложила в работе «Шерпы через их ритуалы» 1978 года. Быт шерпов она изучала и в связи с их отношениями с западными альпинистами, которые нанимают их как проводников для восхождения на вершины Гималаев. 

Параллельно с этнографией Ортнер также уделяла внимание гендерным вопросам. Особую популярность она обрела после публикации своего эссе «Женщина по отношению к мужчине как природа по отношению к культуре?». В нем она высказала следующую идею: женщина на протяжении истории ассоциировалась с природой (рождение детей, приписываемая женщинам эмоциональность, забота о семье), а мужчина — с культурой (общественная жизнь,  научные открытия). Подобно тому, как культура стремится подчинить природу, мужчина в патриархальном обществе подчиняет женщину. Эта работа Шерри Ортнер стала важным текстом в феминистской антропологии.

Нэнси Шепер-Хьюз: опыт людей из уязвимых групп
DR

Нэнси Шепер-Хьюз: опыт людей из уязвимых групп

Свою научную карьеру антрополог Нэнси Шепер-Хьюз посвятила исследованию обстоятельств жизни уязвимых слоев общества: пострадавших от насилия, людей с низким доходом, людей с ментальными заболеваниями. Через три года после того, как Шепер-Хьюз получила докторскую степень в области антропологии в Калифорнийском университете в 1976-м, она на материале годичного полевого исследования выпустила работу «Святые, ученые и шизофреники: психические заболевания в сельской Ирландии». Согласно Шепер-Хьюз, распространенность диагноза в западной Ирландии — во многом результат демографических процессов, в результате которых в семьях в среднем стало меньше детей, и на сыновей выросла нагрузка, связанная с поддержкой пожилых родителей (как следствие — невозможность построить собственную семью).

Изучала Шепер-Хьюз и женский опыт. В работе Death Without Weeping: The Violence of Everyday Life in Brazil («Смерть без слез: насилие в повседневной жизни в Бразилии») она рассказала о том, как матери в Бразилии, живущие в условиях крайней бедности, перестают заботиться о своих больных детях. 

Помимо прочего, антрополог исследовала эпидемию СПИДа на Кубе, расовую сегрегацию и насилие в Южной Африке и сексуализированное насилие над детьми. Сегодня она продолжает свою работу в Калифорнийском университете в Беркли. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+