И века не прошло: как женщины добивались справедливой платы за свой труд

США — 1960-е: активизм Эстер Петерсон
Эстер Петерсон родилась в 1906 году в Юте, консервативном штате США, в семье мормонов. После школы она пошла учиться в частный колледж на преподавателя физкультуры, а затем поступила в магистратуру. Там Эстер познакомилась с Оливером Петерсоном, своим будущим мужем, ярым социалистом, который повлиял и на взгляды Эстер.
После окончания университета она переехала в Бостон, где стала волонтером в Ассоциации молодых христианок, участницы которой выступали против дискриминации по полу и помогали девушкам бороться с расизмом, бытовым насилием. От организации Эстер Петерсон вела уроки для работниц швейной фабрики. Именно там и началась ее активистская деятельность.
В один из вечеров ученицы Петерсон не пришли на занятие — в тот день они устроили забастовку. Дело в том, что модельеры изменили фасон платьев, пошивом которых занимались работницы: времени на их изготовление стало уходить больше, а зарплата осталась прежней. Петерсон присоединилась к бастующим девушкам. «Я решила, что у них, у трудящихся, должен быть голос. Женщины были оставлены в стороне, им достались все тяготы жизни», — вспоминала она. Интересно, что во время жизни в Юте Петерсон относилась к подобным протестам совсем иначе. Первый она увидела в возрасте 12 лет — это была забастовка железнодорожников. Позже Петерсон вспоминала: «Меня воспитывали в убеждении, что у бастующих в карманах бомбы и что они коммунисты».
После забастовки на швейной фабрике Петерсон организовала Комитет неравнодушных женщин, который занялся улучшением условий труда. Заниматься этим во время Великой депрессии было непросто, однако Эстер Петерсон не оставляла своих начинаний. Позже она вступила в Международный профсоюз работниц на швейных фабриках, где продолжала вести уроки. На семинарах девушки обсуждали все: от экономики и контроля рождаемости до поэзии. А среди приглашенных гостей была, например, Элеонора Рузвельт — первая леди США.
В 1940-х Петерсон была лоббистом в Национальном совете по трудовым отношениям, в 1950-х жила за границей, поскольку ее муж был дипломатом. Но в 1960-м она вернулась в США и поддержала президентскую кампанию Джона Кеннеди. В 1961-м он, став президентом, назначил Петерсон помощником министра труда и директором Бюро по делам женщин.
Петерсон провела серию встреч с работающими женщинами по всей стране: они жаловались на гендерную и расовую дискриминацию, на несправедливую оплату труда, на отсутствие элементарных удобств на рабочем месте (например, в Лос-Анджелесе у работниц, занятых в сельском хозяйстве, не было доступа к туалетам).
В 1962 году Петерсон подготовила законопроект о равной оплате труда. А в 1963-м его подписал Кеннеди. Тем не менее Петерсон вспоминала, что добиться этого было непросто: «Закон не был в приоритете у Белого дома, и мы не получали от них помощи. Честно говоря, мы (члены Бюро по делам женщин) полностью сами подготовили законопроект».
На сегодняшний день зарплаты мужчин и женщин в США все еще не равны. Средняя зарплата женщины в 2025 году составляет 80,7% зарплаты мужчины. Но благодаря борьбе Эстер Петерсон борьба за равную оплату труда обрела законодательную базу.
Великобритания — 1970-е: реформы Барбары Касл
6 октября 1910 года в семье английского налогового инспектора Фрэнка Беттса и его супруги Энни Фарранд родилась третья дочь, Барбара. Оба ее родителя были убежденными социалистами и состояли в лейбористской партии: отец впоследствии стал редактором левой газеты Bradford, а мать-домохозяйка избиралась муниципальным советником от партии лейбористов в Брэдфорде. Барбара пошла по стопам родителей и вступила в лейбористскую партию, еще будучи подростком. Уже во время учебы в университете она стала казначеем лейбористского клуба в университете — на тот момент это было вершиной партийной карьеры для женщины. Училась Барбара в Оксфорде, где изучала философию, политологию и экономику.
После Второй мировой войны Барбара Касл стала приобретать все большую популярность как политик. В 1950-х годах она стала известной благодаря своим выступлениям в поддержку стран Африки в их борьбе за деколонизацию. А в 1964-м Касл стала четвертой женщиной в истории Великобритании, занявшей пост министра — сначала по вопросам зарубежного развития, потом транспорта, позже занятости и производительности, а затем здравоохранения и социальных служб.
На протяжении всей карьеры в правительстве она проводила реформы, которые нередко казались радикальными, но меняли жизнь граждан к лучшему. Например, будучи министром транспорта, Касл обязала всех водителей автомобилей пристегиваться за рулем, установила ограничение скорости на дорогах до 70 миль в час и призвала патрульные службы пользоваться алкотестером. Эти нововведения нравились не всем. Например, журналист Би-би-си как-то спросил ее в интервью: «Министр, это ужасная идея. Вы портите мне удовольствие от вождения… Вы всего лишь женщина, вы не водите, что вы вообще об этом знаете?» Но благодаря нововведениям смертность на дорогах сократилась.
В 1976 году Барбара Касл поспособствовала принятию закона, согласно которому социальное пособие на ребенка стало выплачиваться матерям (на которых, как правило, лежала большая часть нагрузки, связанной с родительскими обязанностями), а не прибавляться к зарплате отца, как было раньше.
Но, пожалуй, самое важное достижение Касл — закон о равной оплате труда.
В 1968 году в Дагенхэме 187 швей фабрики, которая производила чехлы для сидений автомобилей Ford, объявили забастовку: их зарплата была на 15% ниже зарплаты мужчин, которые выполняли те же задачи. Более того, почти все женщины на фабрике значились как сотрудницы категории B, в то время как мужчины с такими же навыками относились к категории С, то есть считались более квалифицированными. Из-за протеста женщин работы на фабрике остановились, а спустя три недели чуть не прекратился выпуск автомобилей вообще на всех заводах Ford в Великобритании. Те события легли в основу фильма «Сделано в Дагенхэме».
Барбара Касл поддержала работниц фабрики. На личной встрече она пообещала им решить проблему оплаты труда на законодательном уровне, а еще пожертвовала 10 000 фунтов стерлингов в благотворительный фонд на поддержание девушек-работниц. Вайолет Доусон, одна из лидеров протеста, так вспоминает об этой встрече: Касл пригласила девушек, организовавших забастовку, в свой кабинет, выслушала каждую, а «когда пресса разошлась, Барбара открыла мини-бар, и мы все выпили».
Забастовка прекратилась, и фабрика вернулась к привычному расписанию работы. Барбара Касл сдержала слово, и благодаря ее усилиям ставка женщин в тот же год была повышена, хотя все еще не равнялась мужской: она составляла лишь 92% от нее.
В начале 1970 года Барбара Касл внесла законопроект о равной оплате труда в Палату общин. Он вступил в силу спустя почти шесть лет, в конце 1975-го, и стал первым законодательном актом Великобритании, который закрепил право женщин получать ту же зарплату, что и мужчины. Тем не менее многие женщины с навыками, соответствующими категории С, все еще значились работницами категории B с меньшими зарплатами. Это изменилось только спустя девять лет, после еще одной забастовки в 1984 году. Разница между зарплатами женщин и мужчин в Великобритании до сих пор есть, однако сейчас она разительно меньше, чем была полвека назад, и на апрель 2025 года составляет 6,9%.
Австралия — 1980-е: закон Сьюзан Райан
Сьюзан Райан — фем-активистка и первая женщина-министр в Австралии — родилась в 1942 году в пригороде Сиднея. В подростковые годы она получила образование в женском монастыре. Парадоксально, но именно там, как она вспоминала, сформировались ее феминистские убеждения: монахини критиковали гендерное неравенство в церковных учреждениях. Позже Райан получила степень магистра по английской литературе и работала школьной учительницей, а затем переехала в Канберру, где стала активным членом партии лейбористов.
Активная политическая карьера Сьюзан Райан началась в 32 года, когда в 1975 году она была избрана в австралийский Сенат. Лозунг ее кампании звучал так: «Место женщины — в Сенате». Позже она вспоминала, что пресса и избиратели тогда обсуждали не ее предвыборную программу, а внешность, возраст и развод.
В те годы премьер-министром Австралии был Гоф Уитлэм, при котором положение женщин в обществе значительно улучшилось: им стало проще покупать контрацептивы, подавать на развод и получать пособия на детей. Однако сама Райан описывала Австралию в 1970-е как страну с огромным гендерным разрывом, в том числе на рынке труда. Из-за ограниченного доступа к образованию и системной дискриминации зарплаты женщин были на 2/3 ниже, чем зарплаты мужчин.
Позже, в 1983 году, Райан была назначена на пост министра образования — и стала первой женщиной в Австралии, занявшей этот пост, — а также помощником министра по вопросам положения женщин. В том же году она вынесла законопроект о запрете дискриминации по признаку пола (Sex Discrimination Act) на рассмотрение сената, и спустя всего год он вступил в силу.
Закон, направленный, казалось бы, на улучшение положения женщины в обществе, подвергся критике со стороны феминисток. Чтобы добиться его принятия, Сьюзан Райан пришлось пойти на уступки, поэтому окончательный вариант закона допускал дискриминацию по признаку пола в религиозных образовательных учреждениях и в армии. Тем не менее Райан придерживалась точки зрения, что лучше начать с малого.
Даже в урезанном виде закон был прорывным. Он касался не только трудовых прав женщин, но и, например, гарантировал им равный доступ к образованию, криминализировал сексуализированные домогательства (впервые в мире!), защищал права матерей, запрещал дискриминацию при совершении сделок с недвижимостью и получении банковских услуг.
Как и в других странах, разница в оплате труда мужчин и женщин в Австралии до сих пор существует. Она не такая большая, как в США, но почти в два раза больше, чем в Великобритании, и составляет 11,5%. Несмотря на это, Австралия стабильно входит в топы рейтингов гендерного равенства.
